Музыкальная грамотность

Продолжение работы по направлениям, предложенным ранее.

Систематически, на каждом уроке, работать над освоением важнейших выразительных средств музыки: интонация, лад, регистр, тембр, ритм, метр, темп и т.д.

Расширять представления детей о балете, обобщить знания об этом жанре.

На новом уровне актуализировать представления детей о жанре «симфония». Определять в музыке и понимать содержательное значение, использование массово-бытовых жанров (песня, танец, марш).

Продолжать освоение ступеней: ΙV-«На» и VΙΙ-«Ти». Освоение поступенного интонационного движения, неустойчивых терций (ΙΙ-ΙV; ΙV–VΙ;VΙΙ-ΙΙ). Пение упражнений, включающих опевание устоев. Умение слышать и определять движение по неустойчивым ступеням, ладовую завершенность и незавершенность мелодии. Пение импровизаций-диалогов с целью формирования ощущения тоники.

Ввести понятие о тоне и полутоне. Петь гамму до мажор. Освоить понятие «гамма». Познакомить детей с фортепианной клавиатурой.

Продолжать работу по формированию метро-ритмического чувства. Дети должны знать, понимать и использовать понятия ритм, счет (размер), темп, слышать двухдольность и трехдольность в музыке, слышать изменение размера.

Развивать и совершенствовать навык сольфеджирования. Продолжать изучение нотописания: выучить ноты до-ми-соль-си. Проводить игру «Ребусы».

 

Попевки. Распевания

 

 Освоение поступенного движения (I – VI ступени), IV ступени лада.

Венгерская народная песня «Гусенок» (сольфеджирование, исполнение каноном)

Венгерская народная песня «Моется цапля» (сольфеджирование, исполнение каноном)

Украинская народная песня «Сеяв мужик просо» (сольфеджирование, исполнение каноном)

Чешская народная песня «Жучка» (сольфеджирование, исполнение каноном)

Русская народная песня «Кукушечка» (сольфеджирование; исполнение каноном)

А. Александров «К нам гости пришли» (сольфеджирование)

Русская народная песня «Как под горкой, под горой». (сольфеджирование, исполнение каноном)

Русская народная песня «Василек» (сольфеджирование)

Т. Попатенко «Цинци - бринци» (сольфеджирование)

Греческая народная песня «Колечко» (сольфеджирование)

А. Яковлев Упражнения №1,2,3

Нисходящие трезвучия на слоги «лю», «лё» (legato) и на слоги «но», «мо», «динь», «зум» (staccato, non legato).

Пение отрезков звукоряда на предложенные слоги.

Пение гаммы до мажор, соль мажор, фа мажор.

Исполнение темы марша из «Фарандолы» Ж. Бизе на слог «но».

Песни

 

Д. Кабалевкий                  «Кто дежурные?»

Русская народная песня   «Как на тоненький ледок»

Русская народная песня   «Не летай, соловей» (двухголосие)

Г. Эрнесакс                       «Паровоз» (повторение)

А. Островский                 «Угадайка»

А. Бирнов                          «Праздник в зоопарке»

М. Парцхаладзе                «Дед Мороз»

Е. Подгайц                        «Новый год»

Эстонская народная песня «Хор нашего Яна»

П. Чайковский                  «Старинная французская песенка»

Польская народная песня «Охотничья шуточная»

в обработке М. Феркельмана

 

В процессе разучивания песен сольфеджируются все доступные детям фрагменты.

 

Вокальная импровизация

 

 Импровизация – диалог вопросно-ответной структуры в форме предложений и периода (учитель – ученик; ученик – ученик). Вопрос оканчивается неустойчиво – ответ - устойчивое окончание. Исполняется вокализом.

Импровизация мелодий в определенном жанре как вокализом, так и на заданный текст.

 Импровизация в заданном размере (вокализом).

 Импровизация – диалог на предложенный текст.

 

Из английской народной песни в переводе С. Маршака

 

– Маленькая девочка,

Скажи, где ты была?

– Была у старой бабушки

На том конце села.

– Что ты пила у бабушки?

– Пила с вареньем чай.

– Что ты сказала бабушке?

–  «Спасибо» и «Прощай».

                                    

Если спросишь ручеек:

 - Ты куда бежишь?

То ответит ручеек:

 - В речку, мой малыш.

Если спросишь речку:

 - Ты куда бежишь?

То ответит речка:

 - В море, мой малыш.

Если спросишь море:

 - Ты зачем шумишь?

Скажет море:

Поскорее засыпай, малыш.

(Р. Сеф)  

 

Музыкально – пластическая деятельность

 

1. Игра «Прятки» (повторение).

 

В. Моцарт              «Вальс»

И.С. Бах         «Волынка»

С. Прокофьев «Марш»

 

2. Упражнения, способствующие формированию ощущения фразы:

 

Ф. Шуберт «Вальсы» (A-dur, D-dur, H-dur)

В. Ребиков   «Елка»

П. Чайковский «Декабрь»,

«Вальс снежных хлопьев» из балета  «Щелкунчик».

 

3. Определение в процессе музыкально-пластической деятельности двухдольного и трехдольного метра.

4. Пластические этюды и пластические импровизации:

 

К. Хачатурян «Сеньор Груша успокаивает Чиполлино».

«Строительство дома кума Тыквы» из балета «Чиполлино»

С. Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»

П. Чайковский «Вальс лебедей»

«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Тема: «Как волшебница – интонация строит музыкальное королевство»

Интонация – кварта:

 

Ж. Бизе           «Фарандола» (повторение).

Р. Шуман       «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

(повторение).

П. Чайковский Симфония № 6 (фрагмент III части).

С. Прокофьев «Марш» (повторение).

 

Интонация – секунда:

 

Р. Шуман       «Первая утрата» (повторение).

В. Моцарт              «Lacrymoza» из «Реквиема»

(оркестровое вступление).

П. Чайковский Симфония №4 (I часть, главная партия).

 

Первоначальный материал для осознания формы:

 

Двухчастная форма

П. Чайковский «Итальянская песенка» из «Детского альбома»

М. Глинка       «Полька»

Э. Григ           «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт»

М. Старокадомский «Любитель-рыболов»

М. Иорданский «У дороги чибис»

 

Трехчастная форма

А. Гречанинов «Мазурка»

В. Косенко               «Дождик».

П. Чайковский  «Детский альбом»:

«Полька»

«Баба-Яга»

«Вальс»   

«Сладкая греза»

«Новая кукла»

«Песня жаворонка»

Р. Шуман       «Альбома для юношества»:

«Дед Мороз»

«Отзвуки театра»

«Смелый наездник»

Д. Шостакович цикл «Танцы кукол»:

«Шарманка»  

«Вальс-шутка»

«Лирический вальс»

Э. Григ           «Листок из альбома» e-moll

                   «Шествие гномов»

                   «Норвежский танец» A-dur

                   «Народный напев»

                   «Поэтическая картинка № 1»

                   «Вальсы» e-moll, a-moll

Ф. Шуберт    «Музыкальный момент» f-moll

                  «Вальсы» (по выбору)

Ф. Шопен       «Мазурка» (a-moll, № 49)

М. Глинка       «Арагонская охота» (тема хоты, фрагмент)

                               «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

 

Форма рондо

Л. Дакен         «Кукушка»

Д. Кабалевский «Зачем нам выстроили дом», «Рондо-марш»

Г. Гладков      «Птичий рынок»

Л. Бетховен   «К Элизе»

С. Слонимский «Рондо»

Г. Свиридов   «Парень с гармошкой»

С. Прокофьев «Болтунья

 

Вариационная форма

А. Эшпай                 « Перепелочка»

П. Чайковский        «Камаринская»

«Четвертая симфония» (финал, фрагмент)

Н. Римский-Корсаков «Белка» – первое чудо из оперы

«Сказка о царе Салтане»

И. Стравинский      «Танец кормилиц» из IV картины балета

«Петрушка»

В. Моцарт                        «Вариации на тему французской

народной песни»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: