Музыкальная грамотность

Актуализация и освоение на новом уровне сложности знаний, умений и навыков в области музыкальной грамотности, полученных в начальной школе.

Формирование представлений о важнейших чертах национального стиля русской музыки.

Освоение на новом уровне сложности содержания понятий: жанр, жанровость, жанровое начало. Формирование представлений о специфике жанра оперы (театральный жанр) и освоение новых разновидностей концертного жанра: романс, баркаролла и т.д.

Актуализация представлений об основных выразительных средствах музыки: интонации, ладе, регистре, ритме, метре, тембре, динамике и т.д. Углублённое освоение соответствующих понятий-терминов и умение использовать их в процессе анализа музыки. Проведение музыкально-дидактических игр: в форме тестов на определение лада, регистра, метра, тембра.

Продолжение работы по формированию ладового чувства. Определение на слух мажорного, минорного и переменного лада. Умение найти и спеть тонику, трезвучие в тональности звучащего произведения, слышать соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней, актуализировать знание (слышание, интонирование) типизированных ладовых интонаций.

Продолжение освоения понятия «тональность». Сольфеджировать в тональностях до мажор, соль мажор, ре мажор, фа мажор и в параллельном миноре.

Закрепление знаний и умений учащихся в области метроритма. Знание, понимание и использование терминов: ритм, размер. Освоение новых разновидностей ритмоформул в размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Актуализация и усвоение на новом музыкальном материале ритмоформул полонеза и мазурки.

Закрепление в практической деятельности (сольмизация, сольфеджирование) всех основных длительностей, пауз (восьмая, четвертная, половинная). Конкретизация слуховых представлений о синкопе, закрепление ритмоформул, включающих пунктирный ритм.

Дальнейшее освоение основных формообразующих принципов: повторения (тождество), повторения с изменением (вариант), применением контраста-сопоставления. Актуализация знаний учащихся о музыкальной форме на новом уровне сложности, использование опорных схем: АВ (двухчастная форма), АВА (трёхчастная форма), АВАСА (форма рондо), АA1A2A3A4 (вариационная форма и вариантное развитие).

Расширение представлений о тембрах групп инструментов симфонического оркестра, отдельных инструментов: скрипка, гобой, кларнет, английский рожок.

Знание и определение на слух в форме тестов основных певческих голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас.

Определение на слух однородных (детских, женских, мужских) и смешанного хоров.

Сольфеджирование по алгоритму в абсолютной системе с опорой на освоенные ладовые интонации фрагментов песен, основных тем прослушиваемых музыкальных произведений.

Дальнейшее освоение правил нотной записи, знание расположения нот в диапазоне, необходимом для практического музицирования. Понимание знаков нотного письма, обозначающих знаки альтерации, динамические оттенки, штрихи, распевы, фразировку.

 

Певческая деятельность

 

Эмоциональное осмысленное исполнение песен, выразительная фразировка.

Умение самостоятельно исполнить песню, в том числе и a’capella.

Умение исполнять двухголосные песни группами, классом, сохраняя хороший строй.

Пение легким, полетным льющимся звуком. Умение пользоваться различными штрихами в пении: legato, non legato, staccato.

Совершенствование навыков певческого дыхания.

Дальнейшее освоение правил вокальной орфоэпии, совершенствование артикуляции в процессе пения.

Пение в диапазоне: сопрано I:     c1 – e2,

сопрано II:     c1 – d2,

альты:       h – c2.

В двухголосных произведениях II-е сопрано обычно делятся на две группы в зависимости от диапазона и объединяются либо с партией альтов (но не исполняют звуков ниже c1), либо с партией I сопрано (тогда II-е сопрано не исполняют звуки выше d2).

Исполнение песен с различными видами многоголосия: гетерофонным, полифоническим, гармоническим, подголосочным. Исполнение канонов в приму на два и на три голоса.

Совершенствование различных видов хорового ансамбля.

Работа над чистотой интонации, хорошим строем как в унисонных, так и в многоголосных произведения.

Певческие упражнения

Распевания А. Яковлева №2, 3, 4, 5, 6.

Стабильные распевания на основе нисходящих отрезков звукоряда, трезвучий на слоги «лё», «лю», «ма», «мо», «му», «но», «да», «до», «ду», «ди» различными штрихами.

Гаммы с названием нот и на разные слоги (C, D, G и F с переносом тетрахорда).

Каноны: А. Анцев «Соловушко», «Горные вершины»

                       Ю. Литовко «Вербонька», «Пойду ль я»

                       Русская народная песня «А я по лугу»

 

    Упражнения для развития гармонического слуха:

 

              - нижний звук из двух

              - озвучивание гармонических интервалов на два голоса

- упражнение с выдержанным звуком в одном голосе

              - средний звук из трёх

 

    Исполнение вокализом тем прослушиваемых произведений (см. планирование).

 

Импровизация

· импровизация в стиле русской народной песни;

· импровизация в стиле русской музыки;

· импровизация подголосков в песнях;

· сочинение (подстраивание) вторы в песнях с терцовым двухголосием.

Содержание работы

Учебный год в пятом классе начинается с повторения темы «Музыка моей Родины», обобщения характерных особенностей стиля русской музыки.

Важнейшие черты национального стиля русской музыки легче осознаются учащимися в сравнении с ярким примером национального стиля, который является нам в звуковом мире, созданном Э. Григом. Тесные связи музыки Э. Грига с норвежским фольклором определяют своеобразие его музыкального языка: характерные интонации (разрешение VII ступени в V ступень лада), особенности метроритмики (синкопы, акценты, размеры 6/8, 9/8 и т.д.), обусловленны жанровой спецификой норвежских народных напевов и танцев. Учащиеся сами находят перечисленные особенности музыального языка в процессе анализа. Сравнение стилистических особенностей музыки Э. Грига и музыки русских композиторов стимулирует применение различных форм проблемного обучения: проблемные задачи, тесты и т.д.

Творчество Э. Грига близко и понятно учащимся и по своей тематике.

Музыка Э.Грига на новом уровне возвращается к теме четвертого класса «Что за прелесть эти сказки», позволяя проверить уровень усвоения выразительных средств музыки («музыкальную азбуку»).

Центральной темой учебного года является изучение специфики оперного жанра, а также оперного творчества русских композиторов: М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, М. Мусоргского.

Этот материал позволяет представить яркую картину музыкальной жизни Петербурга XIX века, рассказать о деятельности Русского музыкального общества, бесплатной музыкальной школы, открытии первой русской консерватории, а также о  деятельности петербургских музыкальных театров и придворной певческой капеллы. Особое внимание необходимо уделить деятельности творческого объединения «Могучая кучка», новаторским идеям и тенденциям, воплощенным в творчестве наиболее талантливых членов кружка, определивших дальнейшие пути развития русской музыки. Знакомство с операми русских композиторов предвосхищается беседой об истории возникновения оперного жанра, специфических оперных формах, а в процессе слушания происходит освоение некоторых приемов оперной драматургии, знакомство с тембрами основных певческих голосов.

Симфоническое творчество русских композиторов позволяет, охватывая в процессе восприятия все более крупные произведения, постигая их содержание, анализируя комплекс выразительных средств, осваивать на новом уровне принципы развития музыки: повторение и вариант на материале «Камаринской» М. Глинки, повторение и контраст на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки.

Ключевым произведением, вводящим в мир музыки М. Глинки, является «Вальс-фантазия». Поэтизация вальса, свойственная романтикам, находит в «Вальсе-фантазии» наивысшее воплощение. Классицистская ясность формы, блестящая оркестровка с одной стороны, и удивительная, упоительная напряженность лирического чувства, отраженная в щемящей интонации IV повышенной ступени, и особая театральность, проявляющаяся в интонационной незавершенности, трехтактовом строении фраз, как бы перебивающих друг друга в диалоге, вводит нас в атмосферу интимных романтических переживаний русского дворянина пушкинского Петербурга и дает возможность начать обсуждения темы «Вальс в русской музыке».

Обращение к программной симфонической сюите Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» – другая кульминация в изучении жанров симфонической музыки в пятом классе. Думается, что стоит использовать первоначально созданную Н. Римским-Корсаковым программу и, конечно, фрагменты сказок «1001 ночь».

Исследование удивительного разнообразия интонационного развития основного интонационного зерна, тесная интонационная связь всех тем симфонической сюиты поражает детей, и позволяет актуализировать их представления о принципах развития музыки, о выразительных средствах музыки. Все темы прекрасно запоминаются, поются в виде вокализов и, несмотря на масштабность симфонической сюиты, учащиеся с удовольствием слушают ее целиком в течение нескольких уроков. Это произведение, как и музыка М. Глинки, – клад для изучения тембров инструментов симфонического оркестра. Важно актуализировать знания учащихся о составе симфонического оркестра и предложить несколько тестов на определение тембров групп и отдельных инструментов симфонического оркестра.

Обращение на новом уровне ко Второй симфонии А. Бородина предваряется повторением материала темы 4 класса «Дела давно минувших дней». Необходимо обратиться к былинам, к образцам эпической и героической русской музыки, знакомых учащимся. Важно особое внимание уделить интонационому анализу основных тем симфонии, особенно главной. Тема – пружина, напряженно заполняет, завоевывает каждую новую высоту, и снова утверждает тонику, многократно «втаптывая» ее в музыкальную память слушателя, мощно и властно; воздействие усиливается мощными унисонами оркестра. Характерные трихордовые интонации А. Бородина здесь перекликаются с основной интонацией русской народной трудовой песни «Эй, ухнем!».

Музыка настолько мощно и величественно звучит, что дети часто говорят о богатырском бое, но в том то и прелесть этого «собрания богатырей» (А. Бородин), что есть сила и удаль, и готовность защитить Родину, но боя нет! Для детей пятого класса -  это проблема и ее можно разрешить только внимательно вслушиваясь в музыку. Хорошим помощником в понимании музыкального образа симфонии может стать картина В. Васнецова «Три богатыря». В этих двух произведениях разных искусств воплощена чрезвычайно ярко вера в великую нравственную силу и духовную мощь русского народа, столь важная для искусства 60-х годов XIX века в России. Сравнение замысла картины и содержания симфонии позволяет глубже понять идею симфонии, сделать этот процесс более интересным и доступным.

Обращаясь к оперному творчеству русских композиторов, хотелось бы остановиться на некоторых особенностях трактовки оперного жанра в каждом конкретном случае.

Главное внимание в процессе знакомства с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила» уделяется знакомству с оперной формой: вводятся понятия: «увертюра», либретто, ария. Для ребенка этого возраста ария  – характеристика героя, его портрет, поэтому мы знакомимся с ариями главных героев оперы, сравнивая их арии-портреты (Фарлаф, Руслан, Людмила). Попутно происходит знакомство с певческими голосами. Арии можно слушать целиком («Рондо Фарлафа») или фрагментами (Ария Руслана).

В опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») главное внимание уделяется оперной драматургии, интонационному развитию, поэтому важно показать фрагмент хоровой интродукции (Хор «Родина моя»), танцы из II действия оперы (новая ритмоинтонационная среда), сцену И. Сусанина с поляками из III действия оперы и, конечно, эпилог оперы со знаменитым хором «Славься».

В процессе вслушивания в звуковой мир оперы необходимо выявить важнейшие интонации и проследить за их дальнейшим развитием. Хор «Родина моя», первый и второй ответы И. Сусанина полякам, хор «Славься» – развитие одной интонации, развития образа России, Родины сквозь призму подвига И. Сусанина. Дети должны именно так, через интонационный анализ, подойти к пониманию главной идеи патриотической оперы М. Глинки. Не менее важно показать ритмоинтонационное своеобразие польских танцев «Полонеза» и «Мазурки», пропеть основные темы, прохлопать их ритм, записать его на доске для того, чтобы понять гениальную сцену вторжения поляков в дом И.Сусанина именно через столкновение различных ритмоинтонационных пластов, причем сделать это в процессе самостоятельной работы учащихся.

Оперы Н. Римского-Корсакова позволяют реализовать различные дидактические цели. «Сказка о царе Салтане» помогает ввести в тему через повторение симфонической картины «Три чуда», фрагменты оперы «Золотой петушок», позволяют расширить представление детей о певческих голосах и показать возможности арии – характеристики (Ария Шемаханской царицы, сцена объяснения Додона и Шемаханской царицы), познакомит с жанром сказки-сатиры.

Опера-былина «Садко», одно из самобытнейших творений композитора, раскрывает тему великой одухотворяющей силы искусства, одной из важнейших тем его творчества. В то же время, Н. Римский-Корсаков средствами национальной оперной драматургии обращается к одной из важных тем романтического искусства – судьбы творца, непонимание его современниками, его одиночество. Важно на доступном учащимся этого возраста уровне обратиться к этим проблемам.

Одной из главных интонационных линий в опере является развитие темы морской стихии. Сопоставление необыкновенно органичных интонаций Садко, выросших из народного русского мелоса и  фантастических, сказочных интонаций, связанных с Волховой и подводным царством а также развитие темы моря – основа понимания музыкальной драматургии оперы.

В процессе знакомства с фрагментами оперы дети знакомятся с певческими голосами. Сравнивая песни иноземных гостей, учащиеся сравнивают различные по содержанию музыкальные образы, различные интонации, разные певческие голоса, разные картины моря. При наличии времени можно обратиться к опере «Снегурочка», можно высвободить время на изучение оперы «Снегурочка», отказавшись от обращения к операм «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок».

Обращаясь к творчеству А. Бородина, необходимо очень сжато, лаконично осветить главное в его творческом облике творца и ученого. Думается, что важно остановиться на продолжении в оперном жанре традиций эпической оперы, заложенных М. Глинкой в опере «Руслан и Людмила». Этот материал во многом носит обобщающий характер, поэтому стоит его преподнести целостно, в виде наиболее важных с точки зрения развития оперного спектакля, фрагментов: хор «Слава», сцена затмения из пролога оперы, хор «Мужайся, княгиня» из I действия оперы, арии князя Игоря и хана Кончака из II действия, Половецкие пляски, Плач Ярославны.

Просмотр видеофильма предваряется беседой об исторических событиях XII века, о «Слове о полку Игореве». Фрагменты видеофильма соединяются с чтением фрагментов «Слова о полку Игореве», либо его пересказом близко к тексту, либо чтением фрагментов либретто оперы.

Яркая, самобытная, наполненная сильными эмоциями и чувствами, музыка А. Бородина обычно с удовольствием воспринимается детьми.

Это удовольствие будет еще большим, если учитель подготовит подростков к восприятию оперы, продемонстрировав самые важные темы, интонации и интонационные связи.

В пятом классе можно дать лишь самое общее представление о творчестве композитора М. Мусоргского, к пониманию проблематики творчества которого предстоит обратиться уже в восьмом классе. Обращение к творчеству Мусоргского в этом возрасте обусловлено значение творческой личности композитора в контексте русской музыки XIX века, его роли в «Могучей кучке».

Тема начинается с повторного прослушивания вступления к опере «Хованщина». Обобщая тематизм четвёртого класса (Музыка моей Родины), очень важно показать национальные корни музыки М. Мусоргского, её особенный интонационный склад. Песня Марфы «Исходила младёшенька», основанная на подлинной русской народной теме, ярко проиллюстрирует эту мысль, поэтому полезно эскизно разучить один куплет, «вокально весомо» (Б. Асафьев) проинтонировать её.

Фрагменты из оперы «Борис Годунов» позволят составить более конкретное впечатление о своеобразии интонационного мышления М. Мусоргского, продемонстрировать особую, говорящую, вокальную речь композитора.

Тему вступления полезно сначала включить в тест наряду с одной или двумя русскими народными протяжными песнями. Задачи теста – найти народную музыку. Тему М. Мусоргского, удивительно русскую и органичную, дети часто называют народной. Возникает проблема, в ходе обсуждения которой, сопоставляя и сравнивая, дети выделяют характерные черты музыкального языка.

Прослушивание вступления целиком, его интонационный анализ позволяет приблизиться к пониманию своеобразного музыкального «портрета» России, скупыми средствами написанного композитором. Очень интересно сравнить музыкальные образы России, созданные композитором во вступлениях к двум своим великим операм.

Настойчивое повторение секундовых интонаций, сопровождающих звучание темы, позволяет перекинуть смыслообразный мостик к сцене у собора Василия Блаженного. Нисходящая малая секунда, стон, плач, причитание является основой в этой сцене, из неё вырастает и песня Юродивого и хор «Хлеба». Думается, что трудно найти сцену такого масштаба как бы «выросшую» по сути из одной интонации. Музыка этой сцены даёт возможность учащимся без долгих объяснений учителя услышать, понять суть категории «интонация», и сущность интонационного развития.

Песня Варлаама – гениальный музыкальный портрет-характеристика. Жанр портрета открывает перспективы сравнения двух искусств, представляет возможность поиска общих выразительных средств в музыке и изобразительном искусстве. Вначале надо показать картину И. Репина «Протодьякон» и попросить охарактеризовать изображённого человека, а затем предложить создать музыкальный портрет: определить характер музыкального образа и предложить использование соответствующих выразительных средств музыки, например, голос низкий – бас (игра «Мы композиторы»). Далее дети знакомятся со звучащим портретом, созданным М. Мусоргским, анализируют характер музыкального образа, выявляют использованные выразительные средства и сравнивают свои представления и звучащую музыку. Важно сравнить также персонажей И. Репина и М. Мусоргского и понять, что это разные характеры.

Пьеса «Прогулка» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» сможет стать спутником по музыкальной портретной галерее М. Мусоргского. Замечательные портреты детей в песнях «С куклой» и «Сиротка» в ходе детального интонационного анализа дают возможность обратить внимание учащихся на декламационную выразительность вокальной интонации М. Мусоргского. Композитор писал: «…Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны, без утрировки и насилованья, сделаться музыкой, правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной» [23]; широко известно и другое высказывание М. Мусоргского: «Работая над говором человеческим, набрёл я на мелодию, творимую этим говором». Понимание смысла творческого кредо композитора, заключённого в приведённых выше высказываниях, является ключом к работе с учащимися.

Сатирическая песня «Блоха» позволяет на доступном учащимся уровне затронуть социальную тему, столь важную для творчества композитора.

Вся работа с песнями М. Мусоргского переплетается с демонстрацией картин В. Перова и И. Репина, которые создают реальный исторический и культурный контекст эпохи, тем самым обогащая и конкретизируя восприятие музыки.

Решая дидактические задачи, на которых мы вынуждены сконцентрировать внимание в этих очень кратких и, разумеется, неполных комментариях, нельзя упустить главное, а главное – это музыка, ее живое дыхание. Именно живое звучание музыки, атмосфера взаимодействия с ней, устанавливающаяся на уроке, чаще всего определяет что и как делать на уроке, на чем остановиться подробнее. Надо четко следовать за атмосферой сотворчества, эмоциональной наполненностью восприятия, изменениями в этой удивительно хрупкой атмосфере, подчиняя ей решение всех дидактических задач.

Только такой подход позволяет приблизиться к постижению тайн великого искусства Музыки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: