Характеристика общих принципов системы физического воспитания в России

Под термином принципы в педагогике понимают наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога и занимающегося к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени (Ж.К. Холодов,  В.С. Кузнецов, 2002).

Общими принципами реализации задач, вытекающих из целей системы физической культуры, являются:

· принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности; 

· принцип  прикладной  направленности (связи физического воспитания с жизнью, трудом и оборонной практикой); 

· принцип оздоровительной направленности.

Общими они называются потому, что их действие распространяется на всех работников в сфере физической культуры и спорта, на все звенья системы физического воспитания (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п.), на государственные и общественные формы организации (массовая физическая культура и спорт высших достижений и т.д.).

В общих принципах заложено требование общества, государства, как к самому процессу физического воспитания, так и его результату (каким должен стать человек, занимающийся физической культурой).

Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности  раскрывается в двух основных положениях:

· обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонично развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход к решению задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания;

· комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств, наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.

Принцип связи физического воспитания с практикой жизни(принцип прикладности)  в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также, в силу необходимости к военной деятельности и конкретизируется в следующих положениях:

· решая конкретные задачи физической подготовки, следует, при прочихравных условиях, отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера;

· в любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей;

· постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Принцип оздоровительной направленности реализуется по пути оптимизации процесса физического развития инди­вида на основе двигательной активности в сочетании с использовани­ем закаливающих и иных благотворных свойств природ­ной среды (солнечной радиации, атмосферной и водной среды), гигиенических условий и здорового образа жизни (в частности, с гигиенические условия пита­ния, отдыха после напряженного функционирования орга­низма, суточного режима повседневной жизни и т. д.).

Данный принцип конкретизируется в следующих положениях:

· тщательный научно-методический отбор средств и методов воздействия на физическое состояние и раз­витие организма, прежде всего по критерию их оздо­ровительной ценности;

· рациональное нормирование и регулирование функ­циональных нагрузок, предъявляемых в процессе физ­культурной деятельности жизненно важным системам организма, в соответствии с закономерно­стями достижения оздоровительного эффекта;

· дифференцированное использование видов и разновид­ностей физической культуры (ее базовых, спортивно-специализированных, профессионально-прикладных, оздоровительно-реабилитационных и других компо­нентов) применительно к реальному состоянию здоровья различных контингентов, вовлеченных в физ­культурное движение;

· обязательное органическое сочетание физкультур­ной двигательной активности с другими компонен­тами и условиями здорового образа жизни;

· систематический  комплексный      (врачебно-педагогический) контроль и самоконтроль содержания и результатов физкультурнойдеятельности, особенно по критерию ее оздоровительной эффективности.

 

Общая характеристика средств физического воспитания

Средствами в физическом воспитании называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью её совершенствования (В.П. Лукьяненко, 2003).

К средствам физического совершенствования относят:

· физические упражнения;

· естественные силы  природы (закаливание, водные процедуры, воздушные ванны, рациональное использование солнечной радиации);

· социально-бытовые и гигиенические факторы (режим труда,отдыха, питания, соблюдение правил личной и общественной гигиены и т.д.);

· восстановительные (идеомоторные, психогенные, аутогенные)средства;

· материально-технические средства (спортивный инвентарь и оборудование).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: