ЦЕПИ ОДНОФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
1. Исследовать явления, происходящие в цепи переменного тока при последовательном соединении элементов.
2. Научиться вычислять параметры цепи.
3. Научиться анализировать работу цепи с помощью построенных по данным опыта векторных диаграмм напряжений и тока.
НЕОБХОДИМЫЕ ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
1.Регулируемый источник напряжения переменного тока (клеммы А¢, В¢)
2. РезисторыR1, R2, R3.
3. Катушки индуктивности L1, L2, L3.
4. Батарея конденсаторов C.
5. Ваттметр.
6. Амперметр.
7. Вольтметр.
8. Монтажные провода – 13 шт., провода для подключения вольтметра – 2 шт., щуп для подключения амперметра.
ПРОГРАММА РАБОТЫ И УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ
1. Перед выполнением работы определить расположение источника питания с регулятором напряжения, измерительных приборов, других элементов цепи, необходимых для работы.
ВКЛЮЧАТЬ СТЕНД ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ!
2. Собрать электрическую цепь согласно схеме, приведенной на рисунке 1, соединив между собой все три катушки последовательно и согласно.
|
|
Рисунок 1
Примечание: до подачи питания в цепь убедится, что регулятор напряжения установлен на нулевой отметке.
После проверки цепи преподавателем включить сетевое напряжение стенда и напряжение питания цепи.
Установить с помощью регулятора переменного напряжения ток в цепи I = 0,5 A (по амперметру, включенному в цепь).
Ваттметром измерить мощность, потребляемую цепью, вольтметром измерить напряжение U, подводимое к цепи, и напряжения на отдельных элементах – UR, UK, UC; результаты измерений записать в таблицу 1(опыт 1).
Таблица 1
№ опыта | I, A | U, B | UR,B | UC,B | UK,B | P, Bт | f, Гц |
Примечание: после каждого опыта регулятор напряжения доводить до нулевой отметки и отключать напряжение цепи.
4. Из схемы, изображенной на рисунке 1, исключить батарею конденсаторов. Схема принимает вид согласно рисунку 2.
Рисунок 2
5. Собрать электрическую цепь согласно схеме, приведенной на рисунке 2, и после проверки ее преподавателем провести измерения мощности и напряжений при токе I=0,5 А. Данные измерений занести в таблицу 1(опыт2).
6. Из схемы, изображенной на рисунке 1, исключить катушки индуктивности. Схема принимает вид, как показано на рисунке 3.
Рисунок 3
Собрать электрическую цепь согласно схеме, приведенной на рисунке 3, и после проверки ее преподавателем провести измерения мощности, напряжений при токе в цепи I = 0,5 А. Данные измерений занести в таблицу 1 (опыт 3.).
|
|
8. Регулятор напряжения установить на нуль, источник напряжения и стенд выключить, данные всех измерений показать преподавателю, и, в случае их достоверности, разобрать цепь.
9. Пользуясь соответствующими формулами рассчитать:
а) коэффициент мощности cos jи угол сдвига фаз j всей цепи;
б) коэффициент мощности cos jк и угол сдвига фаз jк катушек индуктивности;
в) полное сопротивление z к, активное сопротивление Rк, индуктивное сопротивлениеxL и индуктивностьLк катушек индуктивности;
г) активное сопротивление резисторов R;
д) емкостное сопротивление xС и емкость С батареи конденсаторов.
Данные расчетов занести в таблицу 2.
Таблица 2
№ опыта | сosj | j,° | cosjк | jк,° | R,Ом | Xс,Ом | С,Ф | Zк,Oм | Rк,Ом | XL,Ом | Lк,,Гн |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 |
10. Построить в масштабе векторные диаграммы напряжений и тока для всех опытов.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Номер и название работы, номер стенда.
2. Цельработы.
3. Основные сведения из теории.
4. Схемы исследуемых цепей.
5. Данные экспериментов, сведенные в таблицу 1.
6. Расчет параметров цепей: cosj, j, cosjк, jк, R, xс, C, zк, Rк, xL, Lк.
7. Данные расчета параметров цепей, сведенные в таблицу 2.
8. Построенные в масштабе векторные диаграммы напряжений и тока для всех опытов.
9. Выводы по результатам работы (смотри контрольные вопросы).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дать определение понятия переменного тока. Назвать параметры переменного синусоидального тока.
2. Как использованы закон Ома и закон Кирxгофа для расчета цепей переменного тока?
3. Чем характеризуются активные и реактивные элементы в цепях переменного тока?
4. Формулы активных и реактивных сопротивлений и мощностей.
5. Что называется векторной диаграммой электрической цепи?
6. Объяснить построение векторных диаграмм в работе.
7. Построить векторную диаграмму для предложенной преподавателем произвольной электрической цепи.
8. Объяснить порядок расчета параметров исследуемых в работе электрических цепей.
9. Записать выражение для определения полного сопротивления исследуемых в работецепей, а также для предложенной преподавателем произвольной неразветвленной электрической цепи.
10. В каких цепях переменного тока имеет место сдвиг фаз между током и напряжением и в каких цепях он отсутствует?
1.1 В каких электрических цепях и при каком условии напряжение на реактивных элементах может значительно превысить напряжение навходе цепи? Как называется данное явление? Построить векторную диаграмму, отражающую это явление.