То это будет способствовать адекватному представлению о результативности образовательного процесса у всех его участников

Проектирование форм контроля реализации образовательных программ

В дополнительном образовании детей

 

В связи с возрастающей значимостью в оценке общего уровня образованности обучающегося, результат дополнительного образования постоянно нуждается не только в качественной оценке, но и в количественном выражении. Особенно эта проблема проявилась в связи с введением портфолио как аутентичного средства оценки качества образования.

Кроме того, в связи с процедурами аттестации отсутствие стандартов в дополнительном образовании постоянно вызывает вопросы о способах контроля, предъявления и оценки результатов.

Для родителей ребёнка, обучающегося в отделении дополнительного образования, важным оказывается процесс выхода на определённый уровень усвоения программы. В связи с этим процедуры отслеживания успешности обучения не должны ограничиваться только отчётными концертами, выставками и показательными занятиями.

  Практические рекомендации педагогу

При проектировании форм контроля необходимо, прежде всего, уяснить, на какую образовательную цель будет работать создаваемая в детском коллективе система контроля качества дополнительного образования. Иными словами, необходимо ответить на вопросы:

¨ Сформированность каких знаний, умений, навыков будем выявлять и оценивать?

¨ Как будем отслеживать уровень развития личности учащегося, его умений и способностей?

¨ Какие основные показатели воспитанности будем отслеживать? Каким образом? Сможем ли мы проследить степень социализации учащегося на разных ступенях освоения программы?

Далее необходимо выбрать формы контроля развития основных компетентностей обучающихся. Для этого можно воспользоваться классификацией форм контроля, заявленных в каждой образовательной программе. Создаваемая педагогом система контроля должна содержать Пакет диагностических методик - компонент учебно-методического комплекса образовательной программы, состоящий из описания форм различных этапов контроля (предварительного, текущего, тематического и итогового), инструкций и методических рекомендаций по их применению.

Виды контроля и мониторинг

1. Входной (предварительный) контроль – проверка соответствия качеств начального состояния обучаемого перед его обучением.

2. Первичная диагностика – определение образовательных ожиданий ребёнка, его отношений и образовательных потребностей.

3. Текущий контроль – организация проверки качества обучения детей по образовательной программе в течение года.

4. Тематический контроль – проверка результатов обучения после прохождения темы.

5. Итоговый контроль – проверка результатов обучения после завершения образовательной программы, в конце учебного года.

6. Мониторинг - система отслеживание хода и результатов обучения, система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений объекта.

Однако, поскольку стандартов в дополнительном образовании не существует, то перед педагогом возникнет необходимость самостоятельной разработки форм контроля для реализуемой им программы. Умение проектировать (подбирать, разрабатывать, совершенствовать, модифицировать) формы контроля работы по образовательным программам является расширением деятельностной компетентности педагогов.

Формы контроля должны включать в себя не только механизмы отслеживания со стороны педагога, но и самоконтроль со стороны учащегося и должны учитывать мнение родителей. Только таким образом можно получит адекватные представления о качестве результатов, полученных при реализации образовательной программы в дополнительном образовании.

В то же время, необходим механизм отслеживания успехов коллектива на различных уровнях: школьном, районом, городском и выше.

 Если педагог дополнительного образования будет владеть способами проектирования и модернизации форм контроля,

а именно:

¨ владеть информацией о современных формах контроля;

¨ уметь отбирать, разрабатывать и совершенствовать формы контроля, наиболее соответствующие образовательному процессу в руководимом им детском объединении;

¨ включать формы контроля в учебный процесс;

¨ организовывать итоговый контроль с максимальным обеспечением наглядности достижений образовательного результата,

то это будет способствовать адекватному представлению о результативности образовательного процесса у всех его участников.

Методы исследования: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, опрос, беседа, сбор и обработка статистической информации, анализ информации, полученной различными методами, экспертная оценка.

 Критерии эффективности системы контроля качества на уровне руководства учреждения могут быть следующими:

1. наличие системы контроля качества реализации образовательной программы (наличие в УМК образовательной программы пакета диагностических методик);

2. регулярное применение педагогом различных форм контроля, наличие фиксированных результатов (папки достижений коллектива и обучающихся – таблиц результатов контрольных срезов и заданий, аналитических таблиц, рейтинговых карт и др.);

3. участие обучающихся в контроле усвоения программы (подтверждается наличием заполненных детьми различных форм диагностических срезов, наличием процедуры сообщения результатов контроля или диагностики, осведомлённостью детей о результатах процедур контроля).

 Педагогу необходимо добиваться адекватной удовлетворённости качеством реализации программы дополнительного образования со стороны всех участников УВП – обучающихся, педагога, родителей, администрации.  Актуальные запросы рынка образовательных услуг побуждают не только иметь хорошие результаты в работе, но и уметь в любой момент представить их в наглядной, «презентабельной» форме. Одно из важных условий применения форм контроля – это оптимальность по затратам материалов, сил и времени педагога. Важно применять простые и ёмкие показатели, сбор данных по которым не был бы слишком обременительным. При этом необходимо подчеркнуть, что контроль – не самоцель и не модное веяние, а необходимый инструмент в работе педагога.

Таким образом, алгоритм действий педагога по выбору форм контроля реализации образовательной программы может быть следующим:

1. Постановка цели и выявление объектов контроля в соответствии с требованиями и целеполаганием образовательной программы.

2. Выбор форм контроля из сети ИНТЕРНЕТ, из других источников.

3. Модификация отобранных форм контроля. Если выбранные формы контроля не удовлетворяют педагога, то педагог дорабатывает, изменяет, модифицирует их под свою программу.

4. Пробный запуск разработанной формы диагностики: оценка доступности применения, достоверности и адекватности требованиям программы.

5. В случае удовлетворительных результатов проводится регулярное применение контрольных срезов и других процедур оценивания качества, накопления результатов в банк данных диагностических материалов в УМК программы.

6. Проведение анализа полученных данных, мотивация обучающихся для новых достижений в освоении программы (в ходе рефлексивных бесед по итогам диагностики).

7. Поиск адекватного решения новых проблем диагностики, при необходимости — разработка новых форм контроля.

При составлении форм контроля образовательной программы в качестве ориентира можно воспользоваться предлагаемой классификацией, выполненной на основании классификации В.С. Кукушина для форм контроля, применяемого в общем образовании.

 

Основание классификации Характеристики по данному основанию
По уровню контроля На уровне всероссийском и международном уровне, На городском и региональном уровне, На районном уровне и уровне учреждения, На уровне коллектива и личностном уровне.
По типу измерений Количественные Качественные интегрированные
По частоте применения На каждом занятии, По завершении темы 1 раз в 2 нед – 3 месяца 1 раз в полгода, год
По дидактическим задачам · Предварительная диагностика уровня усвоения ЗУН для выявления объектов коррекции, · Мониторинг освоения программы и отношения обучающихся к занятиям; · Мотивация к изучению, освоению нового, · педагогическое подкрепление достижений учащихся, · Итоговый контроль знаний, умений. ·  Заключительный контроль освоения программы.
По типу взаимодействия субъектов и объектов контроля   Внешние субъекты – детский коллектив, Внешние субъекты – отдельный учащийся, Внешние субъекты – продукты творчества обучающихся, Администрация учреждения - детский коллектив, Администрация учреждения – отдельный учащийся, Администрация учреждения – продукты творчества обучающихся, Педагоги коллектива - детский коллектив, Педагоги коллектива – отдельный учащийся, Педагоги коллектива – продукты творчества обучающихся, Малые группы обучающихся – отдельный обучающийся группы обучающихся – продукт труда  Взаимоконтроль (Один обучающийся – другой обучающийся), самоконтроль.
По способам организации Традиционные (похожие на школьные) Нетрадиционные (не похожие на школьные или применяющиеся в школе редко)
По характеру контроля 1. Объективный 2. субъективный
По факту использования ТСО, ИКТ Машинный, безмашинный
По характеру деятельности обучающегося в ходе контроля. Устный, письменный, практический, концертный, соревновательный, презентационный.
По времени применения Предварительный; текущий: начальный, исходный, рубежный, поэтапный; итоговый, заключительный.
По массовости Индивидуальный, фронтальный, групповой
По наличию дидактического материала ¨ С дидактическим материалом (раздаточный материал, тесты, билеты, контролирующие программы). ¨ Без дидактического материала

 

Некоторые примеры форм контроля в зависимости от направленности образовательной программы:

  1.  Освоение теоретической информации
  1. Освоение навыков практической деятельности по содержанию программы
  2. Приобретение опыта самостоятельной деятельности
  3.  Стремление к обретению опыта творческой деятельности.

 Преподавателем в баллах выставляются отметки по показанным выше параметрам. Затем в индивидуальном порядке беседы с воспитанниками эти баллы сравниваются с теми оценками, которые воспитанник поставил себе сам. По результатам сопоставления проводится рефлексивная беседа. Основной целью индивидуального собеседования ставится задача развития критического мышления, экспертных умений, и забота о сохранении такого качества в воспитаннике, как вера в свои силы. Диагностика креативности (стремления к творческой деятельности) проводится по наблюдениям не только во время творческих конкурсов, но и во время участия в работе экспертной комиссии по отбору изделий на творческие выставки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: