Обработка анкет и интерпретация результатов

При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям образовательных потребностей.

Для 6-11 лет:

познавательные потребности - мне интересно то, чем мы занимаемся в кружке - хочу узнать новое, интересное для себя - хочу узнать о том, что не изучают в школе
потребности коррекции и компенсации - хочу занять свое время после школы - занятия здесь помогают мне становиться лучше - занятия в коллективе (кружке) помогают мне преодолеть трудности в учебе
коммуникативные потребности - занимаюсь в кружке за компанию с другом, друзьями - мне нравится педагог - мне нравится общаться с ребятами
потребности эмоционального комфорта - здесь замечают мои успехи - меня здесь любят
потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации - хочу научиться что-то делать сам - мне нравиться выполнять творческие задания, придумывать и создавать что-то новое - мне нравится выступать на концертах, соревнованиях, участвовать в выставках

Для 12-16 лет:

познавательные потребности - узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень - научиться какой-либо конкретной деятельности - научиться самостоятельно приобретать новые знания
потребности коррекции и компенсации - с пользой провести свободное время - исправить свои недостатки - преодолеть трудности в учебе
коммуникативные потребности - найти новых друзей и общаться с ними - заниматься с интересным педагогом
потребности эмоционального комфорта - хочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личность - хочу заниматься в эмоционально-комфортной обстановке
потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации - увидеть и продемонстрировать результаты своего творчества - развить свои творческие способности
профориентационные потребности - получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии

 

Логику обработки анкет целесообразно построить следующим образом. Сначала анализируются анкеты каждого учащегося и выявляются индивидуальные потребности детей. На основе этого с помощью метода процентного соотношения определяется рейтинг и особенности потребностей учебной группы, всего детского коллектива.

Следует учитывать, что образовательные потребности учащихся меняются с возрастом, по мере освоения образовательной программы. Поэтому целесообразно проводить данную методику регулярно, не менее одного раза в год.



Методика «Ценностные ориентации»

 

Данная методика, разработанная на основе методик изучения ценностных ориентаций М. Рокича и Л.А. Ясюковой, предусматривает изучение направленности личности ребенка, занимающегося в учреждении или отделении дополнительного образования детей. Методика позволяет выявить систему значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности учащихся: отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе, которые рассматриваются как ценности-цели.

Как показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только в подростковом возрасте. Поэтому данную методику целесообразно проводить для учащихся 12-16 лет.

Методика основана на приеме прямого ранжирования списка ценностей (перечень из 15 ценностей), когда на первое место ребенку предлагается поставить наиболее значимые для него жизненные ценности, а на последнее место - наименее значимые.

Анкетирование проводится анонимно. Однако, для возможности сопоставления итогов нескольких срезов, целесообразно авторизировать анкету (например, предложить учащемуся указать последние 4 цифры своего телефона).

 

Обработка и интерпретация данных.

При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям жизненных ценностей, и вычисляется их среднеарифметическое значение:

  1. Материальные ценности – варианты ответов (1+8)/2;
  2. Личностные морально-волевые ценности – (2+11+12)/3;
  3. Личные семейно-бытовые ценности – (3+5+6)/3;
  4. Ценности познания и творчества – (7+9)/2;
  5. Духовно-культурные ценности – (4+10+14)/3;
  6. Коммуникативные ценности – (13+15)/2.

Полученные значения дают возможность выстроить иерархию (рейтинг) ценностных ориентаций воспитанника. Это может стать для педагога основой разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося с учетом наиболее значимых для него целей. При этом следует учитывать, что важнейшей педагогической задачей является не только учет ценностных ориентаций ребенка, но и при необходимости их развитие.

Кроме того, проведение методики «Ценностные ориентации» в детском коллективе позволяют определить общие тенденции и специфику ценностей-целей группы учащихся, что позволит педагогу корректировать содержание, формы и технологии учебно-воспитательной работы.

Анкетирование учащихся с целью выявления рейтинга их ценностных ориентаций рекомендуется проводить 1 раз в начале учебного года, либо 2 раза – в начале и, как контрольный срез, в конце учебного года.



Вариант бланка анкеты

Дорогой друг!

Каждый человек выбирает для себя наиболее важные жизненные ценности и стремится к ним.

Выбери, пожалуйста, из приведенных ниже характеристик жизненных ценностей, те которые являются важными для тебя, и пронумеруй их по степени важности от 1 до 15 в соответствии с твоими предпочтениями.

 

 

Ценности Степень важности
Материально обеспеченная жизнь  
Свобода, независимость, самостоятельность  
Здоровье  
Образование, общая культура  
Семья  
Дружба  
Творчество  
Работа, трудолюбие, исполнительность  
Познание, интеллект (умственные способности)  
Духовность  
Честность, принципиальность, чистая совесть  
Самодисциплина, самоконтроль  
Развлечения, приятное времяпровождение  
Забота о всеобщем благе  
Человеческое общение  
Что еще:  

 

 



Методика учёта результатов работы объединений ОДОД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: