При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям образовательных потребностей.
Для 6-11 лет:
познавательные потребности | - мне интересно то, чем мы занимаемся в кружке - хочу узнать новое, интересное для себя - хочу узнать о том, что не изучают в школе |
потребности коррекции и компенсации | - хочу занять свое время после школы - занятия здесь помогают мне становиться лучше - занятия в коллективе (кружке) помогают мне преодолеть трудности в учебе |
коммуникативные потребности | - занимаюсь в кружке за компанию с другом, друзьями - мне нравится педагог - мне нравится общаться с ребятами |
потребности эмоционального комфорта | - здесь замечают мои успехи - меня здесь любят |
потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации | - хочу научиться что-то делать сам - мне нравиться выполнять творческие задания, придумывать и создавать что-то новое - мне нравится выступать на концертах, соревнованиях, участвовать в выставках |
Для 12-16 лет:
познавательные потребности | - узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень - научиться какой-либо конкретной деятельности - научиться самостоятельно приобретать новые знания |
потребности коррекции и компенсации | - с пользой провести свободное время - исправить свои недостатки - преодолеть трудности в учебе |
коммуникативные потребности | - найти новых друзей и общаться с ними - заниматься с интересным педагогом |
потребности эмоционального комфорта | - хочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личность - хочу заниматься в эмоционально-комфортной обстановке |
потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации | - увидеть и продемонстрировать результаты своего творчества - развить свои творческие способности |
профориентационные потребности | - получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии |
|
|
Логику обработки анкет целесообразно построить следующим образом. Сначала анализируются анкеты каждого учащегося и выявляются индивидуальные потребности детей. На основе этого с помощью метода процентного соотношения определяется рейтинг и особенности потребностей учебной группы, всего детского коллектива.
Следует учитывать, что образовательные потребности учащихся меняются с возрастом, по мере освоения образовательной программы. Поэтому целесообразно проводить данную методику регулярно, не менее одного раза в год.
Методика «Ценностные ориентации»
Данная методика, разработанная на основе методик изучения ценностных ориентаций М. Рокича и Л.А. Ясюковой, предусматривает изучение направленности личности ребенка, занимающегося в учреждении или отделении дополнительного образования детей. Методика позволяет выявить систему значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности учащихся: отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе, которые рассматриваются как ценности-цели.
|
|
Как показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только в подростковом возрасте. Поэтому данную методику целесообразно проводить для учащихся 12-16 лет.
Методика основана на приеме прямого ранжирования списка ценностей (перечень из 15 ценностей), когда на первое место ребенку предлагается поставить наиболее значимые для него жизненные ценности, а на последнее место - наименее значимые.
Анкетирование проводится анонимно. Однако, для возможности сопоставления итогов нескольких срезов, целесообразно авторизировать анкету (например, предложить учащемуся указать последние 4 цифры своего телефона).
Обработка и интерпретация данных.
При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям жизненных ценностей, и вычисляется их среднеарифметическое значение:
- Материальные ценности – варианты ответов (1+8)/2;
- Личностные морально-волевые ценности – (2+11+12)/3;
- Личные семейно-бытовые ценности – (3+5+6)/3;
- Ценности познания и творчества – (7+9)/2;
- Духовно-культурные ценности – (4+10+14)/3;
- Коммуникативные ценности – (13+15)/2.
Полученные значения дают возможность выстроить иерархию (рейтинг) ценностных ориентаций воспитанника. Это может стать для педагога основой разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося с учетом наиболее значимых для него целей. При этом следует учитывать, что важнейшей педагогической задачей является не только учет ценностных ориентаций ребенка, но и при необходимости их развитие.
Кроме того, проведение методики «Ценностные ориентации» в детском коллективе позволяют определить общие тенденции и специфику ценностей-целей группы учащихся, что позволит педагогу корректировать содержание, формы и технологии учебно-воспитательной работы.
Анкетирование учащихся с целью выявления рейтинга их ценностных ориентаций рекомендуется проводить 1 раз в начале учебного года, либо 2 раза – в начале и, как контрольный срез, в конце учебного года.
Вариант бланка анкеты
Дорогой друг!
Каждый человек выбирает для себя наиболее важные жизненные ценности и стремится к ним.
Выбери, пожалуйста, из приведенных ниже характеристик жизненных ценностей, те которые являются важными для тебя, и пронумеруй их по степени важности от 1 до 15 в соответствии с твоими предпочтениями.
Ценности | Степень важности |
Материально обеспеченная жизнь | |
Свобода, независимость, самостоятельность | |
Здоровье | |
Образование, общая культура | |
Семья | |
Дружба | |
Творчество | |
Работа, трудолюбие, исполнительность | |
Познание, интеллект (умственные способности) | |
Духовность | |
Честность, принципиальность, чистая совесть | |
Самодисциплина, самоконтроль | |
Развлечения, приятное времяпровождение | |
Забота о всеобщем благе | |
Человеческое общение | |
Что еще: |
Методика учёта результатов работы объединений ОДОД