Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте

Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Задание: прочитайте текст на стр. 109-111 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения:

а) спрос находится в обратной зависимости от цены;

Основа спроса — потребности, но они ограничены платёжеспособностью покупателя, т. е. той суммой денежных средств, которую он может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара или услуги. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.

- Объясни, как будет изменяться спрос, например, на шубы или школьные учебники зимой и летом.

Для современной российской экономики характерен постоянный рост цен. При этом потребители не только не уменьшают число покупок, но часто и увеличивают их: например, пользуются сезонными распродажами. Это может быть вызвано ожиданием ещё большего роста цен на товары в ближайшем будущем или исчезновения их из продажи.

Мнение потребителей о качестве товара (вкусы и предпочтения) также оказывает влияние на спрос.

 

Б) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.

 

На предложение оказывают влияние не только цены. Оно также зависит от роста или падения затрат на выпуск продукции. Если затраты предпринимателя, например, на заработную плату работников или сырьё будут возрастать, то производство продукции, равно как и её предложение, по сложившейся цене сократится. Использование более эффективной технологии производства позволит увеличить количество продукции при том же объёме ресурсов и соответственно увеличить предложение.

Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?

Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. а у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:

  1. Размерами индивидуального дохода;
  2. Потребностями, необходимыми сегодня;
  3. Модой;
  4. Ценами на товары –заменители.

 

Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели — делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет. Именно цены связывают продавца и покупателя и определяют отношения между ними.

 

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен. Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием.

Как это происходит? Поясните на примерах.

Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей(но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной ценой.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Равновесная (рыночная) цена позволяет уравновесить спрос и предложение на выгодном для участников рынка уровне: производители продают товар с прибылью, потребители приобретают его по требуемому качеству и цене. Так достигается состояние равновесия на рынке. Это состояние неустойчиво, и под влиянием различных факторов спроса и предложения оно может нарушаться. Однако механизм взаимодействия спроса и предложения исправляет нарушенное равновесие.

Каким образом? Если цена товара будет выше равновесной, то излишек товара нельзя будет продать и продавцы будут вынуждены снижать цену до уровня равновесной цены. Если цена будет назначена ниже равновесной, то товар тут же будет распродан, но спрос останется неудовлетворённым и соответственно цена на данный товар будет расти до равновесного уровня.

Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю. Благодаря этому все люди достигают наилучшего для себя результата. А каковы же последствия подобного поведения участников обмена для общества в целом, для всей экономики?

 

Закрепление изученного материала.

  1. Установите соответствие между понятиями и определениями:
Понятия Определения
  1. Спрос
А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара
  1. Конкуренция
Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте
  1. Платёжеспособность
В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров
  1. предложение
Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар (услугу) в определённое время и в конкретном месте

1. Каковы условия функционирования рынка? 2. Почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики?

3. Что влияет на спрос и предложение на рынке?

4. Как производители в условиях рынка решают главные вопросы экономики?

5. Каков механизм установления равновесной цены?

6. В чём состоит принцип «невидимой руки» рынка?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: