Министерство образования
Российской Федерации
Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского государственного университета
Learn to Speak English: Grammar
Учебно-методическое пособие
1 часть
Новокузнецк 2002
УДК 681.3
ББК 81.2 Англ
Рецензенты
Кандидат филологических наук В.А. Багдинова
Кандидат филологических наук Н.В. Еремченко
Learn to Speak English: Grammar: Учебно-методическое пособие / Сост.: Е.С. Блинова. – Новокузнецк: РИО НФИ КемГУ., 2002. – 78 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, занимающихся по мультимедийному курсу “Learn to Speak English”. Оно знакомит с наиболее часто встречающимися грамматическими структурами, помогает выработать навык их употребления непосредственно в речи, способствует расширению словарного запаса. Предлагается для аудиторной и самостоятельной работы студентов неязыковых факультетов.
Печатается по решению методического совета НФИ КемГУ.
УДК 681.3
ББК 81.2
© Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета, 2002
|
|
© Блинова Е.С., составление, 2002
Введение
В настоящее время значительно увеличился интерес к изучению английского языка. Формы преподавания иностранного языков также видоизменяются. Многие пытаются изучать иностранные языки самостоятельно, взяв за основу определенный традиционный или современный аудио/видео курс и испытывая, несмотря на обилие литературы учебно-методического характера, недостаток в практических лексико-грамматических справочниках и пособиях.
Данное учебно-методическое пособие предполагается использовать в качестве дополнения к мультимедийному компьютерному курсу “Learn to Speak English”, который является комплексным учебным пособием по изучению английского языка, преследующим как общеобразовательные, так и чисто практические цели. Пособие содержит обширный страноведческий материал, знакомит с лингвистическими особенностями американского варианта английского языка. Грамматический материал в курсе представлен теоретической и практической частями и охватывает весь спектр грамматических явлений, необходимых для успешного осуществления коммуникации на английском языке.
Учебно-методическое пособие предлагает теоретические грамматические сведения, дублирующие на русском уже содержащиеся в курсе. Русский вариант облегчает понимание материала, устраняя языковой барьер. Пособие помогает в усвоении грамматики, предлагая тренировочные упражнения к каждому разделу.
Изучение грамматики начинается с повторения грамматических тем. Затем с целью активизации изучаемого грамматического материала выполняются тренировочные упражнения. Упражнения рекомендуется выполнять самостоятельно, в качестве домашней работы, с последующей проверкой преподавателем. В грамматических упражнениях используется та же лексика, что и в устной части курса (story, action), что также помогает облегчить усвоение грамматического материала и способствует закреплению лексического. Выполнив тренировочные упражнения, студентам следует проверить свою готовность к выполнению контрольной работы с помощью компьютерных упражнений.
|
|
Глава 1
1.1 Глаголы "TO BE", "TO HAVE" и "TO DO" в настоящем простом времени.
Глаголы "to be," "to have," и "to do" неправильные. В настоящем простом времени они имеют следующие формы:
TO BE: | TO HAVE: | TO DO |
I am | I have | I do |
he, she, it is | he, she, it has | he, she, it does |
we are | we have | we do |
you are | you have | you do |
they are | they have | they do |
Обратите внимание на отсутствие личной формы для местоимения "ты": в отличие от других языков местоимение "you" используется как для 2-го лица ед. числа ("ты"), для 2-го лица мн. числа ("вы"), так и для вежливой формы ("Вы").
Упражнение 1. Обведите нужную форму глагола "to be"
1) Sara [ am / is / are ] a teacher. 2) His cat [ am / is / are ] black. 3) Jan and Sue [ am / is / are ] here. 4) The students [ am / is / are ] sleepy. 5) I [ am / is / are ] at home. | 6) It [ am / is / are ] warm today. 7) A cat [ am / is / are ] soft. 8) I [ am / is / are ] very busy. 9) My cat [ am / is / are ] gray. 10) Watermelons [ am / is / are ] tasty. |
Сокращение “to be”, “to have” в настоящем простом времени
Сокращения очень часто используются в разговорной речи, и образуются следующим способом:
TO BE | TO HAVE |
I am = I'm | I have =I've |
he is = he's | he has = he's |
we are = we're | we have = we've |
you are = you're | you have = you've |
they are - they're | they have = they've |
Сокращения очень часто используются в составных формах глагола, особенно в настоящем продолженном времени. ("I'm going."/ "We're leaving.") и в форме настоящего совершенного времени ("I've received the letter. / "They've already left.").
Упражнение 1. Впишите соответствующую форму глагола "to be" в сокращенной форме.
a) You __________ an ugly person. b) I ___________ a perfect student. c) Maria and Frank ________ in the garage. d) You and Steve ___________ lazy. e) Sara ___________ a flute player. f) Jenny and Mara _______ at school. g) Sam ___________ a doctor. 1. You __________ a bus driver. | We ___________ in class on Sundays. Pia ____________ in class. My computer _________ fast enough. I ___________ at work today. Frank _________ a Taco Bell worker. An airplane _________ slow. We ________ tired. |
Спряжение глаголов в настоящем простом времени
На данном этапе мы не ставим своей целью углубляться в труднопроходимые дебри английской системы времен, поэтому начнем с самого простого, то есть с начала. Итак - время Present Simple, или, как его называют в отечественных учебниках, Present Indefinite.
Общая структура утвердительной формы:
Подлежащее + cказуемое, выраженное основным глаголом |
Как вы, наверное, помните, глаголы в английском языке делятся на основные и вспомогательные. К вспомогательным глаголам относятся глаголы to be, to do, to have в вопросительных и отрицательных предложениях, когда они не выражают действия и не несут смысловой нагрузки. Все остальные глаголы относятся к основным.
Итак, примеры утвердительных предложений в Present Simple.
I go to school every day. - Я хожу в школу каждый день.
We often play basketball. - Мы часто играем в баскетбол.
Children usually like parties. - Дети обычно любят праздники.
She speaks 2 foreign languages. - Она говорит на 2 иностранных языках.
It takes me 10 minutes to get to the University. - Дорога до Университета занимает у меня 10 минут.
Present Simple используется, когда мы:
а) констатируем факты:
The office opens at 9:00 and closes at 20:00. - Офис открывается в 9 утра и закрывается в 8 вечера.
I like ice-cream. - Я люблю морожное.
Grass is green. - Трава - зеленая.
б) говорим о событиях, которые случаются иногда или периодически:
She always comes in the morning. - Она всегда приходит утром.
Katya never gets up untill 9 o'clock. - Катя никогда не встает раньше 9 утра.
We usually play football but sometimes we play basketball. - Мы обычно играем в футбол, но иногда мы играем в баскетбол.
|
|
Словами-подсказками, по которым можно "опознать" время Present Simple, в этом случае будут служить наречия always (всегда), hardly (почти никогда, крайне редко), often (часто), every day, week, month (каждый день, неделю, месяц), seldom (редко), usually (обычно), sometimes (иногда), never (никогда), др.
Как вы уже наверное заметили, только в 3-ем лице ед. числа (he, she, it) к глаголу добавляется окончание “– s” (-es). При этом нужно помнить следующие правила:
если глагол заканчивается на - y, а перед ней стоит гласная, то нужно добавить окончание “-s” (play – plays);
если глагол заканчивается на “- y”, а перед ней стоит согласная, то “– y” меняем на “– i” и добавляем окончание “- es” (spy – spies);
если глагол заканчивается на “-ch”, “-sh”, “-s”, “-x”, или “-z”, нужно добавить окончание "-es".
Упражнение 1. Вставьте do, does, don’t, doesn’t
a) I ______ remember much about him.
b) My husband ______ most of the housework.
c) I ______ think that this is a good idea.
d) It ______ bear thinking about.
e) We ______ think you are suitable for the job. I'm very sorry.
f) They ______ seem very happy.
g) We ______ need to see you again. Our minds are made up.
h) I ______ feel like doing this exercise.
i) What ______ you think I should do?
j) We ______ really have an answer, I'm afraid.
Упражнение 2. Выберите правильную форму окончания в 3 лице ед. числа.
study - play - carry - try – stay - | pry - destroy - pray - fly - enjoy - |
They wash the dishes every night. He the dishes every night too. (wash)
Spiders catch flies. A frog flies too. (catch)
I always pass the salt to my father. He always the salt to my brother. (pass)
They watch TV at night. She TV at night too. (watch)
We fax business proposals every day. The secretary proposals too. (fax)
Упражнение 3. Поставьте данный в скобках глагол в правильную форму. Подсказка: не забывайте спрягать глаголы по лицам и числам!
a) Most shops in Moscow (to close) at 6 p.m.
b) Water (to freeze) at 0 degree Celsius.
c) Olya always (to wear) expensive clothes.
d) My job is interesting. I always (to meet) interesting people.
e) We (to like) sandwiches.
f) This pair of shoes is expensive. It (to cost) a lot of money.
g) These shoes are cheap. They (to cost) little money.
|
|
h) Misha and Sasha usually (to have) dinner at 4 o'clock.
i) I never (to watch) television.
j) Sometimes my younger brother (to read) in bed.
Числительные (1-100)
Запомните следующие числительные:
1 one 11 eleven 2 two 12 twelve 3 three 13 thirteen 4 four 14 fourteen 5 five 15 fifteen 6 six 16 sixteen 7 seven 17 seventeen 8 eight 18 eighteen 9 nine 19 nineteen 10 ten 20 twenty | 21 twenty-one 57 fifty-seven 22 twenty-two 60 sixty 30 thirty 68 sixty-eight 33 thirty-three 70 seventy 34 thirty-four 79 seventy-nine 40 forty 80 eighty 45 forty-five 90 ninety 46 forty-six 99 ninety-nine 50 fifty 100 one hundred |
Обратите внимание, что для того чтобы образовать числительные от 20 до 99, вам нужно к десятку через дефис (-) добавить нужное число:
33 = thirty - three.
Упражнение 1. Напишите следующие числительные по возрастанию.
18, 45, 38, 27, 66, 96, 14, 53, 79, 82
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
Глава 2
2.1 Формулирование общего вопроса
Общий вопрос задают ко всему предложению и отвечают "yes/no" либо меняя местами подлежащее и сказуемое, либо используя восходящую интонацию:
We can change money here. (простое утвердительное предложение)
Can we change money here? (общий вопрос с глаголом на первом месте)
We can change money here? (вопрос с восходящей интонацией)
Обратите внимание, что в случае употребления настоящего простого времени на первое место в вопросе необходимо поставить нужную форму глагола "to do" в качестве вспомогательного для формирования вопроса:
They like this bank. - Do they like this bank?
You have a passport. - Do you have a passport?
Структура вопросов в Present Simple:
Do (does) + подлежащее + инфинитив глагола |
TO DO:
I do - do I? | we do - do we? |
you do - do you? | |
she does - does she? | they do - do they? |
Do I go to school every day?
Do we often play basketball?
Do children usually like parties?
Does she speak 2 foreign languages?
Does it take me 10 minutes to get to the University?
Упражнение 1. Выберите правильную форму глагола"to be" или "to do" в следующих вопросах.
1. ___ you like to play soccer?
a. Does b. Do c. Is d. Are
2. ___ Ms. Smith a teacher?
a. Are b. Is c. Does she be d. Do she be
3. ___ Oscar know how to speak Spanish?
a. Do b. Is c. Are d. Does
4. ___ you study English a lot?
a. Does b. Are c. Do d. Is
5. Javier ___ like American football.
a. doesn't b. don't c. isn't d. aren't
6. ___ Armando and Juanlike like to play tennis?
a. do b. doing c. does d. don't
7. ___ Gabriela like to watch T.V?
a. doesn't b. don't c. isn't d. aren't
8. ___ you like the food in the U.S.?
a. does b. is c. are d. do
9. ___ Javier like American football?
a. doesn't b. don't c. isn't d. aren't
Упражнение 2. Задайте общий вопрос в настоящем простом времени
1. (be/I) _____________ ready?
2. (run / the train) ______________ at night?
3. (have/we) _____________ homework?
4. (have/I) _______________ enough time?
5. (be/you) ____________ a truck driver?
6. (remember/Nan) __________________ that?
7. (be/Kat and Sue) ______________ here?
8. (like/Tom) ___________________ his car?
9. (work / Jon) _________________ hard?
10. (be/Max and Mel) ________________ busy?
11. (be/the teacher) _______________ nice?
12. (have/Steve) _________________ a car?
13. (walk/Sue) ________________ to work?
14. (need/they) __________________ help?
15. (be/it) ________________ hot today?
16. (be/the students) _________________ lazy?
17. (eat/cats) _________________ candy?
18. (have/your room) _____________ a window?
19. (be/Paris) ___________ an exciting city?
20. (circle/the earth) _______________ the sun?
2.2 Неопределенные местоимения "SOME" и "ANY"
Неопределенные местоимения "some" и "any" употребляются перед существительными во множественном числе и неисчисляемыми существительными: "some money", "some dollars", "any change," etc.
Однако, довольно часто можно опустить местоимение "some" в утвердительных предложениях:
We have (some) checks.
Mr. Roberts gives them (some) money.
Местоимение "any" обычно употребляется вместо "some" в отрицательных предложениях и в вопросах:
Do you have any change?
Do you have some change?
They don't have any friends.
Иногда в вопросительных предложениях вместо местоимений any... используются образованные от основы some. Это происходит только в том случае, если вы совершенно уверены в положительном ответе на ваш вопрос. Например, вы заходите в кабинет к Директору, а он под столом ползает, сдвинув очки на кончик носа. В том случае, если остальные 364 дня в году шеф все-таки предпочитает вертикальное телоположение, вы его вежливо так спросите: "Have you lost something, sir?" – "Сэр, Вы что-то потеряли?" Скорее всего, он либо скажет да, либо уже сошел с ума, но это ни имеет ничего общего с английским языком.:-) Еще местоимения, образованные от основы some, используются за столом (так называемое правило вежливости):
"Would you like some coffee?" - "Хотите кофе?" (Очевидно, положительный ответ в данном случае предполагается.
Упражнение 1. Вставьте в соответствующие пропуски "some" или "any".
1) Terry has ____ pennies in her pocket.
2) Tomas doesn't have ____ pennies in his pocket. His pocket is empty.
3). Angela doesn't like to eat ____ vegetables.
4) In fact, last night she didn't eat____ salad. Her mother was angry!
5) But Angela always likes to have ___ ice cream for dessert.
6) She would be very happy if she could eat ___ vegetable-flavored ice cream!
7) But we know that there really isn't ___ vegetable-flavored ice cream!
8) Marissa cooked ____ Mexican food for dinner.
9) Marissa's brother didn't want to eat___ food that Marissa cooked.
10) He decided to have ____ pizza instead. He's not a very nice brother!
Упражнение 2. Вставьте в соответствующие пропуски “some” или “any”.
1. Would you like ______ cake?
2. I'd like ______ more, if there is any.
3. Do you have ______ more cigarettes?
4. I don't want them. I don't like ______ of them.
5. I have three sets of car keys and I can't find ______ of them.
6. I don't need ______ help. I'm fine.
7. I'm a big fan of Richard Thompson's music but I don't like ______ of the songs he has written.
8. I also like Elvis Costello. I would happily listen to ______ of his songs right now.
9. I don't like the Spice Girls. I don't like ______ of their songs.
10. I hate doing these English exercises. ______ fool can see that they are not very well written.
Глава 3
Степени сравнения
Существует два способа образования степени сравнения в английском языке.
1.) Употребление наречия "more" перед прилагательным.
It's more exciting.
2.) Добавление окончания "-er".
A bus is cheap er than a taxi.
Чтобы дополнить сравнение, используйте местоимение "чем" (than).
I am old er than my wife.
Если прилагательное состоит из одного слога, то для того, чтобы образовать сравнительную степень, нужно добавить суффикс "-er": "older," "wiser". Для образования сравнительной степени у большинства двух- и трехсложных прилагательных используется наречие "more": "more recent". Если двусложное прилагательное оканчивается на "-y," “-er”, “-or”, то для образования сравнительной степени также используется суффикс "-er." При этом "y" на конце прилагательного меняется на "i" в таких словах как, например,
bus y – bus ier
prett y - prett ier
Иногда очень сложно определить, по какому правилу следует образовывать степень сравнения. На практике, многие прилагательные (такие как "able," "angry," "cruel," "friendly," "polite," "quiet," "simple",) образуют степени сравнения двумя способами. Также существуют исключения:
good - better
little - less
bad - worse
far - farther
Наречия также могут образовывать сравнения. Если наречие оканчивается на "-ly", то перед наречием употребляется "more":
slowly - more slowly
careful - more carefully
Если наречие состоит из одного слога, то используйте суффикс "-er": "faster," "harder," "sooner," "closer," etc.
Обратите внимание на исключения:
well - better
far - farther
badly - worse
Упражнение 1. Выберите правильную форму сравнительной степени прилагательного, оканчивающегося на –y.
1. This old house is _____ than that new house. (pretty)
а) pretty b) more prettier c) prettier d) more prettyer
2) Andrew is _____ in school than his sister. (busy)
a) busier b) more busy c) more busyer d) busyer
3) Watching TV makes me _____ than cleaning my room. (happy)
a) happy b) happier c) more happier d) happyer
4) I think kittens are _____ than puppies. (fluffy)
a) fluffyer b) more fluffyer c) fluffy d) fluffier
6) Ocean water is _____ than fresh water. (salty)
a) more saltyer b) saltyer c) saltier d) salty
8) The red sweater is _____ than the blue sweater. (heavy)
a) heavy b) heavier c) heavyer d) more heavy
Упражнение 2. Выберите правильную форму сравнительной степени.
1. Sarah's house is _____ than Shannon's house. (large)
· large b) more larger c) larger d) more large
2. Jason is _____ in math than his brother. (smart)
a) smarter b) more smart c) more smarter d) smart
3) I think kittens are _____ than puppies. (cute)
a) more cuter b) more cute c) cute d) cuter
4) My sister Elaine is _____ than my brother Fred. (young)
a) more younger b) more young c) younger d) young
5) Monkeys and chimpanzees are _____ than birds. (big)
a) biger b) bigger c) more big d) more bigger
6) Today I was _____ than I was yesterday. (sad)
a) sad b) sadder c) more sad d) more sadder
Упражнение 3. Тест на знание и умение употреблять степени сравнения прилагательных. А заодно проверим и вашу эрудицию. Поставьте прилагательное в скобках в нужную форму и выберите правильный ответ.
Например:
What is the highest mountain in the world? (high)
Mount Kilimanjaro Mount Everest K2 Fujiyama
1. What is the river in the world? (long)
The Mississippi The Amazon The Nile The Saint Lawrence
2. Which is the planet from the sun? (far)
Mercury Mars Venus Pluto
3. Which of the following Canadian provinces is than the province of Ontario? (large)
Alberta British Columbia Quebec Newfoundland (including Labrador)
4. In Greek mythology what was the feature of a cyclops? (prominent)
the size of its head its eye its nose its ear
5. Which human invention was the first object to travel than the speed of sound? (fast)
a whip a rocket a cannonball a bullet
6. In which country did the world's nuclear disaster take place in 1986? (bad)
Sweden Finland Ukraine (Soviet Union) Russia (Soviet Union)
7. On which island did Gauguin paint some of his works? (beautiful)
Tahiti Fiji Bali Hawaii
8. What is the part of a candle's flame? (hot)
the center the outer edges the tip, the highest point of the flame the bottom, next to the wax
9. Which is the second mountain in the world? (tall)
Kilimanjaro Fujiyama K2 Aconcagua
10. What is the thing we know? (fast)
sound light a bullet a whip
11. Of which creature are there species on this earth? (many)
flies beetles frogs snakes
12. Which planet is to the sun? (close)
Venus Mercury Mars Jupiter
13. Which of the following countries is than Canada? (large)
Brazil China Russia Australia
14. What is the college sport in North America? (dangerous)
football ice hockey basketball wrestling
15. What is the six-word phrase from the first Star Wars movie? (famous)
The force is always with you. May the force be with you. Place your faith in the force. May the force be always with you.
16. What sense suffers the damage when someone is struck by lightning? That is, it is the last to recover from the shock. (great)
sight smell touch hearing
17. When he was shipwrecked on a desert island, which animals did Robinson Crusoe find to be the (useful)?
cows goats chickens pigs
18. What are the plants on earth? (common)
trees grasses dandelions tulips
19. North Dakota has a small population in relation to most other U.S. states. Which of the following states has even residents? (few)
Washington State Illinois Wyoming West Virginia
20. What is the planet to see in the night sky? It is the brightest one. (easy)
Jupiter Mars Mercury Venus
Специальный вопрос
Для того, чтобы задать специальный вопрос употребляют вопросительные слова:
WHO, WHERE, WHOM, WHAT, WHOSE, WHICH, WHY, HOW, WHEN
"Who" - употребляется по отношению к людям и является подлежащим вопросительного предложения.
"Whom" - вопрос соответствующий дательному падежу ("кому").
"Whose" - вопрос о принадлежности.
"Why" - вопрос о причине происходящего.
"When" - вопрос о времени происходящего.
"Where" - вопрос о месте происходящего.
"What" - может быть объектом или предметом вопроса. Относится к неодушевленным существительным.
"Which" - используется вместо "what" при выборе из определенного количества.
"How" - вопрос о способе выполнения действия. Часто используется вместе с "much" и "many."
Если смысловым глаголом в предложении является "to be" в настоящем простом или прошедшем простом времени, то он ставится перед подлежащим:
Who is that man?
Where is the airport?
Where are the checks?
What time is it?
Упражнение 1. Выберите подходящее вопросительное слово из предложенных.
a) "________ do you go to school?" - "I go to school in California."
(Where Who What)
b) "________ does Jack work?" - " He works every evening."
(Who Where When)
c) "_________ cars does your family have?" - "We have two cars."
(How much How many What)
d) "_______ does the dog want?" - "She wants a big bone."
(How many Where What)
e) "_________ do you eat for lunch every day?" - "I eat rice and vegetables for lunch." (Why What Where)
f) ________ dog is hungry? - The black dog is hungry, but the white dog isn't hungry. (Who Where Which)
g) ____ did you call last night? - I called Maria last night.
(Whom Which What)
h) "____ your brother swim in winter?"- "No. He doesn't swim in winter. (Do Does Is)
i) "________ is that?" - " It costs 3 dollars."
(Where How much How many)
j) " ___ you thirsty?" - "Yes, I am. I'd like some tea please."
(Are Do Is)
Упражнение 2. Задайте вопрос так, чтобы подчеркнутое слово являлось ответом.
k) The doctor works with the nurse.
l) The doctor tells the nurse to draw blood.
m) The repairman works on the computer every day.
n) The repairman works on the computer every day.
o) The woman writes a long letter.
p) The woman writes a long letter.
q) The teacher gives the student some advice.
r) The teacher gives the student some advice.
s) The robber demands all the money in the cash register.
· The robber asks for all the money in the cash register.
3.3 Емфатическая функция глагола "do".
Вспомогательный глагол "do" используется в утвердительном предложении для усиления смыслового глагола:
Do you speak English or French? I don't speak French, but I do speak English.
* "Do" используется в разделительном вопросе для уточнения полученной информации:
He does understand you, doesn't he?*
Упражнение 1. Сопоставьте начало предложения в колонке А с его окончанием в колонке В.
А | В |
a) You look really good b) He's been talking for more than two hours. c) I wash most of my clothes in my machine d) I like her e) I know we quarrel a lot f) She wasn't very friendly to me g) He didn't play tennis as well as usual h) I don't like football matches very much i) You spoke extremely well j) Sorry about being late. k) Are you sure you are OK? l) She may not be the most interesting speaker m) Please be quiet, Brian. n) I know he is very competent o) This exercise is quite complicated. | 1. and I do agree with what you say 2. You do look ill 3. but what she says does make a lot of sense 4. but he did have a problem with his elbow 5. I do wish he would stop talking 6. but I do find her a bit irritating sometimes 7. and I do like your new hair-style 8. I do still love you 9. You do talk a lot of rubbish sometimes 10. but I do send my shirts to laundry 11. I do apologise for holding the meeting up 12. but she did give me her telephone number 13. I do hope that you get it all right 14. but I do watch them sometimes when my parner wants to 15. but I do wonder if he is up to that job |
Глава 4