ВВЕДЕНИЕ
Предмет и задачи курса
История – это сцена, на которой встречаются и действуют суверенная воля человека и суверенная воля Его творца. Их взаимодействие и творит исторические события. – Дворкин.
Изучение истории – это попытка понять Промысел Божий, действующий в свободе человека.
Предметом изучения церковной истории является христианская Церковь. Безусловным центром христианской истории является Христос. Христианский историк видит Его воплощение ключевым моментом всей истории мироздания, разделяющим ее на две половины. Недаром христианское летосчисление ведется от Рождества Христова.
История Церкви – это ее путь через века к Царству Божию. Но с другой стороны, в Церкви уже сейчас явлена, открыта полнота Царства и нам, отчасти, дается ее предвкушение. В этой дихотомии мы существуем. В истории Церкви происходит раскрытие и осмысление данного нам от начала Откровения и в то же время, в нашей вере нет ничего, что не содержалось бы в вере апостола Павла, Игнатия Богоносца и Иринея Лионского.
|
|
"Христос вчера, сегодня и во веки веков тот же", – говорит апостол Павел. Меняются лишь времена, и мы меняемся вместе с ними. А по мере наших изменений у нас возникают разные вопросы, которые мы обращаем к Церкви. И Церковь, по словам того же апостола Павла, стремясь быть всем для всех, чтобы привести всех ко спасению, всякий раз находит новые слова для ответа на наши вопросы и на вновь возникающие проблемы - история догматов.
Понятие история Церкви неотделимо от понятия церковного Предания – глубочайшей основы нашей веры. И в этом смысле история также является прикладной дисциплиной, необходимой для понимания догматики, патрологии, канонического права, литургики, как, впрочем, и любой богословской дисциплины, ибо все они основаны на Предании.
Прот. Г. Флоровский определил Предание как "жизнь Святого Духа в Церкви". Это Предание отличается от множества преданий, являющихся временными явлениями, могущими трансформироваться, изменяться и заменяться одно на другое.
Если мы считаем писания святых отцов Церкви свидетельством истины, нам следует пребывать с ними в духовной преемственности, а это означает – не слепо повторять их слова, но усвоить некую внутреннюю логику, интуицию, последовательность, то есть историю развития святоотеческой мысли.
История Древней Церкви является старой и заслуженной научной дисциплиной, истоки которой восходят к великим ранневизантийским историческим авторитетам — Евсевию Кесарийскому, Руфину, Созомену, Феодориту Кирскиму, Сократу и Евагрию Схоластикам. Историю Церкви изучают уже более 16 веков и, несомненно, будут изучать всегда. Важность этой отрасли науки для христианской исторической мысли определяется прежде всего тем, что в Древней Церкви коренятся истоки Церкви сегодняшней. Все церковные институты, догматика, церковная дисциплина и аскеза, канонические правила, основные формы богослужения сформировались именно тогда. Как следствие, невозможно понять устройство и сегодняшнюю жизнь Церкви без обращения в прошлое, продолжающееся в настоящем.
|
|
Учебный курс истории Древней Церкви включает в себя также сведения из истории других богословских дисциплин — литургики, догматического и нравственного богословия, экклесиологии, канонического права, патристики и патрологии, истории древнехристианской письменности.
Какие же цели стоят перед преподавателями этой учебной дисциплины?
Во-первых, данный курс вводит студента в широкий круг вопросов и проблем исторической науки в целом. Хороший богослов должен знать все этапы и периоды формирования христианской доктрины, уметь правильно анализировать древние источники, разбираться в тонкостях греческой и латинской богословской терминологии. Поэтому история Древней Церкви - это прекрасное учебно-научное поприще, на котором студент получает первичные навыки исторического знания и овладевает методами исторической науки.
Во-вторых, история Церкви способствует выработке системного подхода к анализу различных богословских мнений. Для правильного понимания любых событий, взглядов, поступков людей необходимо учитывать их исторический контекст, определять тенденции развития Церкви и общества в это время, не упускать из виду личные качества и жизненный путь участников, их родственные и дружеские связи и т.д. Воспитание системного подхода к исследованию исторических и богословских феноменов является поэтому важной задачей преподавания истории Церкви.
В-третьих, данная дисциплина даёт студентам прекрасные образцы силы человеческого духа, мужества и стойкости в преодолении невзгод, на живых образах святых и подвижников воспитывает в студентах волю и желание подражать этим замечательным деятелям прошлого. Огромное воспитательное значение предмета истории Древней Церкви (разумеется, при его правильном преподавании) не подлежит сомнению.
В-четвёртых, изучение истории Древней Церкви даёт студенту во многом утраченное ныне понятие о церковном единстве, существовавшем в первые века христианства. Несмотря на постоянно возникающие разногласия по различным дисциплинарным и догматическим вопросам, Древняя Церковь всегда находила способы их компромиссного разрешения. Уроки братской любви, снисхождения и стремления к единству во Христе обладают непреходящей ценностью для наших дней, когда разделения и разногласия время от времени омрачают церковную жизнь. Преподавание истории Церкви учит преодолению внутрицерковных и межцерковных разногласий, имеет большое значение для поддержания мира и любви между различными христианскими исповеданиями.
Периодизация истории Древней Церкви
Основанная на комплексных критериях внешней и внутренней истории Церкви периодизация, принятая в настоящем пособии, выглядит следующим образом:
I период: ок. 33-313 гг. (Пятидесятница – Миланский эдикт). История христианской Церкви в языческом государстве — Римской империи. Период нелегального существования Церкви в государстве и спорадических гонений на христиан. Это также период формирования основных церковных институтов, иерархии, богослужения, период первых догматических споров, возникновения локальных ересей и расколов.
II период: 313-1453 гг. (Миланский эдикт – Падение Константинополя). История Церкви в христианской империи — Византии. Этот период делится на ряд подпериодов:
|
|
а) 313—565 гг. (Миланский эдикт – смерть св. имп. Юстиниана Великого). Период богословской разработки и принятия основных церковных догматов, преодоления наиболее опасных ересей (арианства, несторианства, монофизитства). Начало Вселенских Соборов. Формирование нового патриархата Вселенской Церкви с центром в Константинополе. Оформление системы «пентархии» пяти православных патриархатов. Окончательное сложение христианской империи с юридическим оформлением церковного права как интегральной части имперского права Византии («Кодекс» и церковные новеллы Юстиниана). Идеологическое обоснование гармоничного сотрудничества («симфонии») империи с Церковью, окончательное формирование идеологии православной монархии (по Х.-Г. Беку, «политической ортодоксии»). Первые конфликты Константинополя с Римской Церковью по вопросам догматики и церковного управления.
б) 565-725 гг. (Смерть св. имп. Юстиниана Великого – начало иконоборчества (имп. указ). Период оформления основных догматов и церковных институтов. Распространение и преодоление христологических ересей монофизитского толка — моноэнергизма и монофелитства. Утрата византийского контроля над восточными провинциями империи. Принятие корпуса канонов Вселенской Церкви на Пято-Шестом (Трулльском) Вселенском Соборе (Константинополь, 691—692 гг.). Продолжение языкового, культурного и духовного обособления латинского Запада и греческого Востока.
в) 725-843 гг. (Начало иконоборчества (имп. указ) – Торжество Православия). Период богословских споров об иконах и гонений, развязанных Византийским государством против иконопочитателеи (гонения не затронули Западную Церковь, находившуюся за пределами Империи). 843 г. — важнейший момент восстановления и обновления Восточной Церкви после иконоборческих гонений, о чём прямо говорится в Прологе к Синодику Православия: «Мы празднуем день обновления».
г) 843—1054 гг. ( Торжество Православия – Великий раскол). Период нарастания противоречий между христианским Западом и Востоком. Богословские споры об опресноках (Евхаристии на пресном хлебе) и Filioque. Раскол между Римом и Константинополем при патр. сdn. Фотии. Отпадение в 1054 г. Западной Церкви от вселенского Православия - важнейшее событие, повлиявшее на всю последующую историю христианства.
|
|
д) 1054—1204 гг. ( Великий раскол – захват Константинополя крестоносцами). Период церковных и политических конфликтов Византии с Западом. Начало крестовых походов и столкновение византийских интересов с интересами поднимающихся западных государств - прежде всего Венеции и Генуи, а затем и Священной Римской империи. Западное влияние на императорский двор и Церковь Константинополя. Борьба с новыми ересями. Взятие Константинополя рыцарями IV Крестового похода в 1204 г., смена резиденции вселенского патриарха.
е) 1204—1453 гг. (Захват Константинополя крестоносцами – падение Константинополя). Постепенный закат византийского влияния в Средиземноморье на фоне регулярных и всякий раз провальных попыток унии с Римской Церковью. Образование новых автокефальных Церквей на Балканах. Период завершается ликвидацией православной византийской государственности в 1453 г. и переходом Вселенского Константинопольского патриархата под полный контроль иноверцев-мусульман. После этого центр вселенского Православия переходит в Москву — третий Рим.
РАЗДЕЛ I