Абрам Борисович Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/RANOWICH/firstpri.txt

 

Другой антихристианский полемист, античный сатирик и воль­нодумец Лукиан из Самосаты (Сирия) (ок. 125 — после 185 г.) известен как автор сатирических произведений о шарлатанах-проповедниках («О смерти Перегрина», «Александр, или Лжепророк»), в которых упоминаются христиане (последний памфлет Лукиан посвятил свое­му другу Цельсу — вполне возможно, тому самому философу, речь о котором была выше).

 

«О смерти Перегрина»http://krotov.info/acts/02/03/lukian_61.htm

 

Из сочинения Лукиана «Александр» можно сделать вывод, что иногда христиан считали обычными безбожниками и ставили рядом с не верящими в олимпийских богов атеистами — в частности, с вуль­гарными эпикурейцами, адептами грубо понятого учения эллинского философа IV в. до Р.Х. Эпикура. Разумеется, христиане не считали себя безбожниками, однако никто из язычников не хотел разбирать­ся в их учении — для их осуждения как безбожников достаточно было и того, что они не чтили римских богов.

Интересные (и во многом скандальные) сведения о восприятии христиан язычниками содержит апологетический диалог «Октавий». Его автор, христианин Марк Минуций Феликс, жил, по всей видимости, во второй половине II в. В «Октавии» он выводит обра­зованного римского язычника Цецилия, устами которого оглашает целый ряд претензий язычников к христианам. Из речи Цецилия мы узнаём о самых причудливых римских сплетнях, в которых отразилось представление обывателя о «жалкой, запрещённой, отчаянной секте» христиан. Так, слухи о тайных трапезах, на которых раздавалось освя­щённое вино, стали основанием для обвинений христиан в пьянстве, а участие христиан в «вечерях любви», агапах, порождали упрёки в сексуальной распущенности. Для язычников, многие мистерии кото­рых в самом деле напоминали разнузданные оргии, было непонятно, как можно любить ближнего не в грешной плоти, а «в духе». Принесе­ние христианами в жертву Агнца возбуждало подозрение в кровавых, в том числе человеческих, жертвоприношениях. Мракобесие, подо­зрительность, склонность к чудовищным сплетням и полное равно­душие к истине - все эти черты городских обывателей-язычников ярко демонстрировали тот духовный упадок, в котором пребывала империя в первые десятилетия существования Церкви Христовой.

 

«Октавий» http://krotov.info/acts/02/03/octavius.html

 

Таким образом, несмотря на терпимость язычников к самым разным, в том числе восточным, культам, христиане вызывали к себе неприязнь населения вследствие особой закрытости своих об­рядов, воздержания от языческих зрелищ и увеселений, пренебре­жения официальным государственным культом, полного воздер­жания от совместных с язычниками жертвенных пиршеств. Это в целом негативное отношение к христианам создавало ту социально-психологическую атмосферу, в которой при поддержке широких кру­гов языческого населения постепенно формировалась антихристи­анская, репрессивная политика государственной власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: