Другой антихристианский полемист, античный сатирик и вольнодумец Лукиан из Самосаты (Сирия) (ок. 125 — после 185 г.) известен как автор сатирических произведений о шарлатанах-проповедниках («О смерти Перегрина», «Александр, или Лжепророк»), в которых упоминаются христиане (последний памфлет Лукиан посвятил своему другу Цельсу — вполне возможно, тому самому философу, речь о котором была выше).
«О смерти Перегрина»http://krotov.info/acts/02/03/lukian_61.htm
Из сочинения Лукиана «Александр» можно сделать вывод, что иногда христиан считали обычными безбожниками и ставили рядом с не верящими в олимпийских богов атеистами — в частности, с вульгарными эпикурейцами, адептами грубо понятого учения эллинского философа IV в. до Р.Х. Эпикура. Разумеется, христиане не считали себя безбожниками, однако никто из язычников не хотел разбираться в их учении — для их осуждения как безбожников достаточно было и того, что они не чтили римских богов.
Интересные (и во многом скандальные) сведения о восприятии христиан язычниками содержит апологетический диалог «Октавий». Его автор, христианин Марк Минуций Феликс, жил, по всей видимости, во второй половине II в. В «Октавии» он выводит образованного римского язычника Цецилия, устами которого оглашает целый ряд претензий язычников к христианам. Из речи Цецилия мы узнаём о самых причудливых римских сплетнях, в которых отразилось представление обывателя о «жалкой, запрещённой, отчаянной секте» христиан. Так, слухи о тайных трапезах, на которых раздавалось освящённое вино, стали основанием для обвинений христиан в пьянстве, а участие христиан в «вечерях любви», агапах, порождали упрёки в сексуальной распущенности. Для язычников, многие мистерии которых в самом деле напоминали разнузданные оргии, было непонятно, как можно любить ближнего не в грешной плоти, а «в духе». Принесение христианами в жертву Агнца возбуждало подозрение в кровавых, в том числе человеческих, жертвоприношениях. Мракобесие, подозрительность, склонность к чудовищным сплетням и полное равнодушие к истине - все эти черты городских обывателей-язычников ярко демонстрировали тот духовный упадок, в котором пребывала империя в первые десятилетия существования Церкви Христовой.
|
|
«Октавий» http://krotov.info/acts/02/03/octavius.html
Таким образом, несмотря на терпимость язычников к самым разным, в том числе восточным, культам, христиане вызывали к себе неприязнь населения вследствие особой закрытости своих обрядов, воздержания от языческих зрелищ и увеселений, пренебрежения официальным государственным культом, полного воздержания от совместных с язычниками жертвенных пиршеств. Это в целом негативное отношение к христианам создавало ту социально-психологическую атмосферу, в которой при поддержке широких кругов языческого населения постепенно формировалась антихристианская, репрессивная политика государственной власти.