Русское слово Церковь как сообщество верных в греческом языке обозначается словом ε’κκλησι΄α.В Евангелиях слово ε’κκλησι΄α встречается только дважды. Первый раз в Мф. XVI, 18: «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», второй раз — во время описания Господом того, что нужно сделать с согрешающим братом, и здесь Церковь становится той инстанцией, которая должна вынести окончательное решение относительно согрешающего брата (Мф. XVIII, 17). Вне Евангелий это слово часто используется в книге Деяний и в апостольских посланиях (ср. Деян. II, 47; V, 11; VII, 38 и др.; Рим. XVI, 1 и др.; 1 Кол. I, 2; IV, 17 и др.; 2 Кол. VIII, 1 и др.; Гал. I, 2 и др.; Еф. I, 22 и т.д.).
Греческое название Церкви пришло в Евангелия из древнегреческой государственно-правовой терминологии. В Древней Греции экклесией называли народное собрание — высший орган прямой демократии в греческих полисах VI—IV вв. до Р.Х. В народное собрание входили все свободные мужчины, достигшие совершеннолетия. Именно этому органу принадлежала высшая власть в государстве. То есть экклесия в исконном, первоначальном смысле слова — это собрание «призванных», явившихся на зов людей.
|
|
Возникновение Церкви. Основанием христианской Церкви считается сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло в 50-й день после Воскресения Христова (Деян. II, 1—4). Этот день в христианской традиции именуется Пятидесятницей.
Праздник Пятидесятницы был известен и религии иудеев, которые праздновали его в конце мая, в 50-й день после пасхи 14 нисана [1]. Этот праздник также назывался праздником Жатвы. В этот день иудеи приносили в жертву Яхве первины урожая. Кроме того, праздник был посвящён дарованию иудеям Синайского закона, которое совершилось через 50 дней после перехода еврейского народа во главе с Моисеем через Чермное (Красное) море. Именно в этот праздничный для иудеев день и произошло сошествие Св. Духа на апостолов.
Дата христианской Пятидесятницы определяется довольно точно — это 33 г. по Р.Х. В данном пособии эта дата взята за основу.
Апостолы и апостольская идея. Слово «апостол» происходит от др.-греч. α’πο΄στολος 'посланник'. Так названы в евангелиях 12 ближайших учеников и последователей Христа: Андрей Первозванный, Симон-Пётр, Иаков (сын) Зеведеев, его брат Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков (сын) Алфеев, Леввей, прозванный Фаддеем (по Евангелию от Луки, вместо него Иуда, брат Иакова), Симон Зилот (Кананит) и последний — Иуда Искариот (впоследствии вместо него избран Матфий, ср. Деян. I, 26).
Число 12 носит символический характер — оно соответствует 12 коленам Израилевым, которых апостолы будут судить в конце времён (Мф. XIX, 28). В то же время апостолы образуют ядро нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, идущей на смену ветхому Израилю.
|
|
В Евангелии от Луки помимо 12 главных апостолов упомянуты ещё 70 (в рукописях есть вариант — 72) апостолов, посылаемых Христом «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. X, 1).
Идея апостольства как служения состоит в распространении учения Христова среди избранного народа Божия - иудеев, а также среди всех остальных народов земли. Апостольство — это свидетельство о Христе. Явившись апостолам после Своего Воскресения, Христос говорит им:
Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. I, 8).
Каждый апостол, будучи посланником Христовым, водим Св. Духом и всегда ощущает благодатное присутствие своего Господа (ср. Мф. XXVIII, 20 напутствие Спасителя апостолам: «Се Я с вами во все дни до скончания века»). Апостолами были основаны первые локальные Церкви — Иерусалимская (Деян. II, 37—47), Антиохийская (Деян. XI, 19-26), Филиппинская (Деян. XVI, 12-40), Фессалоникийская (Деян. XVII, 1-4), Коринфская (Деян. XVIII, 1-11), Эфесская (Деян. XIX) и др., ставшие впоследствии ядром Вселенской Церкви.
Связь ранней Церкви с иудаизмом. Отличительной чертой Церкви в самую раннюю эпоху было то, что она многое заимствовала из традиций иудаизма. Поэтому самая ранняя стадия существования Церкви получила название иудеохристианства.
Иудеи апостольских времен ещё не знали книг Нового Завета и могли воспринять заповеди христианского учения только в свете иудейского Закона. Сам Христос жил в иудейской среде, посещал храм Яхве в Иерусалиме и проповедовал только иудеям. Среди них развернулась и апостольская проповедь. Так, первая проповедь ап. Петра после Пятидесятницы была обращена к иудеям Иерусалима (Деян. II, 14—42). В ней апостол ссылается на ветхозаветных пророков — Иоиля и Давида. Вторая проповедь ап. Петра, произнесённая в Иерусалимском храме, также содержит ссылки на древние пророчества — в ней, в частности, упоминаются Самуил и Моисей (Деян. III, 12-26). Таким образом, авторитет христианского учения изначально основывался на авторитете ветхозаветной традиции. Христианство «исполняло» В.З.
Древняя иудейская традиция (Закон и пророки) была для первых христиан не менее священной, чем для самых ортодоксальных иудеев — ведь именно в этой традиции христиане черпали обетования о грядущем Мессии. Блестящее знание Христом и апостолами иудейского Закона подчёркивает ключевое значение, которое они придавали проповеди среди богоизбранного народа. Поэтому первыми последователями Христа стали иудеи, воспринявшие христианство как исполнение веры предков.
Замечательный образец обличительного красноречия представляет собой речь св. первомученика Стефана, помещенная в книге Деяний (гл. VII). Из этой речи становится очевидным, что первые христиане из иудеев прекрасно знали и глубоко почитали иудейский Ветхий Завет. Однако из этого же Писания они черпали обличительный пафос, бичуя язвы религиозной практики своего времени – прежде всего неверие в Мессию, явление которого было предсказано пророками. Св. Стефан обличает современников в нежелании слушать эти пророчества и верить им. Его образные слова в адрес иудеев - «люди с необрезанным сердцем и ушами» - стали крылатыми.
Универсализм ранней Церкви. Несмотря на близость к иудаизму, Церковь уже в самые первые дни своего существования готовилась открыть новое учение всем народам земли. Об этом свидетельствуют слова самого Христа, сохранённые синоптическими Евангелиями:
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. XXVIII, 19).
|
|
Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.ХVI, 15).
Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк. XXIV, 46-47).
Разумеется, под «всеми народами» в этой заповеди понимались народы языческие, не приобщённые к иудейской религии, не знающие Единого Бога.
Приведём эпизод из книги Деяний, свидетельствующий о преодолении Церковью национальных рамок традиционного иудаизма. Речь идет об истории кесарийского сотника Корнилия. Когда Корнилий получает указание от ангела привести в свой дом Симона-Петра и выслушать его поучение, то посланные им люди находят Петра как раз после того, как в видении ему явился глас: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Пётр правильно истолковал это указание — когда сотник Корнилий пал перед ним на колени, Пётр произнес следующие слова:
Вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым (Деян. X, 28).
Так была исполнена заповедь, впоследствии сформулированная ап. Павлом, согласно которой для Христа и во Христе «нет ни эллина, ни иудея» (Гал. III, 28). В том же рассказе Деяний о Корнилии говорится, что, когда Св. Дух сошёл на слушавших Петра, «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Св. Духа излился и на язычников. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян. X, 45-46).
В тот самый час, когда Корнилии и окружавшие его язычники получили Крещение Св. Духом и стали христианами, новое учение вышло за узкие национально-религиозные рамки. Девизом Церкви стали слова ап. Павла: «Все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или эллины, рабы или свободные; и все напоены единым Духом (1 Кор. XII, 13).
Идея богоизбранности христиан как «народа святого», «народа Божия» (1 Петр. II, 9, 10) постепенно вырастала из представления о богоизбранности евреев и начинала овладевать массами язычников, живущих в империи. Иудеохристианство стало лишь кратким переходным этапом к христианству подлинно универсальному, «кафолическому».
|
|
Предпосылки и причины расширения христианской миссии. Распространение христианской веры и вместе с ней расширение Церкви облегчалось тем обстоятельством, что огромные просторы Средиземноморья фактически были лишены государственных границ и представляли собой единое государство — Римскую империю.
В империи после всех завоеваний римского оружия наконец установился прочный мир, при котором свободно развивались торговля, искусство, науки и ремёсла, росли и ширились города, умножалось население. Это состояние мира и благоденствия разных народов и племён под мудрой и строгой властью Рима получило у современников название «римский мир» — рах Romana. В условиях мира, свободы совести, свободы слова и передвижения проповедь христианства смогла охватить огромные пространства и найти отклик в широких массах населения империи.
Несмотря на активную проповедь апостолов в различных регионах империи, в целом Древняя Церковь не проводила целенаправленной миссионерской политики. Миссия в основном проходила спонтанно, на низовом уровне. Огромную роль в знакомстве населения с христианством играли личные контакты. Городские язычники узнавали о Христе от своих знакомых, друзей, соседей — и если последние были добрыми людьми и уважаемыми гражданами, то и вера их вызывала уважение. Христианский моральный кодекс, оформленный в заповедях Христовых, далеко превосходил мораль язычников - ведь их боги требовали от своих почитателей только жертвоприношений, но не любви к ближнему, чистоты, целомудрия, доблести. Языческие культы нередко были подчёркнуто аморальны, поощряли сексуальную распущенность (или, наоборот, изуверские виды воздержания — такие, как самооскопление и пр.), нередко сопровождались кровопролитием, изобиловали элементами колдовства и магии. Государственный культ, особенно в городах, также принимал уродливые формы кровавых зрелищ — так, в праздничные дни в цирках (амфитеатрах) устраивались не только шествия и спортивные игры, но и бои гладиаторов, травля диких животных, а во время гонений на христиан — убийство мучеников на потеху толпе. Очень многие люди, видя всё это, теряли веру в богов и начинали искать веру иную, спасительную, просветляющую душу и тело. И находили её в христианстве.
Язычник Цельс упрекал первых христиан в том, что они проповедовали своё учение среди низших и самых бесправных слоев населения — рабов, ремесленников, женщин, подростков. Образованный, искушённый в философии язычник никак не мог осознать, что христианство - это не философия «на досуге», не система логических постулатов для богатых и знатных, а Путь спасения для «труждающихся и обременённых» (Мф. XI, 28).
Христианская проповедь звучала и в легионах римской армии, расквартированных в различных провинциях империи. Так, хорошо известна история обращения ап. Петром в Кесарии сотника Корнилия вместе с его семейством (Деян. X). Христиане попадали в армию в ходе призывов на службу для военных походов.
Уже при Марке Аврелии источники сообщают о наличии христиан среди римских солдат — об этом свидетельствует история о чуде XII Молниеносного легиона.
Чудо XII Молниеносного легиона произошло в драматической обстановке военного похода Марка Аврелия против германских племен. Однажды император со своей армией был окружён варварами. Отрезанные противником от воды, изнурённые жаждой римляне готовы были сдаться. Но свершилось чудо: неожиданно пошёл сильный дождь, подкрепивший и освеживший римское войско, а грозовая молния обратила германцев в бегство. Сохранились литературные, археологические и нумизматические свидетельства, подтверждающие это чудо. Самым ранним нашим источником, согласно которому чудо произошло по молитве христианских воинов, является виднейший латинский апологет Тертуллиан.
Наконец, уже в самом начале апостольского века мы встречаемся с сообщениями об успехе христианской проповеди среди знатных язычников (по крайней мере, у отдельных представителей знати). Так, апостол Павел после своей речи в афинском Ареопаге обратил прославленного впоследствии Дионисия Ареопагита (Деян. XVII, 34). Плиний Младший в рассмотренном выше послании Траяну пишет, что в христианство переходят люди «всякого сословия». В конце III в. при дворе Диоклетиана уже было немало знатных особ, либо уже принявших христианство, либо хорошо знакомых с ним. В эпоху гонений Диоклетиана и Максимиана покровительствовал христианству и отец Константина Великого, август Запада Констанций Хлор.
Итак, адресатами первой христианской проповеди были:
1) иудеи Иерусалима и средиземноморской диаспоры (в том числе обращённые в иудаизм неевреи-прозелиты);
2) наиболее бедные и бесправные слои языческого населения империи - рабы, мелкие ремесленники и торговцы, женщины, дети;
3) солдаты и офицеры римского войска;
4) спорадически — столичная и провинциальная языческая знать.
Какими же путями шло распространение веры Христовой? Помимо обычного для древних (и не только) обществ устного распространения информации путём слухов, молвы, проповедники новой веры пользовались и налаженными торговыми путями — как морскими маршрутами, так и сухопутными дорогами, в строительстве которых римляне были непревзойдёнными мастерами. Вся империя была пронизана сетью дорог, покрыта городами, моря бороздили торговые суда, перевозившие также пассажиров. В столь благоприятных условиях, при налаженной транспортной инфраструктуре христиане могли свободно перемещаться на огромные расстояния. Этим в полной мере пользовались многочисленные странствующие проповедники и пророки, переходившие из града в град (ср. выше свидетельства из Дидахе).
Наконец, расширению христианской проповеди парадоксальным образом способствовали гонения со стороны иудеев и язычников, возникавшие в разных областях империи. Преследуемые христиане зачастую были вынуждены бежать из родных мест, чтобы основать новые общины в других городах и провинциях. Тем самым язычники, подавляя христианское движение в одних местах, невольно способствовали его переносу в новые края и земли. Огромное значение для обращения язычников имело публичное свидетельство о Христе мучеников за веру.
Билет 2.