Происхождение названия

Русское слово Церковь как сообщество верных в греческом языке обозначается словом ε’κκλησι΄α.В Евангелиях слово ε’κκλησι΄α встречается только дважды. Пер­вый раз в Мф. XVI, 18: «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», второй раз — во время описания Господом того, что нужно сделать с согрешающим братом, и здесь Церковь становится той ин­станцией, которая должна вынести окончательное решение относи­тельно согрешающего брата (Мф. XVIII, 17). Вне Евангелий это сло­во часто используется в книге Деяний и в апостольских посланиях (ср. Деян. II, 47; V, 11; VII, 38 и др.; Рим. XVI, 1 и др.; 1 Кол. I, 2; IV, 17 и др.; 2 Кол. VIII, 1 и др.; Гал. I, 2 и др.; Еф. I, 22 и т.д.).

Греческое название Церкви пришло в Евангелия из древнегре­ческой государственно-правовой терминологии. В Древней Греции экклесией называли народное собрание — высший орган прямой де­мократии в греческих полисах VI—IV вв. до Р.Х. В народное собра­ние входили все свободные мужчины, достигшие совершеннолетия. Именно этому органу принадлежала высшая власть в государстве. То есть экклесия в исконном, первоначальном смысле слова — это собрание «призванных», явившихся на зов лю­дей.

Возникновение Церкви. Основанием христианской Церкви считается сошествие Святого Духа на апостолов, которое произо­шло в 50-й день после Воскресения Христова (Деян. II, 1—4). Этот день в христианской традиции именуется Пятидесятницей.

Праздник Пятидесятницы был известен и религии иудеев, кото­рые праздновали его в конце мая, в 50-й день после пасхи 14 ниса­на [1]. Этот праздник также назывался праздником Жатвы. В этот день иудеи приносили в жертву Яхве первины урожая. Кроме того, празд­ник был посвящён дарованию иудеям Синайского закона, которое совершилось через 50 дней после перехода еврейского народа во главе с Моисеем через Чермное (Красное) море. Именно в этот празднич­ный для иудеев день и произошло сошествие Св. Духа на апостолов.

 

Дата христианской Пятидесятницы определяется довольно точ­но — это 33 г. по Р.Х. В данном пособии эта дата взята за основу.

Апостолы и апостольская идея. Слово «апостол» происходит от др.-греч. α’πο΄στολος  'посланник'. Так названы в евангелиях 12 бли­жайших учеников и последователей Христа: Андрей Первозванный, Симон-Пётр, Иаков (сын) Зеведеев, его брат Иоанн, Филипп, Варфо­ломей, Фома, Матфей, Иаков (сын) Алфеев, Леввей, прозванный Фад­деем (по Евангелию от Луки, вместо него Иуда, брат Иакова), Симон Зилот (Кананит) и последний — Иуда Искариот (впоследствии вместо него избран Матфий, ср. Деян. I, 26).

Число 12 носит символический характер — оно соответствует 12 коленам Израилевым, которых апостолы будут судить в конце вре­мён (Мф. XIX, 28). В то же время апостолы образуют ядро нового Из­раиля, т.е. Церкви Христовой, идущей на смену ветхому Израилю.

В Евангелии от Луки помимо 12 главных апостолов упомянуты ещё 70 (в рукописях есть вариант — 72) апостолов, посылаемых Хри­стом «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. X, 1).

Идея апостольства как служения состоит в распространении уче­ния Христова среди избранного народа Божия - иудеев, а также сре­ди всех остальных народов земли. Апостольство — это свидетельство о Христе. Явившись апостолам после Своего Воскресения, Христос говорит им:

Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. I, 8).

Каждый апостол, будучи посланником Христовым, водим Св. Ду­хом и всегда ощущает благодатное присутствие своего Господа (ср. Мф. XXVIII, 20 напутствие Спасителя апостолам: «Се Я с вами во все дни до скончания века»). Апостолами были основаны первые локаль­ные Церкви — Иерусалимская (Деян. II, 37—47), Антиохийская (Деян. XI, 19-26), Филиппинская (Деян. XVI, 12-40), Фессалоникийская (Деян. XVII, 1-4), Коринфская (Деян. XVIII, 1-11), Эфесская (Деян. XIX) и др., ставшие впоследствии ядром Вселенской Церкви.

Связь ранней Церкви с иудаизмом. Отличительной чертой Церк­ви в самую раннюю эпоху было то, что она многое заимствовала из традиций иудаизма. Поэтому самая ранняя стадия существования Церкви получила название иудеохристианства.

Иудеи апостольских времен ещё не знали книг Нового Завета и могли воспринять заповеди христианского учения только в све­те иудейского Закона. Сам Христос жил в иудейской среде, посе­щал храм Яхве в Иерусалиме и проповедовал только иудеям. Среди них развернулась и апостольская проповедь. Так, первая проповедь ап. Петра после Пятидесятницы была обращена к иудеям Иеруса­лима (Деян. II, 14—42). В ней апостол ссылается на ветхозаветных пророков — Иоиля и Давида. Вторая проповедь ап. Петра, произне­сённая в Иерусалимском храме, также содержит ссылки на древние пророчества — в ней, в частности, упоминаются Самуил и Моисей (Деян. III, 12-26). Таким образом, авторитет христианского учения изначально основывался на авторитете ветхозаветной традиции. Христианство «исполняло» В.З.

Древняя иудейская традиция (Закон и пророки) была для первых христиан не менее священной, чем для самых ортодоксальных иуде­ев — ведь именно в этой традиции христиане черпали обетования о грядущем Мессии. Блестящее знание Христом и апостолами иудей­ского Закона подчёркивает ключевое значение, которое они при­давали проповеди среди богоизбранного народа. Поэтому первыми последователями Христа стали иудеи, воспринявшие христианство как исполнение веры предков.

Замечательный образец обличительного красноречия представ­ляет собой речь св. первомученика Стефана, помещенная в книге Деяний (гл. VII). Из этой речи становится очевидным, что первые христиане из иудеев прекрасно знали и глубоко почитали иудейский Ветхий Завет. Однако из этого же Писания они черпали обличитель­ный пафос, бичуя язвы религиозной практики своего времени – пре­жде всего неверие в Мессию, явление которого было предсказано пророками. Св. Стефан обличает современников в нежелании слу­шать эти пророчества и верить им. Его образные слова в адрес иуде­ев - «люди с необрезанным сердцем и ушами» - стали крылатыми.

Универсализм ранней Церкви. Несмотря на близость к иудаизму, Церковь уже в самые первые дни своего существования готовилась открыть новое учение всем народам земли. Об этом свидетельствуют слова самого Христа, сохранённые синоптическими Евангелиями:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. XXVIII, 19).

Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.ХVI, 15).

Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк. XXIV, 46-47).

Разумеется, под «всеми народами» в этой заповеди понимались народы языческие, не приобщённые к иудейской религии, не знаю­щие Единого Бога.

Приведём эпизод из книги Деяний, свидетельствующий о прео­долении Церковью национальных рамок традиционного иудаизма. Речь идет об истории кесарийского сотника Корнилия. Когда Корнилий получает указание от ангела привести в свой дом Симона-Петра и выслушать его поучение, то посланные им люди на­ходят Петра как раз после того, как в видении ему явился глас: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Пётр правильно истол­ковал это указание — когда сотник Корнилий пал перед ним на коле­ни, Пётр произнес следующие слова:

Вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного че­ловека скверным или нечистым (Деян. X, 28).

Так была исполнена заповедь, впоследствии сформулированная ап. Павлом, согласно которой для Христа и во Христе «нет ни эллина, ни иудея» (Гал. III, 28). В том же рассказе Деяний о Корнилии говорится, что, когда Св. Дух сошёл на слушавших Петра, «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Св. Духа излился и на язычников. Ибо слышали их говорящих языками и ве­личающих Бога» (Деян. X, 45-46).

В тот самый час, когда Корнилии и окружавшие его язычники получили Крещение Св. Духом и стали христианами, новое учение вышло за узкие национально-религиозные рамки. Девизом Церкви стали сло­ва ап. Павла: «Все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или эллины, рабы или свободные; и все напоены единым Духом (1 Кор. XII, 13).

Идея богоизбранности христиан как «народа святого», «народа Божия» (1 Петр. II, 9, 10) постепенно вырастала из представления о богоизбранности евреев и начинала овладевать массами язычников, живущих в империи. Иудеохристианство стало лишь кратким пере­ходным этапом к христианству подлинно универсальному, «кафоли­ческому».

 

Предпосылки и причины расширения христианской миссии. Рас­пространение христианской веры и вместе с ней расширение Церк­ви облегчалось тем обстоятельством, что огромные просторы Сре­диземноморья фактически были лишены государственных границ и представляли собой единое государство — Римскую империю.

В империи после всех завоеваний римского оружия наконец уста­новился прочный мир, при котором свободно развивались торговля, искусство, науки и ремёсла, росли и ширились города, умножалось население. Это состояние мира и благоденствия разных народов и племён под мудрой и строгой властью Рима получило у современни­ков название «римский мир» — рах Romana. В условиях мира, свобо­ды совести, свободы слова и передвижения проповедь христианства смогла охватить огромные пространства и найти отклик в широких массах населения империи.

Несмотря на активную проповедь апостолов в различных регио­нах империи, в целом Древняя Церковь не проводила целенаправ­ленной миссионерской политики. Миссия в основном проходила спонтанно, на низовом уровне. Огромную роль в знакомстве насе­ления с христианством играли личные контакты. Городские языч­ники узнавали о Христе от своих знакомых, друзей, соседей — и если последние были добрыми людьми и уважаемыми гражданами, то и вера их вызывала уважение. Христианский моральный кодекс, оформленный в заповедях Христовых, далеко превосходил мораль язычников - ведь их боги требовали от своих почитателей только жертвоприношений, но не любви к ближнему, чистоты, целомудрия, доблести. Языческие культы нередко были подчёркнуто аморальны, поощряли сексуальную распущенность (или, наоборот, изуверские виды воздержания — такие, как самооскопление и пр.), нередко со­провождались кровопролитием, изобиловали элементами колдов­ства и магии. Государственный культ, особенно в городах, также при­нимал уродливые формы кровавых зрелищ — так, в праздничные дни в цирках (амфитеатрах) устраивались не только шествия и спортив­ные игры, но и бои гладиаторов, травля диких животных, а во время гонений на христиан — убийство мучеников на потеху толпе. Очень многие люди, видя всё это, теряли веру в богов и начинали искать веру иную, спасительную, просветляющую душу и тело. И находили её в христианстве.

Язычник Цельс упрекал первых христиан в том, что они пропо­ведовали своё учение среди низших и самых бесправных слоев на­селения — рабов, ремесленников, женщин, подростков. Образован­ный, искушённый в философии язычник никак не мог осознать, что христианство - это не философия «на досуге», не система логиче­ских постулатов для богатых и знатных, а Путь спасения для «труждающихся и обременённых» (Мф. XI, 28).

Христианская проповедь звучала и в легионах римской армии, расквартированных в различных провинциях империи. Так, хорошо известна история обращения ап. Петром в Кесарии сотника Корнилия вместе с его семейством (Деян. X). Христиане попадали в армию в ходе призывов на службу для военных походов.

Уже при Марке Аврелии источники сообщают о наличии христи­ан среди римских солдат — об этом свидетельствует история о чуде XII Молниеносного легиона.

Чудо XII Молниеносного легиона произошло в драматиче­ской обстановке военного похода Марка Аврелия против герман­ских племен. Однажды император со своей армией был окружён варварами. Отрезанные противником от воды, изнурённые жаждой римляне готовы были сдаться. Но свершилось чудо: неожиданно по­шёл сильный дождь, подкрепивший и освеживший римское войско, а грозовая молния обратила германцев в бегство. Сохранились ли­тературные, археологические и нумизматические свидетельства, подтверждающие это чудо. Самым ранним нашим источником, со­гласно которому чудо произошло по молитве христианских воинов, является виднейший латинский апологет Тертуллиан.

Наконец, уже в самом начале апостольского века мы встречаемся с сообщениями об успехе христианской проповеди среди знатных языч­ников (по крайней мере, у отдельных представителей знати). Так, апо­стол Павел после своей речи в афинском Ареопаге обратил прослав­ленного впоследствии Дионисия Ареопагита (Деян. XVII, 34). Плиний Младший в рассмотренном выше послании Траяну пишет, что в хри­стианство переходят люди «всякого сословия». В конце III в. при дворе Диоклетиана уже было немало знатных особ, либо уже принявших христианство, либо хорошо знакомых с ним. В эпоху гоне­ний Диоклетиана и Максимиана покровительствовал христианству и отец Константина Великого, август Запада Констанций Хлор.

Итак, адресатами первой христианской проповеди были:

1) иудеи Иерусалима и средиземноморской диаспоры (в том чис­ле обращённые в иудаизм неевреи-прозелиты);

2) наиболее бедные и бесправные слои языческого населения им­перии - рабы, мелкие ремесленники и торговцы, женщины, дети;

3) солдаты и офицеры римского войска;

4) спорадически — столичная и провинциальная языческая знать.

Какими же путями шло распространение веры Христовой? По­мимо обычного для древних (и не только) обществ устного распро­странения информации путём слухов, молвы, проповедники новой веры пользовались и налаженными торговыми путями — как мор­скими маршрутами, так и сухопутными дорогами, в строительстве которых римляне были непревзойдёнными мастерами. Вся империя была пронизана сетью дорог, покрыта городами, моря бороздили торговые суда, перевозившие также пассажиров. В столь благопри­ятных условиях, при налаженной транспортной инфраструктуре христиане могли свободно перемещаться на огромные расстояния. Этим в полной мере пользовались многочисленные странствующие проповедники и пророки, переходившие из града в град (ср. выше свидетельства из Дидахе).

Наконец, расширению христианской проповеди парадоксальным образом способствовали гонения со стороны иудеев и язычников, возникавшие в разных областях империи. Преследуемые христиане зачастую были вынуждены бежать из родных мест, чтобы основать новые общины в других городах и провинциях. Тем самым язычни­ки, подавляя христианское движение в одних местах, невольно спо­собствовали его переносу в новые края и земли. Огромное значение для обращения язычников имело публичное свидетельство о Христе мучеников за веру.

 

Билет 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: