Педагогика, как и другие отрасли общей педагогики, может решать поставленные задачи лишь во взаимодействии с другими науками. Педагогика заимствует и адаптирует к предмету своего исследования идеи других наук, которые помогают глубже проникнуть в суть обучения и воспитания, разрабатывать их теоретические основы.
Так, философские науки позволяют педагогике определить суть и цели воспитания, объективно учитывать действие общих закономерностей развития общества, предоставляют оперативную информацию об изменениях, происходящих в науке и обществе, способствуют корректировке направлений воспитания. Например, сейчас формируется новая отрасль философской науки – философия образования, развитие которой обусловлено, прежде всего, эволюцией основных философских концепций о роли человека в мире. Согласно современным философскими концепциями, Человек становится центром научной картины мира. В этом контексте требует осмысления проблема «очеловечивания человека» в сфере образования, проблема ее гуманизации. Учитывая это, постепенно должен происходить переход современной педагогической системы на новую гуманистическую парадигму, в центре которой находится личность студента (речь идет о материальных и духовных ценностях, направленных на развитие индивидуальности).
|
|
Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологией, которая изучает общие закономерности и механизмы функционирования психики человека, его личностного формирования, развития, самоактуализации, разнообразных психических, психологических и социально-психологических связей и зависимостей. Каждый раздел педагогики основывается на соответствующем разделе психологии (например, дидактика – на закономерностях функционирования познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов человека; теория воспитания – на психологии личности и психологии группы; теория управления учебно-воспитательным учреждением – на психологии управления). Интеграция наук способствует возникновению смежных отраслей, например педагогической психологии, которая сосредоточена на изучении психологических закономерностей, условий, факторов и механизмов обучения и воспитания.
Как научная дисциплина педагогика пользуется психологическими знаниями для выявления, трактовки, систематизации педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучают с помощью диагностик (тестов, анкет и т.д.). Данные психологии учитывают при составлении учебных тестов, программ, написания учебников и учебных пособий.
Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием студентов важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его систем. Например, знание закономерностей функционирования нервной системы позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарии, способствующие оптимальному развитию личности.
|
|
В последнее время усилилась связь педагогики с медициной. Это обусловлено процессами гуманизации воспитания, а также серьезными проблемами, связанными со здоровьем граждан страны.
На стыке экологии, биологии, медицины, психологии возникла специальная наука о здоровье – валеология. Медиками и педагогами выявлен ряд причин нервных заболеваний, вызванных перезагруженностью учебными заданиями, несправедливыми оценками, грубым отношением к студентам и т.п. Все это требует усовершенствования педагогического процесса с учетом рекомендаций медицины.
Поскольку педагогика является наукой социальной, актуальны ее связи с социологией – наукой о становлении, развитии и функционировании общества, его элементов, социальных отношений и процессов; о механизмах и принципах их взаимодействия. Социологические исследования, а также данные статистики, помогают выявить тенденции и закономерности явлений, связанных с обучением и воспитанием студентов.
Новые возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогика разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.
Пользуется педагогика и сведениями юриспруденции, экономики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук, одновременно обогащая их своими открытиями.
Связи педагогики и педагогики высшей школы с другими науками обусловлены общностью их объектов и реализуются как взаимовлияние, взаимодействие, взаимопроникновение.