Логика и методика педагогического исследования

 

 

1 Концепция подготовки кадров в системе экологического образования

 

Без высококвалифицированных, творчески одаренных кадров в области экологии, способных нестандартно решать сложные проблемы современности, невозможно преодолеть экологические проблемы, как в местном, государственном, так и мировом масштабе, выйти на уровень высокоразвитых стран. Это в полной мере касается и профессионального высшего образования, что органически связано с общественным производством и деятельностью человека в разнообразных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

Подготовка современных экологов высшей квалификации в соответствии с требованиями рыночной среды требует совершенствования содержания, форм и методов учебного процесса. Обществу нужен социально мобильный специалист, способный профессионально перемещаться как вверх по вертикальным иерархическим ступеням в своей области, так и по параллели – с одной отрасли в другую. Такие специалисты должны обладать комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, соответствующих передовым достижениям науки и техники. Они должны быть способными творчески решать экологические проблемы современности.

Эти требования обусловливают необходимость роста профессиональных знаний по дисциплинам экологического цикла: экологии разнообразных производств, менеджмента, психологии, конфликтологии и др. Поэтому современная дидактика должна адекватно реагировать на социальный заказ, способствовать формированию творческой личности специалиста-эколога в различных отраслях народного хозяйства, активизации его учебно-творческой деятельности (УТД).

Для эффективного усвоения содержания дисциплины и формирования творчески одаренных руководителей и специалистов высшего образования необходимо строить учебный процесс на активных методах обучения, доводить до слушателей дидактические закономерности, принципы, методы и формы обучения. Эта цель положена в основу изучения дисциплины «Педагогика».

Формирование экологического мышления является составной частью более широкой проблемы экологического воспитания – системы целенаправленного воздействия общества на человека с целью формирования у него гуманистического мировоззрения, развитого экологического мышления, высокой культуры экологического поведения. Сущностью экологического воспитания, его высшей целью и главной задачей является формирование зрелого экологического сознания. Общество должно способствовать выработке высокой сознательности, культуры, профессионализма у каждого человека. Содержание экологического воспитания раскрывается в формировании соответствующей психологии, высокой культуре экологического мышления и поведения.

Экологическая психология является эмоциональной сферой экологического сознания и волевой стороной экологической деятельности людей. Это отражение человеческим сознанием экологической действительности в форме чувств и эмоций (настроений, мнений, навыков, умений, направленности, воли, привычек экологического поведения). К экологической психологии относятся: настроения, черты характера (ответственность и бережливость по отношению к природе и земным ресурсам и др.). Психология людей главным образом состоит в результате обыденного восприятия экологических проблем.

Повседневное (эмпирическое) экологическое сознание  . Обыденное сознание чаще всего воспринимает лишь внешнюю сторону объективных экологических процессов. Поэтому возможны преувеличения или недооценка экологических процессов, искажения отдельных сторон экологической жизни. Задачей экологического воспитания является повышение обыденного сознания личности до уровня научного.

Научное (теоретическое) экологическое сознание представляет собой системное отражение сущности и закономерностей развития экологической жизни в форме экологических идей, теорий, концепций. Теоретическое экологическое сознание формируется в результате целенаправленного изучения макро- и микроэкономики, экологической политики и других естественных наук.

Эколого-управленческое мышление – это интеллектуальная свойство человека, способность познавать и осмысливать социально-экологические явления, усваивать экологические и управленческие понятия, категории, теории, соотносить их с практикой хозяйственно-экологической деятельностью человека.

Эколого-управленческое поведение – это поведение людей в процессе установления уровня экологических проблем, определении путей из устранения. Об уровне развития мышления эколога, уровня соответствия достижением экологической науки и практики свидетельствует его культура. Она включает формирование высокого уровня трудолюбия, профессионального мастерства, навыков и умений быстрого реагирования на возникающие экологические проблемы, понимание социально-экологических аспектов и значимости различных сфер производства и других сфер деятельности человека. Формирование эколого-управленческого мышления предполагает единство образования, обучения и воспитания.

Экологическое образование требует, прежде всего, овладение системой естественнонаучных и экологических знаний и развития на их основе самостоятельного экологического мышления. Теоретическим фундаментом формирования системы экологических знаний являются естествознание и общая экология.

Одной из важнейших задач формирования эколого-управленческого мышления на современном этапе является способность мыслить категорией «эффективность», сопоставлять результаты деятельности человека в разнообразных отраслях, раскрывать и использовать имеющиеся резервы для преодоления экологических проблем. Важно отметить, что экологические знания наиболее полно реализуются на практике только тогда, когда управленческий труд основывается не только на знаниях, умениях и навыках, но и на опыте творческой деятельности, который является результатом совокупности интеллектуально-эвристических умений и общественно-ориентированном, научно практическом мировоззрении.

Экологическое воспитание призвано объединить общественно-экологические знания, мотивы деятельности, ценностные ориентации и нормы профессионального поведения. В контексте деятельности будущего эколога, воспитание – это процесс целенаправленного формирования ценностных ориентаций руководителей и специалистов предприятий и организаций, которые призваны научно обоснованно решить противоречия, возникающие в социуме и связанные с экологической обстановкой. Экологическое мышление основывается на формировании ценностных ориентации специалиста – эффективного эксперта, стремящегося к сохранению материальных ценностей и здоровой окружающей среды. Ценностные ориентации эколога закрепляются в таких качествах личности, как: трудолюбие, бережливость, справедливость, принципиальность, инициативность, деловитость, дисциплинированность, ответственность, ориентация на лучший конечный результат и т.п.

В условиях вышеприведенного, преподаватель дисциплин экологического цикла должен: вызвать у студента интерес к учебному предмету, предоставлять возможность самостоятельно и индивидуально решать экологические ситуации, выявлять инициативные взгляды на современную экологию, развивать у студентов творческую активность. При этом основная задача преподавателя – сформировать специалиста-профессионала, который на рынке труда будет находиться на более высоком профессиональном уровне. Поэтому умелым и эффективным преподавателем может быть только тот, кто сам ведет экспериментальную работу, не потерял связи с экологическими учреждениями.

Перечисленными вопросами занимается педагогика и педагогика высшей школы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: