Предмет и задания педагогики высшей школы

 

Среди отраслей педагогики, сосредоточенных на педагогических проблемах взрослых, быстро развивается педагогика высшей школы, которая раскрывает закономерности, принципы учебно-воспитательного процесса в вузах, специфические проблемы получения высшего образования.

 

Педагогика высшей школы как наука

 

Потребность в разработке научных основ педагогики высшей школы обусловлена спецификой учебно-воспитательной деятельности вузов, которая заключается в подготовке специалистов определенного профиля в соответствии с наклонностями. выбором студентов и потребностей народного хозяйства. Содержанием этой подготовки является овладение студентами, которые имеют общее образование и определенный социальный опыт, специальных наук, овладение соответствующими профессиональными умениями и навыками.

Педагогика высшей школы – наука о закономерностях обучения и воспитания студентов, а также их научной и профессиональной подготовке как специалистов в соответствии с требованиями государства.

Предметом педагогики высшей школы является процесс формирования духовно богатого, сознательного, достойного гражданина, специалиста высшей квалификации различных отраслей народного хозяйства, науки, техники, культуры, образования и т.п.

Педагогика высшей школы – это научное сопровождение функционирования высших учебных заведений; непрестанное теоретическое и практическое решение важных для обучения и воспитания студентов проблем и задач, которые способствуют фундаментализации образования, а студентам – вхождению в мир научно-профессиональных знаний, обязанностей и получению профессиональной компетентности, позволяющей войти в той или иной сферы культуры так, чтобы уметь подтвердить свою конкурентоспособность как носителя и креатора профессионально нового.

Педагогика высшей школы рассматривает высшие уровни обучения и воспитания взрослого человека. Она тесно связана с науками психолого-педагогического цикла:

- историей педагогики, изучающей педагогические идеи и системы образования в их развитии;

- возрастной педагогикой (дошкольной, школьной, педагогикой взрослых – андрогогикой), исследующей закономерности обучения и воспитания, организационные формы и методы учебно-воспитательного процесса применительно к различным возрастным группам;

- дефектологией, сосредоточенной на изучении форм и методов обучения людей с физическими и умственными недостатками (сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой, логопедией);

- профессиональной педагогикой, изучающей закономерности и осуществляющей теоретическое обоснование принципов, технологий воспитания и обучения людей, ориентированной на конкретную профессиональную сферу деятельности;

- сравнительной педагогикой, исследующей закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем разных стран путем сопоставления;

- социальной педагогикой, изучающей закономерностей и механизмы становления и развития личности в процессе получения образования и воспитания в различных социальных институтах, а также социально ориентированную деятельность образовательных, научных, культурных, социальных служб, учреждений, которые способствуют формированию социальной активности молодежи в процессе решения политических, экономических и др. проблем общества;

- гендерной педагогикой как совокупности подходов, направленных на формирование полоролевого поведения в обществе;

- частными, или предметными, методиками, которые исследуют закономерности преподавания и изучения конкретный учебных дисциплин в учебных заведениях всех типов.

Именно общность категорий делает возможным включение педагогики высшей школы в систему педагогических наук, а специфика этих категорий является основой становления педагогики высшей школы как самостоятельной области исследований и практики.

Учебно-воспитательный процесс в вузе предусматривает воспитание, профессиональное образование и обучение. Под воспитанием студентов в течение обучения в вузе понимают формирование морально-психологической готовности к работе по выбранной специальности. Образование студентов предполагает владение общими и профессиональными знаниями, производственными умениями и навыками в соответствии с профилем обучения. Обучение студентов охватывает весь процесс профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием.

Источником развития педагогики высшей школы является педагогическое наследие прошлого; современные педагогические исследования проблем педагогики высшей школы (обогащают педагогическую мысль новыми идеями по вопросам усовершенствования учебно-воспитательного процесса в высшей школе); передовой педагогический опыт; зарубежный педагогический опыт.

Использование указанных источников в развитии педагогики позволяет не только учитывать новые образовательные и воспитательные проблемы, встающие перед обществом, но и оптимально сочетать традиции и новаторство в сфере высшего образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: