Содержание учебной дисциплины «педагогика»

ПЕДАГОГИКА

 

Конспект лекций

для студентов направления подготовки

35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура

очной и заочной форм обучения

 

 

 

Керчь, 2019 г.


УДК 378.1

 

Авторы-составители: Попова Т.П., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ» ________________
     
Рецензент: Гадеев А.В., доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой общественных наук и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ» ________________

 

 

Конспект лекций по дисциплине «Педагогика» для студентов направления подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура очной и заочной форм обучения рассмотрены и одобрены на заседании кафедры математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № 1 от 03.09. 2019 г.

Зав. кафедрой МФ и И _________ Т.Н. Попова

 

 

Конспект лекций по дисциплине «Педагогика» для студентов направления подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура очной и заочной форм обучения утверждены и рекомендованы к публикации на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № 1                            от 03.09.2019 г.

 

© ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2019 г.


Содержание

Введение…….……………………………………………………………………....….. 6
Содержание учебной дисциплины «Педагогика» ………................................….... 7
Общие положения педагогики высшей школы и педагогических исследований………………………………………………………………….…… 10
1 Концепция подготовки кадров в системе экологического образования ………………………………………………...……………….. 10
2 Предмет и задания педагогики высшей школы ……………..………… 12
2.1 Педагогика высшей школы как наука …………………………………… 13
2.2 Межпредметные связи педагогики высшей школы …………………….. 14
2.3 Задачи педагогики высшей школы на современном этапе …………….. 16
3 Логика и методика педагогического исследования …………………… 18
3.1 Сущность, принципы и этапы педагогического исследования ………… 18
3.2 Категории педагогического исследования ………………………………. 20
3.3Принципы организации педагогических исследований ………………… 21
3.4 Методологические принципы педагогического исследования ………… 22
3.5 Этапы педагогического исследования …………………………………… 23
3.6 Методы научно-педагогического исследования ………………………... 24
3.7 Анализ содержания педагогической документации и результатов деятельности ………..…………………………………………………….. 27
3.8 Методы теоретического педагогического исследования ………………. 30
3.9 Методы количественной обработки результатов педагогического            исследования ……………………………………………………………. 32
3.10Моделирование в педагогических исследованиях.……………………. 33
3.11 Оформление результатов педагогического исследования ……………. 38
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………….. 38
Дидактика и методика преподавания экологических дисциплин... 40
4 Основные понятия теории обучения – дидактики ……………….………. 40
5 Методика обучения экологическим дисциплинам как частная дидактика ……………………………………………………………………… 42
5.1 Общие понятия методики обучения как частной дидактики …………... 42
5.2 Методика обучения экологическим дисциплинам ………………………. 44
6 Современные методы обучения …..………………………………………… 48
6.1Метод и прием обучения ………………………………………………….. 48
6.2 Методы организации учебно-познавательной деятельности ……………. 49
6.3 Методы стимулирования …………………………………………………. 54
6.4 Методы контроля ……………………………………………..…………… 55
7 Средства обучения и наглядность……………………………………………. 58
7.1Технические средства обучения (ТСО) ……………………………….….. 59
7.2Компьютер …………………………………………………………………. 60
7.3Оптимальный выбор методов и средств обучения ……………………… 62
7.4Наглядность в преподавании экологических дисциплин ……………….. 62
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………… 67
Формы прямого обучения………………………………………………………. 69
8 Прямое обучение ………………………………………………………………. 69
9 Лекция ……………………………………………………………………….…. 70
9.1 Понятие «лекции» как формы обучения.………………………………… 70
9.2 Структура лекции ………………………………………………………….. 71
9.3 Подготовка лекции …………………………….………………………….. 71
9.4 Особенности проведения лекции …………………………………………. 72
9.5Варианты чтения лекций …………………………………………………. 73
10 Семинарское занятие и его назначение…………………………………… 74
10.1Семинарское занятие и его функции …………………………………… 74
10.2Виды семинарских занятий ………………………………………………. 76
10.3Структура и методика подготовки и проведения семинарских             занятий …………………………………………………………………….. 77
10.4Основные критерии оценивания качества семинара …………………… 79
11 Факультативы, спецкурсы и спецсеминары как формы организации обучения в вузе ………………………………………………….……………. 79
11.1 Факультатив …………………………………………………………..….. 80
11.2 Спецкурс ……………………………………………………………..…… 82
11.3 Спецсеминар ……………………………………………………………… 83
12 Практические занятия ……………………………………………………… 84
12.1 Подготовка к практическим занятиям ………………………………….. 86
12.2 Методика проведения практических занятий ………….………………. 87
12.3 Формы проведения практических занятий …………………………….… 90
13 Лабораторные занятия……………………………………………………… 91
13.1Основные задачи лабораторных занятий ………………………………. 92
13.2Подготовка лабораторного занятия …………………………………….. 93
13.3Методика проведения лабораторных занятий …………………………... 94
14 Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов…. 95
14.1Самостоятельная работа студентов как одна из форм обучения ……… 95
14.2Виды самостоятельной работы студентов……………………………… 96
14.3Уровни самостоятельной работы студентов …………………………… 97
14.4Применение опережающих заданий ……………………………………. 98
14.5Структура самостоятельной работы студентов………………………… 99
14.6Организация самостоятельной работы студентов……………………… 100
14.7Контроль самостоятельной работы студентов………………………… 102
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………….. 104
Современная инновационная педагогика высшей школы………….. 105
15 Модель активного обучения …………………………………………………. 105
15.1 Активные и интерактивные методы и технологии обучения …………  
15.2 Дидактические технологии, реализующие модель активного        обучения …………………………………………………………………… 111
15.3 Выбор активных и интерактивных методов и технологий обучения … 112
15.4 Дидактические принципы активного обучения ………………………… 113
16 Кооперативное обучение…………………………………………………… 115
16.1 Критерии успешного кооперативного обучения ………………………. 115
16.2 Кооперация в обучении …………………………………………………. 116
16.3 Способы организации групп студентов в рамках кооперативного обучения …………………………………………………………………… 117
16.4 Методы кооперативного обучения ……………………………………… 118
16.5 Технологии кооперативного обучения ……………………………… … 120
Вопросы и задания для самоконтроля …………………………………………. 126
Педагогическое взаимодействие в высшей школе ……………………….. 127
17 Преподаватель высшего учебного заведения …………………………… 127
17.1 Педагогическая деятельность преподавателя вуза ……………………… 127
17.2Сфера деятельности преподавателя вуза ………………………………. 131
17.3 Психолого-педагогическая структура деятельности преподавателя … 133
17.4 Требования к личности преподавателя вуза …………………………… 134
18 Педагогическое взаимодействие …………………………………………… 137
18.1 Педагогическое мастерство преподавателя вуза ……………………… 137
18.2 Совершенствование педагогического мастерства ……………………… 139
18.3 Права и обязанности преподавателя вуза ……………………………… 140
18.4 Педагогическое коммуникативное взаимодействие преподавателя             со студентами ……………………………………………………………… 142
18.5 Цели и функции педагогического общения как формы    педагогического взаимодействия …………………………………………. 142
18.6 Значение педагогического общения …………………………………… 143
18.7Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении... 144
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………… 147
Воспитательная работа в высшей школе………….……………………… 149
19 Студент высшего учебного заведения как объект и субъект               обучения и воспитания. …………………………………………………… 149
19.1 Общая характеристика и классификация студентов вуза ……………… 149
19.2 Формирование творческой личности будущего специалиста ………… 154
19.3 Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов.. 157
20 Воспитание студенческой молодежи………………………………………... 161
20.1 Современные требования к личности специалиста с высшим           образованием …………………………………..…………………………. 161
20.2Задачи воспитания студентов …………………………………………… 162
20.3Цель и содержание воспитания студенческой молодежи …………….. 164
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………. 167
Темы проектных творческих заданий студентов ……………………… 169
Перечень вопросов, выносимых на семестровый контроль…………... 170
Список использованной и рекомендованной литературы …………… 172
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной   сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины…………… 172



ВВЕДЕНИЕ

Цель и задачи курса «Педагогика» заключаются в ознакомление студентов с: основами педагогики и дидактики обучении в высшей школе; современными инновационными методиками обучения и особенностями их применения в процессе преподавания профессиональных дисциплин.

Задачи дисциплины – дать представление об основах образования, воспитания и саморазвития личности студенческого возраста.

Знания, полученные студентами в результате освоения данной дисциплины, будут реализованы при выполнении дальнейшей профессиональной деятельности.

Результаты обучения по дисциплине должны обеспечивать формирование компетенций, предусмотренных ОПОП магистратуры по направлению подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура:

 

Код и наименование компетенции Индикаторы достижения компетенции Планируемые результаты освоения дисциплины  

ОПК-2 Способен передавать профессиональные знания с использованием современных педагогических методик

ОПК-2.1

Знает основы дидактики и методики, имеет опыт преподавания профессио-нальных дисциплин

Знать:

- структуру, предмет, задачи, методы педагогики высшей школы: базовые методические понятия (методическая система, методика обучения, технология обучения, методы, формы и средства обучения, их классификации);

- дидактические законы, закономерности, принципы, категории обучения, развития и воспитания в высшей школе; современные направления и инновационные методы обучения;

- методологию и методы педагогических исследований;

- основы педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.

Уметь:

- планировать и осуществлять дидактическую и психолого-педагогическую деятельность; применять знания и умения в режиме организационной деятельности, при планировании и проведении занятий различных форм в реальной практике обучения;

- осуществлять рефлексивную деятельность, выполнять рефлексивные послесловия к материалам лекций, корректировать цели и ход своего профессионального образования;

- строить и перестраивать свою деятельность в ходе образовательных ситуаций, гибко организовывать образовательный процесс с учетом возникающих ситуаций и индивидуальных психолого-педагогических особенностей студентов;

- отбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения для развития творческой личности студентов.

Владеть:

- методами педагогического общения и взаимодействия;

- способами решения предметных задач по педагогике высшей школы и их объяснения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»

Наименование темы

Количество часов по формам обучения

Очная Заочная
1 Тема 1 Общие положения педагогики высшей школы и педагогических исследований. Концепция подготовки кадров в системе экологического образования. Предмет и задания педагогики высшей школы. Педагогика высшей школы как наука. Межпредметные связи педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы на современном этапе. Логика и методика педагогического исследования. Сущность, принципы и этапы педагогического исследования. Категории педагогического исследования. Принципы организации педагогических исследований. Методологические принципы педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования. Анализ содержания педагогической документации и результатов деятельности. Методы теоретического педагогического исследования. Методы количественной обработки результатов педагогического исследования. Моделирование в педагогических исследованиях. Оформление результатов педагогического исследования. 2 0,5
2 Тема 2. Дидактика и методика преподавания экологических дисциплин. Основные понятия теории обучения – дидактики. Методика обучения экологическим дисциплинам как частная дидактика. Общие понятия методики обучения как частной дидактики. Методика обучения экологическим дисциплинам. Современные методы обучения. Метод и прием обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования. Методы контроля. Средства обучения и наглядность. Технические средства обучения (ТСО). Компьютер. Оптимальный выбор методов и средств обучения. Наглядность в преподавании экологических дисциплин. 2 0,5
3 Тема 3. Формы прямого обучения. Прямое обучение. Лекция. Понятие «лекции» как формы обучения. Структура лекции. Подготовка лекции. Особенности проведения лекции. Варианты чтения лекций. Семинарское занятие и его назначение. Семинарское занятие и его функции. Виды семинарских занятий. Структура и методика подготовки и проведения семинарских занятий. Основные критерии оценивания качества семинара. Факультативы, спецкурсы и спецсеминары как формы организации обучения в вузе. Практические занятия. Подготовка к практическим занятиям. Проведение практических занятий. Формы проведения практических занятий. Лабораторные занятия. Основные задачи лабораторных занятий. Подготовка лабораторного занятия. Методика проведения лабораторных занятий. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов. Самостоятельная работа студентов как одна из форм обучения. Виды самостоятельной работы студентов. Уровни самостоятельной работы студентов. Применение опережающих заданий. Структура самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы студентов. Контроль самостоятельной работы студентов. 2 1
4 Тема 4. Современная инновационная педагогика высшей школы. Модель активного обучения. Активные и интерактивные методы и технологии обучения. Выбор активных и интерактивных методов и технологий обучения. Дидактические технологии, реализующие модель активного обучения. Дидактические принципы активного обучения. Кооперативное обучение. Критерии успешного кооперативного обучения. Кооперация в обучении. Способы организации групп студентов в рамках кооперативного обучения. Методы кооперативного обучения. Технологии кооперативного обучения. 2 0,5
5 Тема 5. Педагогическое взаимодействие в высшей школе. Преподаватель высшего учебного заведения. Педагогическая деятельность преподавателя вуза. Сфера деятельности преподавателя вуза. Психолого-педагогическая структура деятельности преподавателя. Требования к личности преподавателя вуза. Педагогическое взаимодействие. Педагогическое мастерство преподавателя вуза. Совершенствование педагогического мастерства. Права и обязанности преподавателя вуза. Педагогическое коммуникативное взаимодействие преподавателя со студентами. Цели и функции педагогического общения как формы педагогического взаимодействия. Значение педагогического общения. Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении. 2 1
6 Тема 6. Воспитательная работа в высшей школе. Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания. Общая характеристика и классификация студентов вуза. Формирование творческой личности будущего специалиста. Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов. Воспитание студенческой молодежи. Современные требования к личности специалиста с высшим образованием. Задачи воспитания студентов. Цель и содержание воспитания студенческой молодежи. 2 0,5

Всего часов

12 4



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: