Сущность, принципы и этапы педагогического исследования

 

Развитие системы высшего образования активизировало поиски практикующих педагогов учебных заведений, владеющих логикой и методикой поисково-исследовательской работы.

Сущность педагогического исследования. Педагогика как наука развивается благодаря поисково-исследовательской работе, т.е. педагогическим исследованиям.

Педагогическое исследование – процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на раскрытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Педагогическое исследование имеет целью выявление объективных закономерностей обучения, воспитания и развития личности. Оно направлено на изучение предметной деятельности личности как основного источника ее социального формирования и воспитания.

В педагогике осуществляют фундаментальные и прикладные педагогические исследования. Фундаментальные исследования раскрывают сущность педагогических явлений, находят глубоко скрытые основы педагогической деятельности, дают ее научное обоснование. Прикладные исследования охватывают вопросы, непосредственно связанные с практикой.

Осуществляя педагогические исследования, необходимо учитывать следующие особенности педагогических явлений и процессов:

s неоднозначность хода учебно-воспитательного процесса (результаты обучения, воспитания и развития зависят от многих факторов);

s их неповторимость. При повторном исследования педагог работает уже с другим «материалом» (иногда даже не удается сохранить предварительные условия);

s участие в педагогических процессах людей всех возрастов;

s запрет экспериментов, противоречащим моральности и этическим нормам;

s объективные выводы в процессе исследования возможны только при условии многоразовых наблюдений.

Результаты научно-педагогических исследований должны соответствовать следующим требованиям:

s общественная актуальность;

s научная новизна;

s теоретическая и практическая значимость;

s научная объективность и достоверность;

s доступность выводов и рекомендаций для использования их в других конкретных научных исследованиях или в практической деятельности;

s определение меры, пределов и условий эффективного применения полученных результатов.

Важными условиями обеспечения эффективности педагогических исследований являются:

s выбор актуальной темы исследования, что в значительной мере обеспечит ее успешное выполнение;

s тема должна отличаться новизной, направленной на поиск еще не решенных современной наукой проблем;

s направленность методики и организации исследования на открытие новых научных фактов, закономерностей педагогических явлений;

s поиск путей оптимизации учебно-воспитательного процесса, способов регулирования и управления поведением воспитанников на основе моральных принципов;

s последовательное использование системно-структурного подхода, поскольку явление обучения и воспитания имеет сложный характер, характеризуется неоднозначностью, динамичностью, значительной вариативностью результатов;

s использование комплексной методики, адекватной факторам становления личности и ее социальной сути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: