Развиваясь в единстве теоретических и практических аспектов, педагогика высшей школы ставит перед собой следующие основные задачи:
- обоснование методологических, теоретических, методических принципов профессионального образования в современной педагогике;
- формирование концепций содержания образования и процесса обучения для различных типов высших учебных заведений (с учетом тенденций развития соответствующих отраслей науки, техники, культуры);
- определение закономерностей становления личности в условиях высшего учебного заведения;
- обоснование концептуальных основ проектирования образовательных систем инновационного типа;
- решение проблем гуманизации и гуманитаризации высшего образования на современном этапе;
- теоретическое обоснование модели выпускника в условиях многоуровневого высшего образования;
- разработка педагогических основ профессионального становления преподавателя высшей школы;
- педагогическое обеспечение функционирования экстерната в вузе;
|
|
- формирование теоретических и методических основ создания государственных стандартов высшего образования;
- выработка теоретических основ и проектирование педагогических технологий в высшей школе;
- интеграция учебных курсов, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм учебной деятельности;
- разработка теоретических и методических основ блочно-модульной организации обучения в вузе;
- сравнительное изучение развития высшего образования в образовательных системах разных стран;
- применение дифференцированного подхода в обучении как средства профессионального и личностного развития студентов;
- организация самостоятельной работы студентов в условиях новой парадигмы высшего образования;
- разработка дидактических концепций развития творческих способностей студентов;
- демократизация учебного процесса;
- организация научной деятельности будущих специалистов;
- формирование познавательных интересов студентов в процессе профессиональной подготовки;
- определение путей учебно-воспитательной работы с талантливыми студентами;
- формирование педагогического мастерства преподавателя вуза;
- педагогическая диагностика в системе высшего образования;
- разработка теоретических основ отбора контингента студентов и научных принципов подготовки специалистов высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре.
Реализация задач педагогики высшей школы происходит в процессе ее теоретических изысканий, реальной педагогической практики, постоянной направленности на ее усовершенствование, на соответствие реалиям.
|
|
Таким образом, предметом педагогики выступают закономерности, принципы организации процесса воспитания и обучения, предусматривающие определение целей, содержания, методов, форм, способов приобщения студента к овладению социальным опытом человечества, его культурными ценностями с целью обеспечения позитивных изменений в формировании и развитии личности.
Решение приведенных выше задач невозможно без применения системного подхода, который рассматривает все элементы педагогической системы во взаимосвязи, целостности и эволюционном развитии:
1) цели обучения;
2) содержание обучения;
3) формы, методы и способы обучения;
4) педагоги или опосредующие их педагогическую деятельность технические средства обучения;
5) студенты;
6) принципы обучения;
7) дидактические процессы.
Все эти элементы взаимосвязаны и вращаются вокруг дидактических процессов, которые постоянно отражают динамическое состояние развития и взаимоотношений между преподавателем и студентами. Сама педагогическая система постоянно находится внутри и под влиянием социальной среды как системы, являясь одной из ее подсистем. Поэтому в зависимости от того, какой элемент педагогической системы в конкретный момент испытывает непосредственное влияние социальной среды, происходит перестройка и адаптация не только данного системного элемента, но и других элементов системы (рис. 1.1).
Например, широкое развитие предпринимательства и бизнеса в XX в. потребовал от систем образования подготовки высококвалифицированных менеджеров, способных работать самостоятельно, активно и творчески. При этом социальный заказ коснулось не только изменений целей и содержания обучения, но и других элементов: совершенствование форм и методов обучения, повышение уровня квалификации педагогического персонала.
3 Логика и методика педагогического исследования
Познание психолого-педагогических закономерностей процесса обучения и воспитания в условиях высшей школы зависит от того, на каком методологическом, теоретическом, методическом и практическом уровнях осуществляются педагогические исследования.
Глубокое понимание сути педагогических явлений, инновационные решения педагогических задач разного уровня невозможно без овладения методами научно-педагогического исследования, ознакомление с логикой исследовательского процесса, опыта анализировать и предвидеть его развитие.