Эффективность педагогического исследования обусловлена соблюдением определенных принципов:
- объективности. Исключает односторонность, субъективизм и предубеждения по подбору и оценке фактов, предвидит использование таких методов и процедур, которые позволяют получить максимально достоверное знание о предмете исследования;
- учет непрерывных изменений, развития исследуемых явлений. Обусловлен диалектической природой педагогического процесса, постоянным развитием изучаемых явлений от одного состояния к следующему;
- выделение основных факторов, определяющих конечный результат. У большого количества факторов, влияющих на педагогический процесс, необходимо выбрать основные, определяющие, которые и станут предметом изучения;
- учет объективных противоречий, присущих педагогическим явлениям и процессам. Этот принцип предусматривает изучение и устранение существующих противоречий образовательной деятельности;
- единства исторического и логического. Сущность его – в учете истории развития объекта, его современного состояния и перспектив дальнейшего развития;
- концептуального единства педагогических исследований. Заключается в объяснении изучаемых явлений, исходя из единых позиций понимания сущности и закономерностей учебно-воспитательного процесса;
- соотношение достигнутого уровня с моделью, целью. Результаты исследования оценивают с позиции поставленной цели, идеала, перспектив развития учебно-воспитательного процесса;
- единства исследовательского и учебно-воспитательного процессов. Педагогическое исследование всегда должно быть вписано в реальный процесс обучения и воспитания, способствовать их усовершенствования и предотвращать внедрению негативных результатов;
- сочетание аспектного и целостного подходов. Многоплановость предмета педагогического исследования делает невозможным его непосредственное познание как единого целого. Исследователь вынужден изучать лишь отдельные факты, одновременно предполагает возможность и необходимость рассмотрения объекта с других позиций, реального оценивания результатов исследования как частных, соотнесения их с данными, полученными при изучении исследуемого явления в других аспектах;
- системности. Педагогические процессы и явления всегда системны. Специфика системы не исчерпывается особенностями составных элементов, а связана с характером их взаимодействия между собой. Исследователь ставит цель изучить характер и механизмы этих связей.
Методологические принципы педагогического исследования
Получение научных знаний о педагогике во многом зависит от подхода исследователя к объекту познания. Этот подход предопределяет система методологических принципов, которую образуют:
- философская методология, выражающая мировоззренческую интерпретацию результатов научной деятельности, форм и методов научного мышления в отражении действительности;
- опора на общенаучные принципы, формы, подходы до отражения действительности (системный подход, моделирование, статистическая картина мира);
- конкретная научная методология (совокупность методов, форм, принципов в конкретной науке);
- дисциплинарная методология (дидактика);
- методология междисциплинарных исследований.
Методологическая основа педагогического исследования – это система основополагающих, философско осмысленных положений, которые составляют ядро науки и влияют на ее развитие, определяют исследовательскую позицию ученого, направленность исследовательского процесса, способствует повышению его эффективности. К основным методологическим положениям педагогического исследования относятся:
1) педагогические исследования необходимо рассматривать во времени; исторический подход позволяет определять их актуальность, своевременность и необходимость для развития высшего образования, осуществить правильный анализ трактовок положений, категорий, выводов;
2) системно-структурный подход к педагогическому процессу в высшей школе способствует многоконтекстному восприятию и анализу этого процесса, создает основания для получения объективного результата;
3) профессиональная подготовка в условиях высшего учебного заведения является системообразующим элементом всего процесса становления личности специалиста;
4) источником развития личности студента есть внутренние и внешние факторы (наследственность, среда, воспитание, профессиональная подготовка, самовоспитание, самообразование);
5) решающую роль в профессиональном становлении личности студента играют познание, деятельность, общение;
6) производительность процесса воспитания и профессиональной подготовки студента определяется его активностью, что имеет особое значение для самообразования и самовоспитания;
7) студенческую молодежь необходимо изучать в динамике ее развития, анализировать постоянные изменения, прогрессивное движение вперед;
8) формирование мировоззренческой позиции, ценностных ориентаций, мотивационной сферы будущего специалиста большое значение имеет гармония личных и общественных интересов, национальных и общечеловеческих ценностей;
9) благоприятным средой для воспитания, обучения, формирования личности является коллективные отношения. В условиях вуза такой средой становится студенческий коллектив;
10) важным потенциалом и основой развития педагогики высшей школы является практика, то есть жизнедеятельность вуза; между педагогической теорией и практикой существует сложная зависимость.






