Принципы организации педагогических исследований

Эффективность педагогического исследования обусловлена соблюдением определенных принципов:

- объективности. Исключает односторонность, субъективизм и предубеждения по подбору и оценке фактов, предвидит использование таких методов и процедур, которые позволяют получить максимально достоверное знание о предмете исследования;

- учет непрерывных изменений, развития исследуемых явлений. Обусловлен диалектической природой педагогического процесса, постоянным развитием изучаемых явлений от одного состояния к следующему;

- выделение основных факторов, определяющих конечный результат. У большого количества факторов, влияющих на педагогический процесс, необходимо выбрать основные, определяющие, которые и станут предметом изучения;

- учет объективных противоречий, присущих педагогическим явлениям и процессам. Этот принцип предусматривает изучение и устранение существующих противоречий образовательной деятельности;

- единства исторического и логического. Сущность его – в учете истории развития объекта, его современного состояния и перспектив дальнейшего развития;

- концептуального единства педагогических исследований. Заключается в объяснении изучаемых явлений, исходя из единых позиций понимания сущности и закономерностей учебно-воспитательного процесса;

- соотношение достигнутого уровня с моделью, целью. Результаты исследования оценивают с позиции поставленной цели, идеала, перспектив развития учебно-воспитательного процесса;

- единства исследовательского и учебно-воспитательного процессов. Педагогическое исследование всегда должно быть вписано в реальный процесс обучения и воспитания, способствовать их усовершенствования и предотвращать внедрению негативных результатов;

- сочетание аспектного и целостного подходов. Многоплановость предмета педагогического исследования делает невозможным его непосредственное познание как единого целого. Исследователь вынужден изучать лишь отдельные факты, одновременно предполагает возможность и необходимость рассмотрения объекта с других позиций, реального оценивания результатов исследования как частных, соотнесения их с данными, полученными при изучении исследуемого явления в других аспектах;

- системности. Педагогические процессы и явления всегда системны. Специфика системы не исчерпывается особенностями составных элементов, а связана с характером их взаимодействия между собой. Исследователь ставит цель изучить характер и механизмы этих связей.

Методологические принципы педагогического исследования

 

Получение научных знаний о педагогике во многом зависит от подхода исследователя к объекту познания. Этот подход предопределяет система методологических принципов, которую образуют:

- философская методология, выражающая мировоззренческую интерпретацию результатов научной деятельности, форм и методов научного мышления в отражении действительности;

- опора на общенаучные принципы, формы, подходы до отражения действительности (системный подход, моделирование, статистическая картина мира);

- конкретная научная методология (совокупность методов, форм, принципов в конкретной науке);

- дисциплинарная методология (дидактика);

- методология междисциплинарных исследований.

Методологическая основа педагогического исследования – это система основополагающих, философско осмысленных положений, которые составляют ядро науки и влияют на ее развитие, определяют исследовательскую позицию ученого, направленность исследовательского процесса, способствует повышению его эффективности. К основным методологическим положениям педагогического исследования относятся:

1) педагогические исследования необходимо рассматривать во времени; исторический подход позволяет определять их актуальность, своевременность и необходимость для развития высшего образования, осуществить правильный анализ трактовок положений, категорий, выводов;

2) системно-структурный подход к педагогическому процессу в высшей школе способствует многоконтекстному восприятию и анализу этого процесса, создает основания для получения объективного результата;

3) профессиональная подготовка в условиях высшего учебного заведения является системообразующим элементом всего процесса становления личности специалиста;

4) источником развития личности студента есть внутренние и внешние факторы (наследственность, среда, воспитание, профессиональная подготовка, самовоспитание, самообразование);

5) решающую роль в профессиональном становлении личности студента играют познание, деятельность, общение;

6) производительность процесса воспитания и профессиональной подготовки студента определяется его активностью, что имеет особое значение для самообразования и самовоспитания;

7) студенческую молодежь необходимо изучать в динамике ее развития, анализировать постоянные изменения, прогрессивное движение вперед;

8) формирование мировоззренческой позиции, ценностных ориентаций, мотивационной сферы будущего специалиста большое значение имеет гармония личных и общественных интересов, национальных и общечеловеческих ценностей;

9) благоприятным средой для воспитания, обучения, формирования личности является коллективные отношения. В условиях вуза такой средой становится студенческий коллектив;

10) важным потенциалом и основой развития педагогики высшей школы является практика, то есть жизнедеятельность вуза; между педагогической теорией и практикой существует сложная зависимость.




double arrow
Сейчас читают про: