Лекция 1
Основы имиджелогии
1. Понятие и особенности имиджа PR-менеджера.
2. Виды и структура имиджа.
3. Основные составляющие имиджа.
4. Вспомогательные составляющие имиджа.
5. Имидж организации, товара, марки.
Литература:
1. Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа. – Минск, 1997.
2. Имидж лидера. Психологические пособие для политологов. – М., 1994.
3. Почепцов Г.Г. Имеджелогия: теория и практика. – Киев, 1998.
4. Шепель В.М. Имеджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1994.
5. Панасюк А. Ю. Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. М., 2003.
6. Петрова Е. А. Истоки имиджа / Е. А. Петрова, Н. А. Коробуева. М., 1999.
7. Почепцов Г. Г. Имеджелогия. М., 2000.
Понятие имиджа.
Этимологически понятие "имидж" восходит к французскому image, что означает образ, изображение, представление и т.п. В современном значении оно обозначает то впечатление, которое производит человек на окружающих, что и как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, его внешность, одежда, манеры, мимика, жесты, культура речи.
|
|
Имидж представляет собой обращенное вовне "я" человека, так называемое его публичное "я". Люди как бы покрыты определенным коммуникативным ограждением в виде публичного "я", за которым иногда может скрываться иное "я".
Имидж в концентрированной форме задает суть человека или организации. Отталкиваясь от имиджа, мы можем строить свои взаимоотношения с данным человеком. Отсюда следует простая истина: чем точнее мы изберем и построим свой имидж, тем эффективнее будет наша профессиональная деятельность.
Полли Берд говорит об имидже как о восприятии вас другими. «Это полная картинка вас, которую вы представляете другим». Имидж создает первое впечатление о человеке и влияет на способы и манеру дальнейшего построения отношений с ним. Доказано, что в первые десять секунд восприятия человека, которые и влияют на дальнейшее отношение к человеку усваивается:
– содержание информации – 7%; – голос – 38%; – внешность 55%.
Надо понимать, что имидж основан на воздействии на эмоциональную память. В ней нет почти какой-либо смысловой информации: научной, нравственной, политической и т.п. Ее информация - различные зрительные и звуковые символы. Их восстановление в памяти вызывает в людях своеобразные переживания. Все это имеет колоссальное значение для обыденного сознания.
Имидж всегда разделен на два типа: имидж идеальный, тот, к которому следует стремиться, и имидж реальный, присутствующий на самом деле. В связи очень важна адекватная самооценка своей личности, то есть знание своих возможностей. Представление человека о самом себе в психологии обозначается понятием "Я - концепция", которое включает целостный образ собственного "я", то есть самооценку. У одних людей самооценка завышена, у других же она занижена, то есть человек страдает "комплексом неполноценности".
|
|
Содержание представления о самом себе включает три компонента:
* Информационный - осознаваемая информация достоверная или недостоверная о самом себе (возраст, пол, доход и т.п.);
* Оценочный - сравнение себя с другими ("Мне еще только 40 лет", "Мне уже за 40" и т.п.);
* Поведенческий - формулирование поведенческой позиции ("Что я хуже других, могу еще всего достичь").
Особенности имиджа специалиста по рекламе и связям с общественностью:
1) Соответствие корпоративному имиджу компании: специалист по рекламе и связям с общественностью – лицо организации.
2) Имидж должен соответствовать поставленным целям и задачам. В сфере коммуникаций их множество, поэтому имидж пиарщика относится к мягким имиджам, то есть он многогранен.
3) Наивысшее значение в имидже имеет профессиональная составляющая, имидж не зависит напрямую от индивидуально личностных качеств и характеристик.
4) Имидж пиарщика рассчитан на повседневный контакт с людьми, поэтому имеет одинаково важное значение как визуальная, так и вербальная составляющие имиджа или иначе: вербальная и невербальная коммуникация.
5) Имидж пиарщика формируется самим человеком, то есть каждый пиарщик сам себе имиджмейкер.
Виды и структура имиджа.
Имидж – это картинка, которая включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую вы поддерживаете.
С точки зрения представлений о себе выделяют:
– «реальный имидж» - какой я есть;
– «идеальный имидж» - каким я должен быть;
– «динамический имидж» - каким я могу быть;
– «фантастический имидж» - каким я хочу быть;
– «зеркальный имидж» - каким меня видят другие.
Составляющие имиджа политических лидеров разделяют на основные и вспомогательные:
Основные:
1. Профессиональные качества и характеристики.
2. Внешность (о дежда, манеры, внешнее обаяние и энергетику)
3. Речь. Она была и остается мыслевыразителем.
К вспомогательным относятся все те характеристики, которые влияют на эффективность имиджа, усиливают его положительное или отрицательное воздействие (воспитание, семейное положение, здоровье и физическая подготовка, физиологические особенности)
Основные составляющие имиджа.
1. Профессиональные качества и характеристики. В данном случае речь идет, прежде всего, о профессиональной компетентности.
Профессиональную компетентность составляют:
– устойчивый мотивированный интерес и любовь к профессии;
– способности к обучению, восприятию и переработке информации;
– широкий кругозор, эрудиция или наличие нескольких образований;
– установка на достижение успеха, готовность противостоять реальным и мнимым угрозам лично ему и организации;
– адекватная самооценка, то есть реальная оценка собственных возможностей и способностей;
– постоянная готовность к самосовершенствованию.
Коммуникативная компетентность пиарщиков проявляется в таких качествах, как:
– коммуникабельность – умение легко сходиться с людьми;
– владение лекторским мастерством;
– умение управлять своими эмоциями и настроением;
– умение убеждать, внушать, спорить, отстоять свою точку зрения и в то же время уметь признать точку зрения партнера;
– умение вести переговоры, доносить свои мысли четко и понятно.
|
|
Личностные качества:
– терпеливость и скрупулезность;
– организованность и четкость;
– тактичность и уравновешенность;
– решительность и смелость;
– наблюдательность и любопытство;
– знание правил этики и морали.
Кроме того, Полянская Валентина Анатольевна выделяет обязательные
2. Внешность включает:
Одежду.