Виды и методы слияний и поглощений

Существуют определенные различия в толковании понятия “слияние компаний” в зарубежной теории и практике и в российском законодательстве.

В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение компаний, в результате которого образуется единая компания из двух или более ранее существовавших структур. В том числе под слиянием может пониматься объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование.[32] В российском законодательстве этот случай называется “присоединением”, что подразумевает прекращение деятельности юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются, а под слиянием понимается реорганизация, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу.

На практике реальные слияния одинаковых по размеру компаний происходят достаточно редко. Чаще, одна компания покупает другую и по договоренности позволяет продавцу заявлять о том, что проходит слияние, хоть технически происходит настоящее поглощение, поскольку для компании быть купленной выглядит не так солидно, как объединиться с равноценным себе партнером или конкурентом.

Таким образом, поглощение – взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее; чаще всего осуществляется посредством скупки акций поглощаемой компании на рынке.[33]

Рисунок 14.1- Классификация типов слияний и поглощений компаний

 

В современном корпоративном менеджменте можно выделить множество разнообразных типов слияния и поглощения компаний. В качестве признаков классификации этих процессов можно назвать (рис. 14.1):

- характер интеграции компаний;

- национальную принадлежность объединяемых компаний;

- отношение компаний к слияниям;

- способ объединения потенциала;

- условия слияния;

- механизм слияния.

Остановимся на наиболее часто встречающихся видах слияния компаний.

1. В зависимости от характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие виды:

1. горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства[34];

2. вертикальные слияния – объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие – до конечного потребителя. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;

3. родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары;

4. конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности.

В свою очередь можно выделить три разновидности конгломератных слияний:

- слияния с расширением продуктовой линии (product line extension mergers), т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи;

- слияния с расширением рынка (market extension mergers), т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались;

- чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.

2. В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний выделяют национальные и транснациональные слияния.

3. По отношению компаний к слиянию выделяют:

дружественные слияния - слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;

враждебные слияния - слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий.

4. По отношению к выбору способа объединения потенциала, выделяют:

корпоративные альянсы - это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно.

корпорации - этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.

5.

6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: