Каковы основные принципы маркетинга?
Что такое нужда, потребность, спрос?
Что такое товар, обмен, сделка?
Что такое рынок?
Лекция № 3
Значение маркетинга
Тенденции развития общества свидетельствуют о том, что современный этап общественного развития характеризуется завершением индустриальной эпохи и переходом к постиндустриальному обществу. Теорию постиндустриального общества разрабатывали американские социологи и политологи Д.Белл, О.Тоффлер. французские учёные А.Турен, Ж.Фурастье и другие. Среди исследователей постиндустриальной теории можно назвать также таких российских и зарубежных учёных, как Н.Кондратьев, Й. Шумпетер, А.Тойнби, А.Субето, В.Иноземцева и многих других.
Само понятие «постиндустриальное общество» было введено американским социологом Д.Беллом в 1974 г. для обозначения общества, перешедшего на стадию тертиарных (от лат. «тертиус» - третий) промыслов, т.е. услуг обществу с максимальным развитием услуг применяется термин “общество сервисного хозяйства». Другой учёный – французский социолог Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как «цивилизацию услуг». Таким образом, первой стадией постиндустриального общества является сервисное общество.[4]
|
|
По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются со всё большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования этого желания обладать всё новыми и новыми товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Деятель маркетинга не создаёт нужду, она уже существует, он пропагандирует товар каксредство удовлетворения этой нужды. По определению Ф.Котлера, маркетинг – это комплексная система организации производства и сбыта, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством рынка.
«Качество маркетинга» определяется степенью удовлетворения фирмой – товаропроизводителем запросов и пожеланий потребителей. С точки зрения общественной значимости можно сформулировать четыре альтернативные цели маркетинга:
· Максимизация потребления;
· Максимизация степени удовлетворения потребителей;
· Максимизация выбора потребителей;
· Максимизация качества жизни.
Считается что первая цель максимизирует производство, уровень занятости, а следовательно и благосостояние общества. Цель максимизации степени удовлетворения потребителей исходит из того, что более важным является не простое увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворённости потребителей.
|
|
Следуя максимизации выбора потребителей, необходимо обеспечить такое разнообразие товаров чтобы потребители могли иметь возможность найти товары, в точности удовлетворяющие их вкусы.
Максимизация качества жизни – одна из альтернативных общественных целей маркетинга, согласно которой маркетинг не только должен обеспечивать количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей.
Известно, что маркетинг так или иначе затрагивает интересы каждого, будь то покупатель, продавец или рядовой гражданин.
Рассмотрим пример:
Покупатель хочет приобрести стереоаппаратуру. В большом радиомагазине он видит блоки для стреокомплекта. Сразу возникает несколько вопросов:
- Обладает ли какая – нибудь из моделей, предлагаемых фирмой, нужными характеристиками?
- Приемлема ли цена?
- Выглядит ли продавец старающимся помочь, располагающим к себе и честным?
- Есть ли гарантия и существует ли хорошо налаженная система послегарантийного обслуживания?
Продавец – управляющий по маркетингу фирмы, выпускающей стереоаппаратуру. Чтобы успешно работать, ему нужно решить следующие проблемы:
- Каких характеристик ждут потребители от стереоаппаратуры?
- Какие группы потребителей и какие именно нужды фирме следует стремиться удовлетворить?
- Какими должен быть дизайн и цена товара?
- Какую гарантию и какой сервис следует предложить?
- Услугами каких оптовых и розничных торговцев следует воспользоваться?
- Какие меры в области рекламы, стимулирования рынка и пропаганды могли бы способствовать продаже товара?
Представителя администрации, интересующегося деятельностью предпринимателей в сфере маркетинга радиоаппаратурой, волную следующие вопросы:
- Безопасны ли и надёжны ли предлагаемые производителем товары?
- Точно ли описывают производители свои товары в рекламных объявлениях и на упаковке?
- Существует ли в пределах рынка конкуренция, достаточен ли выбор товаров по уровню качества и ценам?
- Не наносит ли деятельность, связанная с производством товаров, вред окружающей среде?
Таким образом, маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определённый уровень жизни. Маркетинг включает в себя маркетинговые исследования, разработку товара, организацию его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу.
Основная цель маркетинга – удовлетворение нужд и потребностей путём обмена.
Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за выполнением мероприятий, направленных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определённых целей фирмы.[5]
Вопросы для повторения:
Охарактеризуйте «теорию постиндустриального общества».
Опишите основные альтернативные цели маркетинга.
Какова основная цель маркетинга?
Что такое управление маркетингом?
Лекция № 4