Рынок как объект маркетинга. Основные элементы, характеристики, классификация рынка

Переход к рыночной экономике означает свободу предпринимательства, активное участие населения в производственном процессе. Однако одного стремления мало. Необходимо уметь достигать поставленных целей, что в свою очередь невозможно без знания рынка как важной области маркетинга.

Рынок – это система экономических отношений между производителями и потребителями, а также внутри групп производителей и потребителей, обеспечивающая эффективное функционирование производителей товаров и услуг на основе заинтересованности в получении прибыли.

Рынок – это сфера непосредственного товарно – денежного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.

 

Основными условиями функционирования рынка являются:

· Наличие 2 сторон, участвующих в обмене;

· Каждая из сторон имеет что – то, представляющее ценность для другой;

· Цена товара является результатом взаимодействия между продавцом и покупателем;

· Возможность общения между сторонами;

· Каждая сторона свободна в принятии решений;

· Наличие информации с данными о ценах, количестве и ассортименте товаров, условиях их поставки;

· Наличие определённых организационных рамок, касающихся мер, весов, санитарных норм и т.д. Без организационных рамок рынка не представляется возможным достичь получения соответствующего вознаграждения его участниками.

 

Современный рынок – широкое и сложное понятие. Он состоит из различных элементов, характеристик и механизмов их взаимодействия.

К основным структурным элементам рынка относится:

· Товарное предложение – это сумма производителей, продающих товары и услуги;

· Спрос как элемент рынка – это сумма потребителей, покупающих эти товары и услуги;

· Рыночные цены – это цены, по которым идёт купля – продажа на данном рынке.

 

К основным характеристикам рынка относятся:

· Ёмкость рынка определяется объёмом реализуемых на нём товаров в физических единицах и стоимостном выражении за какой – то отрезок времени. Знать ёмкость рынка необходимо для того, чтобы оценить долю предприятия на данном рынке, возможность её увеличения, определить возможный объём реализации и перспективность этого рынка для своего предприятия.

· Конъюнктура рынка – это результат взаимодействия условий, определяющих соотношение спроса и предложения. Знание конъюнктуры позволяет продавать и покупать по наиболее выгодным ценам, маневрировать имеющимися ресурсами, оперативно сокращать и увеличивать выпуск продукции.

· Рыночная ситуация характеризует состояние рынка в зависимости от конъюнктуры. Различают нормальное состояние рынка, когда спрос равен предложению, и два полярных состояния: спрос превышает предложение (рынок продавца); предложение выше, чем спрос (рынок покупателя).

Определив географическое положение и территориальные рамки рынка, необходимо выявить присущие ему особенности. В первую очередь, на маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие во внешней среде организации.

В связи с этим при изучении особенностей данного рынка необходимо проанализировать такие важнейшие показатели экономической ситуации, как:

· Состояние финансовой системы, стабильность курса национальной валюты, уровень инфляции и её темпы;

· Уровень занятости;

· Уровень жизни населения.

 

Для принятия правильных маркетинговых решений необходимо знать классификацию рынков. Товарные рынки очень разнообразны, и в маркетинговой практике используется широкий круг признаков различий по классификации рынков:

I. Территориальный охват – внутренний рынок, внешний рынок, региональный рынок, международный рынок, мировой рынок.

II. По видам товаров – рынок продовольственных товаров и его подсистемы, рынок непродовольственных товаров и его подсистемы, рынок услуг и т.д.

III. По характеристики конечного использования товара – рынок товаров производственного назначения, рынок товаров потребительского назначения и т.д.

IV. По сроку использования товаров – рынок товаров долговременного пользования, рынок товаров краткосрочного пользования, рынок товаров одноразового пользования.

V. Потребности определённых групп потребителей – рынок детской одежды, рынок мужской одежды, рынок женской одежды, рынок товаров для охотников, рынок товаров для туристов и т.п.

VI. Уровень доходов и характер их распределения в стране – рынки стран с низким уровнем доходов, рынки стран и регионы с низким, средним и высоким уровнем доходов, рынки стран с очень высоким уровнем доходов, рынки стран с преимущественно средним уровнем доходов.

 

Рынок определяют также как сферу потенциальных обменов. Обмен товарами может осуществляться на оптовых ярмарках, аукционах, биржах с участием посредников и каналов связи, в розничных предприятиях торговли и общественного питания. Широкий круг и многообразие признаков различий по классификации рынков, с одной стороны, затрудняют выработку единого подхода к классификации рынков, но, с другой стороны, позволяют маркетологу получить более полную и глубокую оценку рыночной ситуации и потребительских предпочтений.

 

Рынок является регулятором хозяйственной деятельности предприятий. Им определяется, что, сколько и когда производить. Самостоятельность производителя без рынка, без зависимости от потребителя, без конкретной борьбы практически невозможна.[8]

 

Вопросы для повторения:

1. Дайте описание рынков в экономическом значении.

2. Каковы основные условия функционирования рынка?

3. Что относится к основным структурным элементам рынка?

4. Какая из сторон, продавец или покупатель, проявляет наибольшую активность на рынке покупателя и на рынке продавца? Почему?

5. По каким признакам можно классифицировать рынки?

6. Проведите примерную классификацию рынка населённого пункта (города, района, села), где вы живёте, используя известные вам признаки различий рынков.

Лекция № 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: