Практическое занятие №7

Тема: Заполнение схем, таблиц «Опричнина, споры о ее смысле», решение теста.

Цель: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.

Обучающиеся должны знать о периоде правления и об исторической личности Ивана Грозного, о сущности опричнины, ее целях и последствиях; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.

 

 закрепить знания, развивать навыки и умения аргументации, анализа исторических источников, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей

Порядок выполнения работы:

Часть1:

1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.

2.Найти в учебнике с информацию по теме и выполнить предложенные задания.

3.Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию.

Часть2:

1.Решить тест.

2.Сдать работы на проверку.

Часть1.

Задание 1

Найти и сформулировать причины введения опричнины,  в учебнике «История»  

Записать основные даты и события опричнины.

Задание2:

Сущность опричнины - работа с первоисточниками (групповая работа)

Рассмотреть точки зрения отечественных историков на сущность опричнины. Задача каждой группы – аргументировано доказать правильность точки зрения автора по сущности опричнины. По ходу выступлений заполнить таблицу «Проблема опричнины в российской историографии»

Историк мнение автора по сути проблемы
   
  • I группа: точка зрения С.М. Соловьева
  • II группа: точка зрения В.О. Ключевского
  • III группа: точка зрения Н.М. Карамзина
  • IV группа: точка зрения С.Ф. Платонова
  • V группа: точка зрения И.Л. Андреева, И.Н. Данилевского, В.В. Кириллова – авторов учебника

Задание3:

Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом. Сдать на проверку.

№ п/п Событие Дата
  Боярское правление  
  Введение заповедных лет  
  Введение урочных лет  
  Венчание Ивана IV на царство  
  Взятие Астрахани  
  Взятие Казани  
  Деятельность Избранной рады  
  Ливонская война  
  Опричнина  
  Поход Ермака, разгром Сибирского ханства  
  Правление Елены Глинской  
  Правление Ивана IV Грозного  
  Принятие Судебника  
  Созыв первого Земского собора  
  Стоглавый собор  

Часть 2.

Решите тест.

Вариант 1

1.    Найдите ошибки в словах и объясните их правильное написание: кармление, апричнина, метрополит, водчина, земский сабор.

2.    На какие группы можно сгруппировать нижеприведенные названия и термины: «конно, людно, оружно», Казань, боевой топор, Кашлык, Ногайская орда, стрельцы, Астрахань, «Уложение о службе», Сибирь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.    Какие события были в указанные даты:

1547 г.__________________________________________________

1550 г.__________________________________________________

1565-1572 гг.____________________________________________

1571,1572 гг.____________________________________________

1581 г.___________________________________________________

4.    «Историческая зарядка» - дайте письменный ответ, раскрывающий смысл значений слов:

Стоглав_______________________________________________

«Заповедные лета»___________________________________________

Поместье___________________________________________________

Избранная рада_______________________________________________

«Домострой»_________________________________________________

5.    По какому принципу образован ряд:

А) Макарий, Афанасий, Филипп.

Б) Адашев, Курбский, Висковатый,

В) Ивангород, Копорье, Нарвы.

Г) Польша, Литва, Ливонский орден.

6. Определите, о чем или о ком идет речь:

А) Уральские купцы Строгановы пригласили к себе____________ с казаками для борьбы с ханом_________.

Б) Эти войска были постоянно действующей военной силой, имели одинаковое обмундирование, единое снаряжение и получали жалование._______________________

В) В______ году в __________________________ соборе короновался на трон Иван Грозный при поддержке митрополита ________________

Г) Во время опричного похода город _______________был разграблен, жители перебиты, подобного оскорбления ещё на Руси не знали.

7.    Назовите положения, являющиеся последствиями реформ, проведенных Иваном IV и «Избранной радой»

1.    ограничение местничества

2.    создание флота

3.    создание коллегий

4.    создание приказов

5.    принятие Судебника

6.    введение всеобщей воинской обязанности

7.    создание стрелецкого войска

8.    отмена кормлений

9.    подчинение церкви государству

Ответ: ___________

8. Рассказ с ошибками. Внимательно прочитайте рассказ и исправьте исторические ошибки.

25 августа 1533 года в семье Великого князя Василия IV Ивановича появился второй сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве. После смерти отца в 5-ти летнем возрасте в 1538 году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна Глинская. После её смерти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские группировки. 16 января 1550 года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления. Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства; на западе территорию Ливонии. Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров в 1568 году отлил знаменитый Царь-колокол. Пётр Мстиславец создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку».

 

Вариант 2

1.Найдите ошибки в словах и объясните их правильное написание:

местнечество, пажилое, Пасольский преказ, Манетный двор, апекун.

2.На какие группы можно сгруппировать нижеприведенные названия и термины: поместье, губные староста, вотчина, уделы, городовые приказчики, земские старосты, земщина, Государев двор.

3. Какие события были в указанные даты:

1549 г.______________________________________________

1551 г.__________________________________________________

1556 г.__________________________________________________

1552 г._________________________________________________

1550 г.____________________________________________________

4.«Историческая зарядка» - дайте письменный ответ, раскрывающий смысл значений слов:

Судебник_______________________________________________

«Заповедные лета»___________________________________________

Вотчина___________________________________________________

Приказ_____________________________________________

Засечная черта_________________________________________________

5.По какому принципу образован ряд:

А) Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство.

Б) Ясак, оброк, барщина, тягло.

В) Дерпт, Юрьев, Нарва, Рига.

Г) «Апостол», «Часословец», «Хронограф».

6.Определите, о чем или о ком идет речь:

А) В 1564 году в Москве на ___________дворе Иван _________ с помощником напечатали первую книгу.

Б) В 1576 году на престол ____________ взошел талантливый военачальник______________________, который успешно повел военные действия в Прибалтике и отбил у русских город ________________.

В) С присоединением Казанского и Астраханского ханств, Россия установила контроль над ________________________ торговым путем, вплоть до Каспия.

Г) ____________________________ была первым негласным правительством Ивана Грозного, куда вошли его сподвижники, они разработали первые реформы 1550-х годов.

7. Назовите положения, являющиеся целями опричнины

1) установление неограниченной власти царя

2) повысить роль народного вече

3) усилить налоговый гнёт

4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)

5) ускорить социально-экономическое развитие страны

6) ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

7) подавление очагов народного недовольства

8) введение новых пошлин

Ответ: _________________

8. Рассказ с ошибками. Внимательно прочитайте рассказ и исправьте исторические ошибки.

25 августа 1533 года в семье Великого князя Василия IV Ивановича появился второй сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве. После смерти отца в 5-ти летнем возрасте в 1538 году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна Глинская. После её смерти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские группировки. 16 января 1550 года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления. Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства; на западе территорию Ливонии. Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров в 1568 году отлил знаменитый Царь-колокол. Пётр Мстиславец создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: