Тест 3. Тема «Древнерусская культура»

Выберите один правильный вариант ответа

1. Славянскую азбуку создали:

А. князь Ярослав Мудрый           Б. монах Киево-Печерского монастыря Нестор   

В. византийские монахи братья Кирилл и Мефодий

2. Как называлось литературное произведение, написанное киевским митрополитом Иларионом?

А. Слово о законе и благодати               Б. Повесть временных лет В. Александрия

3. Что способствовало развитию древнерусской культуры?

А. нашествие гуннов              Б. зарождение скотоводства и земледелия

В. возникновение неравенства Г. принятие христианства

4. О чем свидетельствовало создание на Руси купольных храмов?

А. о влиянии Византии                        Б. о преобладании языческих традиций

В. об отсутствии строительного камня Г. об отсутствии мастерства у строителей

5. Древнерусская культура:

А. дошла до нас только в произведениях устного народного творчества     

Б. унаследовала культуру восточнославянских племен и их соседей

В. стала медленнее развиваться после принятия христианства

Г. возникла по указу Ярослава Мудрого

6. Какой князь заложил Софийский собор в Киеве?

А. Рюрик Б. Ярослав Мудрый         В. Владимир Святославович       Г. Владимир Мономах

7. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1. Миниатюра А. картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке
2. Фреска Б. картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков
3. Мозаика В. живописная картина малых размеров
4. Зернь Г. прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом
5. Скань Д. ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность
6. эмаль Е. узор, состоящий из множества мельчайших металлических шариков

8. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1. былина А. запись событий, составленная по годам
2. летопись Б. торжественное и поучающее обращение
3. житие В. поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги богатырей
4. «слово» Г. биография человека, причисленного церковью к лику святых

9. Соотнесите культурное наследие с его проявлением

1. культурное наследие восточных славян

 

А. мифы и сказания
Б. церковные книги
В. резьба по камню

2. византийские культурные традиции

Г. кузнечное дело
Д. строительство храмов
Е. иконопись

10. Отгадайте русские народные загадки об одежде.

А. Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу – привечу. Б. По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. В. Днем обручем, ночью змеей

Критерии оценки варианта 3. Тема «Древнерусская культура»:

25- 22 правильных ответа – оценка «5»; 21-16 правильных ответа – оценка «4»,

15 -12 правильных ответа – оценка «3»; 11 и менее правильных ответов – оценка «2».

 

Часть2.

1. Порядок выполнения заданий:

1) Используя предложенные ниже слова, заполните пропуски в тексте.

2) Используя учебную литературу, заполните таблицу: «Значение принятия христианства на Руси».

Задание №1.

Князь_________________, внук ________________________, сын___________________________, не зря получил почётное прозвище ________________,ведь он крестил Русь. Первая попытка религиозной _____________была предпринята им в _______ году, но оказалась неудачной. Вторая, в ______году, стала важным деянием князя ____________________. Тогда же им была пожалована церкви ________________своих доходов на постройку первого _______________ храма на Руси – церкви ______________________________,названной____________________.Народные_____________называют князя _________________________, потому что он не только совершал __________________ против врагов земли русской, строил города и_______________, но и создал первую в русской истории «____________________________» – линию оборонительных пунктов против ______________________________________.

Ответы: Князя Святослава, 988, реформы, Десятинной, Красное Солнышко, засечную черту, кочевников-печенегов, каменного, крепости, Владимир I, Успения Богородицы, былины, походы, Святой, десятина, 980, княгиня Ольга.

Задание 2.

Значение принятия христианства на Руси

Для экономического развития страны Для политического развития страны Для культурного развития страны Для международного положения государства Для обороны страны
         

Практическое занятие № 5

Тема: Решение теста, заполнение таблицы  «Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию»

Цель работы: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.

Обучающиеся должны знать смысл понятий: Орда, ясы, тумен, курултай, историческую личность – Чингисхан, Батый; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.

 

Порядок выполнения работы:

Часть 1

  1. Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
  2. Ознакомиться в учебнике с информацией по теме.

3.  Выбрать один из вариантов (практическая работа состоит из 2-х вариантов на выбор). Каждая работа состоит из двух заданий. При выполнении Задания 1 текст необходимо прочитать, проанализировать на достоверность, найти ошибки и переписать текст в тетрадь с учетом ошибок, т.е. в исправленном виде (исправленное при этом подчеркивать). При выполнении Задания 2 необходимо следовать инструкции теста.

4. Выполнить письменно в тетради по заданию тестовые вопросы.

5. Сдать на проверку.

Часть2

1.Заполните таблицу: «Хронология событий монгольских завоеваний Руси».

2.Ответьте на вопрос: Последствия монгольского нашествия на Русь?

3.Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию

Часть1.

Вариант 1. Тема «Куликовская Битва»

Задание 1. Найдите ошибки в тексте (максимальное количество баллов – 6):

Дмитрий Иванович являлся сыном Ивана Калиты. Вступил во власть в 19 – летнем возрасте. От своего деда он унаследовал хитроумие, мудрость, дальновидность, целеустремленность. Большим авторитетом в это время на Руси пользовался основатель Троицкого монастыря митрополит Алексей. Дмитрий Иванович 8 сентября 1381 года разгромил войска хана орды Мамая в битве на Куликовом поле. Это подняло авторитет московского князя, Дмитрий Иванович получил прозвище «Донской», но не привело к падению зависимости от Орды; в следующем году Мамай совершил погромный поход на Москву и сжег ее. Сбор дани от русских земель был восстановлен.

Задание 2. Ответьте на тесты (максимальное количество баллов – 10):

Выберите правильный ответ:

1. От имени 9-летнего внука Ивана Калиты Дмитрия Ивановича московским княжеством управлял: а) митрополит Алексей; б) митрополит Макарий; в) митрополит Иона.

2. На помощь внуку Калиты в собирании русских земель приходила: а) Литва; б) православная церковь; в) Византия.

3. Авторитетом на Руси во второй половине XIV века пользовался основатель Троицкого монастыря: а) митрополит Гермоген; б) Сергий Радонежский; в) Ярослав Мудрый.

4. Надежды об окончательном освобождении русских земель от ордынского владычества многие русские люди связывали с: а) киевским князем; б) московским князем; в) князем Литовского княжества.

5. Правителем Золотой Орды в начале 80-х годов XIV века являлся: а) мурза Идегей; б) темник Мамай; в) хан Ахмат.

6. Союзниками Мамая в его борьбе за восстановление выплаты дани Золотой Орде русскими княжествами с московским князем Дмитрием Ивановичем стали: а) Литва и Новгород; б) Литва и Рязанское княжество; в) Литва и Тверское княжество.

7. Куликовская битва произошла у: а) впадения в Дон реки Неглинной; б) впадения в Дон реки Непрядвы; в) Волги в Каспийское море.

8. Противником русского монаха Пересвета со стороны Золотой Орды являлся: а) Челубей; б) Челомбей; в) Чемульпо.

9. Набег на Москву в 1382 году совершил: а) хан Узбек; б) хан Тохтамыш; в) хан Улу – Мухаммед.

10. Главное значение Куликовской битвы заключалось в том, что она: а) привела к полному свержению ордынского ига; б) ускорила распад Золотой Орды; в) восстановила в народе веру в собственные силы; доказала, что единственным способом избавления от ненавистного владычества является объединение всех русских земель.

Критерии оценки задания 1:

6-5 правильных ответа – оценка «5», 4-3 правильных ответа – оценка «4»,

2 правильных ответа – оценка «3»,  1 и менее правильных ответов – оценка «2».

Критерии оценки задания 2:

10-9 правильных ответа – оценка «5», 8-7 правильных ответа – оценка «4»,

6-5 правильных ответа – оценка «3», 4 и менее правильных ответов – оценка «2».

 

Вариант 2. Тема «Борьба Руси за единство и независимость»

Задание 1. Найдите ошибки в тексте (максимальное количество баллов – 6):

       В 1472 г. после кончины Василия II Темного на престол вступил его сын Иван III Васильевич, который продолжил дело объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой. Иван III прекратил выплату дани Большой Орде. Ее правитель хан Ахмат в 1475 г. привел большой войско к Оке в районе впадения в нее реки Угры. Многодневные сражения закончились полным поражением русского войска. Иго монголо-татар было сброшено. В 1490 г. издается первый кодекс законов единой России – Судебник. Согласно ему высшим учреждением была вече. Появляются первые министерства – органы центрального управления, которые возглавляли бояре и дьяки. Также Судебник ввел правило, ограничивавшее выход крестьян: переход крестьян от одного помещика к другому разрешался теперь только один раз в год, в течение недели и недели после Юрьева дня.

Задание 2. Ответьте на тесты   (максимальное количество баллов – 24):

Выберите правильный ответ (вопросы 1-10):

1. Монголо-татарское иго на Руси длилось:

А) 1237-1380      Б) 1240-1480                    В) 1243-1480        Г) 1247-1496

2.. Что послужило причиной поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами?

А. плохие погодные условия                  Б. отсутствие у русских князей конницы

В. феодальная раздробленность на Руси Г. военная помощь, которую половцы оказали монголам

3. Какой город не был взят во время нашествия монголо-татар на Русь?

А. Козельск           б. Новгород Великий В.. Рязань             г. Владимир

4. В ходе Ледового побоища сражались:

А. москвичи против новгородцев           Б. рязанцы против монголо-татар

В. новгородцы против немцев                            Г. псковичи против шведов

5. Каков был результат битв на реке Неве и Чудском озере?

А. Русь захватила все побережье Балтийского моря                        

Б. Было положено начало объединению русских земель

В. Было остановлено наступление монголо-татар

Г. Было предотвращено распространение католицизма в русских землях               

6. Какова была цель крестовых походов XII-XIII вв. в Прибалтику и Северо-Западную Русь?

А. освобождение Новгородской и Псковской земель от монголо-татар                         

Б. завоевание новых земель и распространение католицизма

В. знакомство жителей Прибалтики с передовыми методами ведения хозяйства

Г. восстановление торгового пути «из варяг в греки»

7. Как называли ордынских сборщиков дани в русских княжествах?

А. Баскаками        б. смердами          В. Наместниками             г. тысяцкими

8. Какова была причина возвышения Москвы?

А. умелая политика князей по отношению к Золотой Орде

Б. строительство Владимиром Мономахом каменных стен вокруг Москвы

В. теплый, мягкий климат

Г. помощь московским князьям со стороны Великого княжества Литовского

9. В чем состояло значение правления Ивана Калиты?

А. он уничтожил зависимость русских земель от Золотой Орды

Б. он завершил процесс объединения русских земель

В. он обезопасил Московское княжество от набегов ордынцев

Г. он построил белокаменный Московский Кремль

10. Судебник Ивана III, в отличие от Русской Правды:

А. вводил за наиболее тяжкие преступления кровную месть

Б. ограничивал право перехода крестьян Юрьевым днем

В. устанавливал республиканскую форму правления

Г. закреплял неравенство

11. Установите правильную последовательность исторических событий.

А. Правление Ивана Калиты

Б. Первое упоминание о Москве в летописях

В. Присоединение Новгорода к Москве

Г. Нападение монголо-татарских войск во главе с ханом Батыем на Владимирское княжество

12. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого

Монгольский предводитель Год нашествия
1.Батый 2.Тохтамыш 3.Мамай А. 1382 Б. 1237 В. 1380

13. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие Определение
1. вотчина 2. поместье 3. слобода   А. часть города, населенная людьми сходных профессий Б. земельное владение, даваемое за военную и государственную службу, без права продажи, обмена и наследования В. наследственное земельное владение феодала

14.. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого

Событие Год нашествия
1.Ледовое побоище 2.Невская битва 3.Битва на р.Калка А. 1223 г. Б. 1240 г. В. 1242 г.

15. Продолжите логический ряд и укажите недостающее название

  Александр Ярославович – река Нева            Дмитрий Иванович – река Дон

  Иван III - река ______________

Критерии оценки задания 1:

6-5 правильных ответа – оценка «5», 4-3 правильных ответа – оценка «4»,

2 правильных ответа – оценка «3», 1 и менее правильных ответов – оценка «2».

Критерии оценки задания 2:24-21 правильных ответа – оценка «5», 20-15 правильных ответа – оценка «4», 14-11 правильных ответа – оценка «3», 10 и менее правильных ответов – оценка «2».

 

Часть

1. Заполните таблицу: «Хронология событий монгольских завоеваний Руси». Ответьте на вопрос: Последствия монгольского нашествия на Русь? (укажите не менее 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: