Практическое занятие №6

Тема: Решение ситуационных задач, заполнение  таблицы «Образование единого Русского государства и его значение»

 Цель: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.

Обучающиеся должны знать смысл понятий:  уезд, наместник- бояре, местничество, Боярская дума, дворец, казна, судебник, Юрьев день, самодержавец, автократор, нестяжатели, «Москва третий Рим»; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.

 

Порядок выполнения работы:

Часть1:

1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.

2.Найти в учебнике с информацию по теме и выполнить предложенные задания.

3. Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию.

Часть2:

1.Заполнить таблицу.

2.Работа с документом.

3.Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию

Часть1.

Задание1:

Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.

В течение 2 минут обучающиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов.

 

Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.

Задание 2

Выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.

Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.

Во сколько раз увеличилась территория?

Задание3:

1.Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?

2. Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?

3. Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.

Задание 4:

Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание..

Задание 5:

Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему, проанализируйте фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.

Фрагмент Никониановской летописи (раздается каждому учащемуся):

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”

Вопросы на доске:

· Когда и где произошла встреча противников?

· Покажите на карте это место.

· Почему монголо-татары отступили?

· Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?

· Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?


Часть2

1.Заполните таблицу:

«Предпосылки образования единого государства на Руси в XIV – XV вв»

Правление Ивана III. Основные завоевания.

 

Предпосылки

Дата Событие

Экономические

1.Установление стабильности и порядка в стране.

2. Благоприятная обстановка для беспрепятственной торговли (в частности, для ремесленников и купечества)

3. Укрепление боярами и дворянами владений; сохранение зависимого крестьянства.

   
   
   

Политические

1.Наличие единовластия Московского князя;

2.Тенденция к ликвидации самостоятельных княжеств и уделов;

3. Усиление дворянства за счет ограничения власти старой боярской аристократии (интересы служилого сословия)

   
   

Борьба с Ордой

Внешнеполитические

1.Необходимость окончательного освобождения от татаро-монгольского ига;

2. Наличие постоянной угрозы с Запада и Востока.

   
   

Борьба с Литвой

Религиозные

1.Сохранение православной церковью единства народа, связей между разными частями страны;

2.Укрепление экономических и моральных позиций церкви (расширение монастырской колонизации).

   
   

 

Задание 2

Работа с документом. Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь, … похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться”.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: