Тема: Решение ситуационных задач, заполнение таблицы «Образование единого Русского государства и его значение»
Цель: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.
Обучающиеся должны знать смысл понятий: уезд, наместник- бояре, местничество, Боярская дума, дворец, казна, судебник, Юрьев день, самодержавец, автократор, нестяжатели, «Москва третий Рим»; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.
Порядок выполнения работы:
Часть1:
1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2.Найти в учебнике с информацию по теме и выполнить предложенные задания.
3. Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию.
Часть2:
1.Заполнить таблицу.
2.Работа с документом.
3.Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию
Часть1.
Задание1:
Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.
В течение 2 минут обучающиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов.
Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.
Задание 2
Выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.
Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.
Во сколько раз увеличилась территория?
Задание3:
1.Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?
2. Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?
3. Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.
Задание 4:
Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание..
Задание 5:
Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему, проанализируйте фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.
Фрагмент Никониановской летописи (раздается каждому учащемуся):
“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”
Вопросы на доске:
· Когда и где произошла встреча противников?
· Покажите на карте это место.
· Почему монголо-татары отступили?
· Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
· Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?
Часть2
1.Заполните таблицу:
«Предпосылки образования единого государства на Руси в XIV – XV вв» | Правление Ивана III. Основные завоевания.
| ||
Предпосылки | Дата | Событие | |
Экономические | 1.Установление стабильности и порядка в стране. 2. Благоприятная обстановка для беспрепятственной торговли (в частности, для ремесленников и купечества) 3. Укрепление боярами и дворянами владений; сохранение зависимого крестьянства. | ||
Политические | 1.Наличие единовластия Московского князя; 2.Тенденция к ликвидации самостоятельных княжеств и уделов; 3. Усиление дворянства за счет ограничения власти старой боярской аристократии (интересы служилого сословия) | ||
Борьба с Ордой | |||
Внешнеполитические | 1.Необходимость окончательного освобождения от татаро-монгольского ига; 2. Наличие постоянной угрозы с Запада и Востока. | ||
Борьба с Литвой | |||
Религиозные | 1.Сохранение православной церковью единства народа, связей между разными частями страны; 2.Укрепление экономических и моральных позиций церкви (расширение монастырской колонизации). | ||
Задание 2
Работа с документом. Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи
“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь, … похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться”.