Глава муниципального образования

 

Глава муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделяемое в соответствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией. Глава муниципального образования может возглавлять либо представительный орган, либо местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.

Согласно части 2 статьи 36 Закона 2003 г. глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и возглавлять местную администрацию.

Порядок избрания главы муниципального образования и его место в системе органов местного самоуправления (имея в виду статус председателя представительного органа или главы местной администрации) может быть установлен, а впоследствии - изменен законом субъекта Российской Федерации для любых конкретных (перечисленных поименно) муниципальных образований, либо для всех муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации, либо дифференцированно по видам (типам) муниципальных образований (с поименным перечислением исключений из общего правила либо без такового).

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания и (или) полномочия главы муниципального образования, устав муниципального образования подлежит приведению в соответствие с законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

В сельских поселениях и внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа и главой местной администрации.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации. Такая же система может быть предусмотрена в поселении с населением не более 300 человек, обладающих избирательным правом.

Кроме статуса высшего должностного лица Закон 2003 г. (п. 1 ст. 34) наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления. Правовой портрет главы муниципального образования дополняется характеристиками, свойственными должностному лицу местного самоуправления. Он является обладателем организационно-распорядительных (если глава руководит представительным органом) или исполнительно-распорядительных полномочий (если возглавляет администрацию). Совершенно точно, что в структуре любой модели муниципальной власти глава самоуправляющейся территории занимает первое место. Такое высокое положение главы гарантируется ему законом, устанавливающим его полномочия, и поддерживается общественным мнением, склонным всегда персонифицировать власть.

Наименование главы муниципального образования устанавливается законом субъекта РФ.

В отличие от требований, предъявляемых к кандидату на должность муниципальной службы (наличие соответствующего образования, опыт работы и т.д.), претендент на выборную должность, в том числе и на должность главы муниципального образования, должен соответствовать не многим критериям. Одно из основных общих требований — достижение пассивного избирательного права. Такое право определяется законодательством субъектов РФ. Возраст, устанавливаемый указанным законодательством, не должен превышать 21 года. Второе требование — наличие российского гражданства. Остальное зависит от претендента — его деловых качеств, популярности, умственных и финансовых возможностей и т.д.

Полномочия главы муниципального образования и других выборных должностных лиц в соответствии с их правовым статусом начинаются со дня их вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы местного самоуправления.

Функции главы муниципального образования в самом общем виде можно классифицировать на представительские, координационные, нормотворческие и контрольные. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, с целью реализации возложенных на него функций:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования. Таким образом, он (несмотря на то, что подконтролен и подотчетен населению и представительному органу), представляя население муниципального образования, как бы возвышается над всеми органами местного самоуправления, получая право координировать действия всех органов и должностных лиц;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативно-правовые акты, принятые представительным органом местного самоуправления. При этом важно отметить, что глава муниципального образования обладает дискретными полномочиями, поскольку имеет свободу усмотрения. В Законе 2003 г. не сказано, что глава муниципального образования должен руководствоваться законностью при подписании принятого представительным органом решения, то есть глава может не подписать совершенно законный акт, основываясь на соображениях целесообразности, эффективности и др. Такой порядок принятия нормативных актов несколько снижает приоритетную роль представительных органов местного самоуправления по отношению к исполнительным органам в системе органов местного самоуправления и повышает роль принципов единоначалия в управленческой деятельности. Симпатии законодателя к исполнительной ветке местной власти подтверждаются также и тем, что если главой муниципального образования является председатель представительного органа, то глава администрации не должен направлять ему свои нормативно-правовые акты на подписание;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты. В случае, если глава муниципального образования — председатель представительного органа, он издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Если он — глава администрации, то издает постановления по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования. Это право принадлежит главе независимо от того, какой из органов (представительный или администрацию) он возглавляет. Российское законодательство тем самым показывает, что глава муниципального образования на самом деле — высшее должностное лицо в системе местного самоуправления, в том числе и по отношению к депутатам и председателю (как самому главному депутату) в том случае, если он возглавляет исполнительно-распорядительный орган;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

6) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Полномочия главы муниципального образования могут досрочно прекратиться в следующих случаях:

ü смерти;

ü отставки по собственному желанию;

ü отрешения от должности;

ü удаления в отставку;

ü признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

ü признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

ü вступления в отношении его обвинительного приговора суда;

ü выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

ü прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

ü отзыва избирателями;

ü установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

ü преобразования муниципального образования, а также в случае упразднения муниципального образования;

ü утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

ü увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 %, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

На глав муниципальных образований, так же как и на депутатов, исполняющих полномочия на постоянной основе, распространяются ограничения, связанные с работой на выборной должности. В отношении них действуют и соответствующие их статусу гарантии деятельности.

В настоящее время глава муниципального образования может досрочно прекратить полномочия в случае, если в его деятельности имели место серьезные правонарушения, которые повлекли утрату доверия Президента России. К таким правонарушениям относятся:

1) несоблюдения главой муниципального района, главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы городского округа.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. В число таких лиц может входить заместитель главы муниципального образования, секретарь представительного органа, либо другое выборное должностное лицо, определенное в уставе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: