Совещательные структурные подразделения

В период развития демократии в РФ все большее значение и широкое распространение получает принцип коллегиальности в принятии решений. На этом принципе построены практически все совещательные структуры. Они могут состоять из должностных лиц органа местного самоуправления, а также быть полностью общественным формированием с совещательными, координационными и методическими функциями. К числу наиболее распространенных структур с правом совещательного голоса принадлежат коллегии, о которых уже шла речь. В состав коллегии, как правило, входят руководитель исполнительного органа и его заместители. В некоторых случаях в состав коллегии помимо заместителей могут входить и руководители отраслевых и функциональных подразделений. Цели и задачи коллегий определяются в уставах муниципальных образований и положениях о коллегии.

Другим примером могут служить создаваемые советы представителей предприятий, которые являются коллегиальными консультативно-совещательными органами местного самоуправления, формируемыми для обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления и предприятий города.

Среди совещательных структур можно назвать большое количество комиссий, создаваемых при исполнительных органах местного самоуправления. К их числу можно отнести Комиссию по символам и наградам при мэре города Ярославля, Комиссию по рассмотрению предложений о предоставлении льгот по налогам и арендной плате. Как правило, комиссии состоят из начальников определенных структурных подразделений и собираются для всестороннего рассмотрения вопросов, относящихся к их ведению. Рекомендации совещательных структур оформляются в необходимых случаях приказами соответствующих руководителей.

Вспомогательные структурные подразделения.

Во всех муниципальных образованиях создаются вспомогательные структурные подразделения. Количество подразделений, их виды и численность зависят от размера муниципального образования и его инфраструктуры.

Общей чертой этих структурных подразделений и в то же время особенностью, отличающей их от всех других, является то, что сами они никакими функциями управления предприятиями и учреждениями не обладают, а обеспечивают деятельность руководства и остальных структурных подразделений, выполняя в основном материально-технические действия.

В небольших муниципальных образованиях количество таких структурных подразделений невелико. К ним можно отнести отдел кадров, бухгалтерию, общий отдел, юридическую службу, канцелярию. В крупных муниципальных образованиях вспомогательных структур больше, и для удобства управления ими главами исполнительных органов могут создаваться отдельные структурные подразделения и назначаться их руководители. В этих целях в г. Саратове создан аппарат администрации г. Саратова, деятельность которого осуществляется на основе положения об аппарате администрации города. Аппарат администрации возглавляет руководитель аппарата администрации города, назначаемый мэром города и осуществляющий свою деятельность непосредственно под его руководством. Аппарат администрации имеет следующие особенности[2]:

1) участие аппарата в осуществлении полномочий носит функциональный характер: он содействует организационно-массовой и организационно-методической работе, контролю за законностью и проверке исполнения принятых решений, на него возложено юридическое, организационно-техническое, хозяйственное обслуживание исполнительного органа.

2) вспомогательные структуры не пользуются правом издания обязывающих актов в адрес других отраслевых и функциональных структурных подразделений, предприятий, учреждений и граждан, не имеют в своем подчинении каких-либо объектов;

3) аппарат (в лице его руководителя) имеет непосредственное подчинение главе исполнительного органа.

Необходимо также отметить существование структурных подразделений, создание которых характерно только для крупных муниципальных образований с разветвленной инфраструктурой. К ним, в частности, относятся функционально-отраслевые структурные подразделения. Примером таких подразделений могут служить комитеты и департаменты.

Следует обратить внимание на некоторые недостатки, допускаемые на практике при разработке муниципальными образованиями своей структуры.

Во-первых, совершенно очевидно, что структура органа должна разрабатываться на основе компетенции органа и в соответствии с нею. Поэтому разработке структуры должны предшествовать разработка и утверждение компетенции органа. На практике часто бывает наоборот.

Во-вторых, компетенция структурных подразделений разрабатывается несвоевременно, а часто не разрабатывается вообще, что приводит к негативным последствиям работы исполнительного органа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: