Основные понятия теории обучения – дидактики

Методика обучения экологическим дисциплинам как частная дидактика. Общие понятия методики обучения как частной дидактики. Методика обучения экологическим дисциплинам.

Современные методы обучения. Метод и прием обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования. Методы контроля.

Средства обучения и наглядность. Технические средства обучения (ТСО). Компьютер.Оптимальный выбор методов и средств обучения. Наглядность в преподавании экологических дисциплин.

Прямое обучение. Лекция. Понятие «лекции» как формы обучения. Структура лекции. Подготовка лекции. Особенности проведения лекции. Варианты чтения лекций.

Семинарское занятие и его назначение. Семинарское занятие и его функции. Виды семинарских занятий. Структура и методика подготовки и проведения семинарских занятий. Основные критерии оценивания качества семинара.

Факультативы, спецкурсы и спецсеминары как формы организации обучения в вузе.

Практические занятия. Подготовка к практическим занятиям. Проведение практических занятий. Формы проведения практических занятий.

Лабораторные занятия. Основные задачи лабораторных занятий. Подготовка лабораторного занятия. Методика проведения лабораторных занятий.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов. Самостоятельная работа студентов как одна из форм обучения.Виды самостоятельной работы студентов. Уровни самостоятельной работы студентов.Применение опережающих заданий. Структура самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы студентов. Контроль самостоятельной работы студентов.

Модель активного обучения. Активные и интерактивные методы и технологии обучения. Выбор активных и интерактивных методов и технологий обучения. Дидактические технологии, реализующие модель активного обучения. Дидактические принципы активного обучения.

Кооперативное обучение. Критерии успешного кооперативного обучения. Кооперация в обучении. Способы организации групп студентов в рамках кооперативного обучения. Методы кооперативного обучения. Технологии кооперативного обучения.

Преподаватель высшего учебного заведения. Педагогическая деятельность преподавателя вуза. Сфера деятельности преподавателя вуза. Психолого-педагогическая структура деятельности преподавателя. Требования к личности преподавателя вуза.

Педагогическое взаимодействие. Педагогическое мастерство преподавателя вуза. Совершенствование педагогического мастерства. Права и обязанности преподавателя вуза. Педагогическое коммуникативное взаимодействие преподавателя со студентами. Цели и функции педагогического общения как формы педагогического взаимодействия. Значение педагогического общения. Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении.

Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания. Общая характеристика и классификация студентов вуза. Формирование творческой личности будущего специалиста. Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов.

Воспитание студенческой молодежи. Современные требования к личности специалиста с высшим образованием. Задачи воспитания студентов. Цель и содержание воспитания студенческой молодежи.

 

 


ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ВАРИАНТ 1

 

1. Какие категории являются ключевыми для педагогики?

1. Воспитание.

2. Профилактика.

3. Социальная адаптация.

4. Обучение.

5. Образование.

6. Все одновременно.

2. Сформированность чего отвечает за воспроизведения людьми экологических условий и отношений в повседневной жизни, на работе и быту в виде определенных взглядов, суждений, представлений, идей по концепции подготовки кадров в системе экологического образования?

1. Экологическое мышление.

2. Экологическая психология.

3. Эмпирическое экологическое сознание.

4. Теоретическое экологическое сознание.

5. Эколого-управленческое поведение.

6. Экологическое образование.

7. Экологическое воспитание.

3. Среди перечисленных утверждений выберите определение методов воспитания.

1. Составная часть методов, один из его элементов.

2. Частичный вариант, способ реализации метода воспитания тех или иных условий.

3. Способы, приемы, пути прямого и косвенного воздействия воспитателя на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью развития у них желаемых качеств, ценностных ориентаций, привычек, убеждений.

4. Внешняя организационная характеристика воспитательного процесса, композиция воспитательного мероприятия.

4. Какой принцип воспитания отражает народная поговорка: «У семи нянек дитя без носа»?

1. Принцип природосообразности.

2. Принцип гуманизма.

3. Принцип индивидуальности.

4. Принцип эмоционального воспитания.

5. Принцип единства педагогических требований, семьи и общественности.

5. К какой из перечисленных групп методов обучения относится метод «работа с книгой»?

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля и самоконтроля.

4. Бинарные методы обучения.

5. Ситуационные методы обучения.

6. Продолжите фразу. Педагогика – это наука ___________________________ __________________________________________________________________.  
7. Какой из принципов организации педагогических исследований заключается в объяснении изучаемых явлений, исходя из единых позиций понимания сущности и закономерностей учебно-воспитательного процесса.

1. Объективности.

2. Системности.

3. Концептуального единства педагогических исследований.

4. Единства исторического и логического.

5. Учета объективных противоречий, присущих педагогическим явлениям и процессам.

8. Из представленных характеристик выделите те, которые относятся к эмоциям.

1. Страх, радость, гнев, печаль, грусть.

2. Инициативность, самостоятельность, независимость, решительность, настойчивость.

3. Симпатия, антипатия, любовь, патриотизм, долг, ответственность, увлечения, гордость.

4. Неосознанные потребности, инстинктивные проявления.

9. Личность в психологии характеризуют в разных аспектах. Из приведенных групп качеств, свойств, характеристик указать ту, которая описывает человека в социально-психологическом аспекте.

1. Темперамент, интеллектуальные процессы.

2. Статус, позиция, роль, ранг, общения, характер.

3. Потребности, мотивы, интересы, саморегуляция.

4. Мышление, память, речь.

6. Анализ, синтез, обобщение, классификация.

10. Основная идея контекстного обучения:

1. Успешность запоминания зависит от его места в структуре деятельности.

2. Лучше запоминается материал, который образует окончательную структуру.

3. Забывание переживаний, травмирующих личность.

4. Отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта.

11. О какой технологии обучения говорится: «Для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы?

1. Кейс-технология.

2. Игра-диалог.

3. Мозговой штурм.

4.Круглый стол.

12. Установите соответствие.

а) формальная группа 1. Группа, в которой каждая личность принимается такой, какой она есть, и имеет возможность самореализоваться.
б) маленькая группа 2. Этнические общности, классы, возрастные группы.
в) небольшая группа 3. Группа, в которой все ее участники непосредственно контактируют между собой.
г) референтная группа 4. Группа, в которой объединяются на основе симпатий, антипатий, любви, интересов.

а) ___; б) ___; в) ___; г) ___.

13. Продолжите фразу. Активные методы обучения – это _____________ __________________________________________________________________.

14. Объясните, в каких аспектах в педагогике употребляется термин «образование». ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Охарактеризуйте понятие «педагогическая деятельность в вузе». ____ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Какие закономерности обучения относятся к дидактическим? _______ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. От способностей, как известно, зависит успешность овладения человеком знаниями, умениями, навыками в школе и вузе, уровень профессионального мастерства. Следует ожидать, что и жизненные успехи будут напрямую зависеть от способностей. Однако опытные педагоги знают: далеко не все способные студенты могут похвастаться жизненными достижениями, и наоборот, студенты, которые не отличаются большими способностями, достигали значительных жизненных высот.

Почему так бывает? Почему жизненные успехи человека не зависят непосредственно от его способностей? _________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________



ВАРИАНТ 2

1. Педагогика – это:

1. наука о подготовке подрастающего поколения к жизни.

2. искусство влияния воспитателя на воспитанника с целью формирования его личности.

3. наука, изучающая закономерности развития человека в условиях педагогического процесса.

4. наука о воспитании как специально организованную воспитательную деятельность.

5. наука о воспитании человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: