Вводные замечания. Научное исследование – это объективное изучение явления или проблемы, направленное на выявление закономерностей и получение информации [5]. Различают теоретические и эмпирические исследования. Теоретические исследования осуществляются для выявления новых закономерностей систем. Эмпирические исследования направлены на использование известных закономерностей для решения конкретных прикладных проблем. Теоретические и эмпирические исследования тесно друг с другом связаны, поэтому правильней говорить о теоретико-эмпирических исследованиях.
Цель задания. Проведение исследования, направленного на устранение выявленной проблемы организации.
Оснащение. Изучение поставленного для себя вопроса осуществляется в соответствии с основными этапами теоретико-эмпирического исследования. Применение данной процедуры показано на примере ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» (Приложение 1).
Порядок работы. Основные этапы теоретико-эмпирического исследования:
1. Определение проблемы исследования, т.е. той ситуации, которая требует решения или описания.
2. Актуальность исследования – определяется наличием проблемы, обосновывает необходимость исследования.
3. Цель исследования – желаемый конечный результат исследования, совпадает с темой исследования.
4. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Как правило, в экономических исследованиях объектом изучения становятся хозяйственные системы различного масштаба.
5. Предмет исследования – это те наиболее значимые свойства объекта, которые отражают выявленные нами противоречия.
6. Выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза представляет собой предположение о причинах изучаемых противоречий [10].
7. Задачи исследования – это пути достижения цели исследования.
8. Методы исследования – это средства достижения цели исследования. В результате их применения собирается первичная и вторичная информация. Вторичная информация – это информация, полученная из всех доступных источников (газеты, журналы и т.д) о результатах проведенных ранее исследований. Первичную информацию получают путем наблюдения, опроса, эксперимента.
9. Обработка и анализ собранной информации.
10. Формирование выводов и рекомендаций.
11. Использование результатов исследования.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение проблемы. Чем определяется актуальность исследования?
2. Дайте определение объекта и предмета исследования.
3. Дайте определение гипотезы исследования.
4. Дайте определение задач и методов исследования.
5. Дайте определение первичной и вторичной информации.
Литература:
1. Анна Заграновская. Интеграция предприятий: оценка целесообразности и допустимой степени независимости участников холдинга. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. – 223 с.
2. Карлик Е.М., Градов А.П. Экономическая эффективность концентрации и специализации производства в машиностроении: Основы теории и методики. – 2-е изд. перераб. и доп. – Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1983.
3. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 144 с.
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. – 421 с.
5. Мотышина М.С. Системный анализ: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 189 с.
6. Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. Изд-во Наука, М. 1972 г. – 434 с.
7. О региональной целевой программе «Развитие комбикормового производства в Мурманской области» на 2008-2010 годы: Постановление Правительства Мурманской области от 12.10.2007 г. № 470-ПП/18 // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсияПроф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». – М., 2004.
8. Основные положения Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года (http://economy.gov-murman.ru) – посещен 15 мая 2008 г.
9. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А. Управление реальными инвестициями: Учебное пособие. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. – 256 с.
10. Чикер В.А. Методология и методы социально-психологических исследований: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – 135 с.
Приложение 1
Исследование целесообразности создания вертикально-интегрированного холдинга для повышения конкурентоспособности ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»
1. Определение проблемы исследования. Основной проблемой ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» (МКХП) является снижение его конкурентоспособности.
2. Актуальность исследования. Снижение конкурентоспособности МКХП проявляется в значительном ухудшении его финансового положения, что может привести к банкротству предприятия.
3. Цель исследования – изучить целесообразность создания вертикально-интегрированного холдинга для повышения конкурентоспособности ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов».
4. Объект исследования – ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов».
5. Предмет исследования – влияние объединения ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» (производство муки, крупы, комбикормов) с ОАО «Хлебопек» (производство хлеба) на конкурентоспособность МКХП.
6. Выдвижение рабочих гипотез. В результате объединения предприятий одной технологической цепочки у МКХП появится стабильный сбыт значительной доли выпускаемой муки, что повысит его финансовую устойчивость и позволит провести реконструкцию комбикормового цеха, обновить некоторое оборудование мельницы. Это, в свою очередь, приведет к снижению себестоимости и цены на готовую продукцию, а также повысит ее качество.
7. Задачи исследования:
· Оценить инвестиционную привлекательность проекта реконструкции комбикормового цеха.
· Оценить инвестиционную привлекательность проекта модернизации мельницы.
· Сравнить конкурентоспособность МКХП до и после реализации указанных проектов.
8. Методы исследования:
· Изучение документов МКХП;
· Беседа с сотрудниками МКХП;
· Расчет инвестиционных показателей;
· Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия до и после объединения.






