Рациональное размещение производительных сил на территории страны и совершенствование структуры экономики

Тема: «Мероприятия по повышению устойчивости объектов экономики в мирное и военное время.»

Главной общей целью повышения устойчивости экономики страны является обеспечение важнейших потребностей государства, общества и населения в условиях военного времени.

Конкретные цели повышения устойчивости экономики страны, ее территориальных, отраслевых звеньев и объектов определяются исходя из достигнутых и требуемых значений ее показателей с учетом реальных финансовых и материальных возможностей.

Основными показателями устойчивости экономики страны, ее территориальных, отраслевых звеньев и объектов являются доли сохранившихся производственных мощностей на момент оценки и прогнозирования после начала военных действий, с учетом их восстановления в приемлемые сроки.

Повышение устойчивости экономики достигается путем заблаговременной разработки и реализации специальных норм, правил и требований, а также комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на подготовку экономики к работе в условиях военного времени, снижение ущерба производительных сил страны от средств поражения и подготовку к восстановлению нарушенного функционирования экономики в приемлемые сроки.

Целенаправленная деятельность по повышению устойчивости экономики осуществляется на основе глубокого научного анализа и оценки складывающейся военно-политической обстановки, возможного (прогнозируемого) состояния экономики в условиях ведения боевых действий с применением обычных средств поражения и ограниченного применения ядерного оружия и, соответственно, поиска наиболее эффективных направлений, путей и способов достижения поставленных целей.

Общее руководство деятельностью в области повышения устойчивости функционирования экономики страны в военное время осуществляется Правительством Российской Федерации.

Непосредственное руководство деятельностью по повышению устойчивости экономики страны, ее территориальных, отраслевых звеньев и объектов осуществляют соответствующие органы исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, функциями и задачами, установленными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основные направления, задачи и требования по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время

Основными направлениями повышения устойчивости функционирования страны в военное время являются:

защита и жизнеобеспечение людских ресурсов экономики (персонала объектов экономики, сферы управления, а также сфер подготовки и резерва кадров и т.д.) от воздействия поражающих факторов, обусловленных применением средств поражения по объектам экономики;

рациональное размещение производительных сил на территории страны и совершенствование структуры экономики;

подготовка экономики страны к работе в условиях военного времени;

сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования объектов экономики и выживания населения в военное время;

подготовка к восстановлению нарушенного функционирования объектов экономики страны вследствие воздействия основных дестабилизирующих факторов военного времени;

повышение устойчивости управления экономикой страны в условиях военного времени;

создание резерва (запасов) особо важной продукции военного назначения, стратегического сырья, топлива, средств жизнеобеспечения населения, уникального и дефицитного промышленного оборудования, приборов и т.п.

Защита и жизнеобеспечение людских ресурсов экономики

Защита людских ресурсов экономики и населения страны в целом от воздействия поражающих факторов применяемых средств поражения, а также от вторичных поражающих факторов, возникающих вследствие этого применения, являются приоритетными целями и задачами государственной политики.

Основные принципы, способы и средства защиты всех категорий населения (работающие, неработающие, взрослые, дети в зависимости от степени опасности объектов экономики и т.п.) определяются и регламентируются законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской обороны.

Жизнеобеспечение всех категорий населения как и его защита от первичных и вторичных поражающих факторов в условиях военного времени также

важной составной частью государственной политики.

Основными приоритетными задачами, направленными на подготовку и осуществление жизнеобеспечения населения в условиях военного времени являются:

разработка норм и нормативов военного времени по обеспечению населения продовольствием и предметами первой необходимости и подготовка к их реализации с учетом категорий населения (работающие, неработающие, по возрастам), а также характера труда, его значимости и др.;

определение (прогнозирование) потребностей населения по нормам и нормативам военного времени средств и услуг жизнеобеспечения: продовольствия, предметов первой необходимости, электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, коммунально-бытового и других видов обслуживания;

оценка (прогнозирование) возможностей системы жизнеобеспечения населения по обеспечению потребностей населения по нормам и нормативам военного времени и разработка мероприятий, направленных на их удовлетворение;

подготовка мест временного размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого (в случае необходимости) персонала важнейших объектов экономики.

Рациональное размещение производительных сил на территории страны и совершенствование структуры экономики

Рациональное размещение производительных сил на территории страны и совершенствование структуры экономики является важным фактором повышения устойчивости функционирования экономики страны в военное время и снижения ущерба при нанесении ударов по ее объектам, создания более устойчивой структуры экономики, ее отраслевых и территориальных звеньев, промышленных зон и объектов путем дублирования производств, повышения уровня автономности, снижения взаимосвязей и т.п.

В этих целях при разработке прогнозов социально-экономического развития страны, генеральной схемы размещения ее производительных сил, схем развития и размещения отраслей экономики, крупных экономических районов и территорий (субъектов РФ), а также важнейших территориально-производственных комплексов предусматривается:

максимально возможное рассредоточение производительных сил на территории страны с учетом рационального кустования производства важнейшей промышленной продукции в отдельных экономических районах;

дальнейшее наращивание экономического потенциала районов страны, имеющих наиболее низкий уровень концентрации объектов экономики и собственные энергетические и природные ресурсы;

ограничение строительства новых и расширения существующих в районах, наиболее острый дефицит собственных энергетических и ресурсов и наибольшие возможности прекращения или сокращения обеспечения ими в военное время;

создание ресурсосберегающих технологий и менее трудоемких производств;

совершенствование и повышение надежности межрегиональных и хозяйственных связей, а также межгосударственных экономических связей в рамках системы обеспечения коллективной безопасности СНГ;

комплексное развитие экономики субъектов Российской Федерации, обеспечивающее максимальное использование местных ресурсов и производственных мощностей;

обоснование и создание предприятий с рациональными производственными мощностями, исходя из требований научно-технического прогресса, экономической эффективности и с учетом обеспечения повышения устойчивости экономики, ее отдельных звеньев в военное время;

полнота и комплексность использования эксплуатируемых природных ресурсов территории, повышение глубины их переработки и снижение сырьевой составляющей в региональном вывозе;

ограничение развития отраслей и производств, экстенсивно использующих ресурсный потенциал территории или базирующихся на использовании дефицитных для региона ресурсов, а также производств, базирующихся преимущественно на внешних ресурсных поставках;

расширение производства продукции (услуг) массового внутрирегионального потребления на базе ресурсного и производственного потенциала территории;

создание новых и ассимиляция действующих производственных мощностей для выпуска важнейшей продукции, потребности в которой не могут быть обеспечены действующими объектами на необходимом уровне из-за их недостаточной устойчивости;

приближение перерабатывающих (обрабатывающих) производств к источникам сырья;

ограничение роста больших городов, концентрации промышленности и запасов материальных ресурсов в этих городах;

развитие экономически перспективных малых и средних городов, поселков городского типа и крупных сельских населенных пунктов с размещением в них небольших организаций (предприятий), а также филиалов и специализированных цехов крупных организаций, действующих в больших городах;

постепенный вывод из категорированных городов предприятий, баз и складов, перерабатывающих или хранящих значительные количества токсичных, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных веществ, а также сортировочных железнодорожных станций и узлов;

использование подземных пространств городов и горных выработок для размещения оборонных предприятий, важных отдельных производств и цехов, баз государственных материальных резервов, распределительных холодильников, складов жидкого топлива и других объектов экономики;

дублирование объектов и отдельных производств, обеспечивающих выпуск важнейшей народнохозяйственной продукции и оказание услуг и имеющих недостаточный уровень устойчивости при воздействии дестабилизирующих факторов военного времени;

учет изменений современных условий, норм, правил, регулирующих и определяющих отношения между объектами экономики, как в мирное, так и в военное время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: