Требования к современному уроку в контексте ФГОС

Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений.

Таким образом, ФГОС требуют увеличения доли технологичности образовательного процесса в целом.

Слагаемые педагогической технологии (по В.П. Бесналько): - Описание педагогической технологии, ее методологическое, те­оретическое обоснование. - Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конеч­ным результатом обучения. - Конкретизация цели в системе дидактических (воспитательных задач). - Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств). - Проектирование желаемого результата. - Отбор наиболее значимого материала, его структурирование. Определение ценностных компонентов изучаемого материала. - Система диагностических методов (текущий, рубежный, итого­вый, операциональный, промежуточный контроль). Оценка эф­фективности (критерии, показатели). - Система коррекционных мер. - Подготовка преподавателей. - Мотивация учащихся, родителей.
Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Я.А. Коменский 400 лет назад. Он призывал к тому, чтобы обуче­ние стало «техническим», т.е. таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом, сформирована важнейшая идея технологий — гарантированность результата. Механизм обучения, т.е. учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А. Коменский назвал «дидактической машиной», для которой важно отыскать цели, отыскать средства достижения этих целей, отыскать прави­ла пользования этими средствами. В дальнейшем элементы педа­гогической технологии можно найти в работах Песталоцци.

Проследим эволюцию данного понятия «технология» в миро­вом педагогическом опыте. Лет 25 назад технологические поня­тия почти не использовались в отечественной педагогике. Лишь исследователи Т.А. Ильина и М. В. Кларин обращались к вопро­сам педагогических технологий, анализируя зарубежный опыт. Представителей традиционной педагогики пугал производствен­ный термин «технология». Ведь под технологией понимались процессы, при которых происходило изменение объекта. Если выполнялись все условия технологии, то гарантировался резуль­тат. Но педагоги не видели переноса этой категории на педагоги­ческие явления.

Предметом педагогической технологии являются конкрет­ные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого струк­турирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, в том числе с использованием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения.

Контент-анализ определения понятия «педагогическая технология» позволил выявить основные признаки понятия, которые встречаются в большинстве определений:

- процедурное воплощение компонентов педагогического процес­са в виде системы действий (т.е. технология - это процесс, в котором спланирована последовательность действий);

- педагогическая система, представленная в виде наборов педа­гогических приемов;

- проектирование и реализация проекта обучения и воспитания на практике.

Такие определения и выводят на схему: цель - средство - пра­вило - результат.

Тенденции развития общего и высшего образования обусловливают выбор образовательных технологий:

Тенденция Задача Технологии
Переход от обучения к учению Поиск организа­ционных форм освоения содержа­ния образования на основе учения Модульного обучения, балльно-рейтинговой оценки учебных достиже­ний
Изменение задач вузовского образования, связан­ных с большей наукоемкостью образования Организация различных видов деятельности Исследовательская, проектная
Возрастание роли ин­формации в современ­ном мире Организация ра­боты с потоками информации Информационные, включая технологии дистанционного обучения, технология развития критического мышления, проблемного обучения
Возрастание роли командной работы в современном мире Организация группового взаимодействия в образовательном процессе Организации группового взаимодействия, организации дискуссии
Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» Осуществление учения Организации самостоятельной работы, рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля, самообразовательной деятельности
Возрастание роли ком­петентности специа­листов на рынке труда, связанных с усложне­нием задач обществен­ного развития Решение допрофессиональных задач Контекстного обучения: кейс-технология, деловые игры, имитационное моделирование.

 

В учебной и научной педагогической литературе понятия «технология» и «метод» находятся в такой тесной взаимосвязи, что нередко их рассматривают то как синонимы, то как соподчиненные явления, то как составные части целого (технология в методе, методы в технологии). Рассмотрим основные подходы к их определению и специфику их соотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: