Метод, методика, технология

Основные подходы к определению понятий Технология Соотношение понятий
Метод. 1. Путь исследования или познания. 2. Совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. (БСЭ) Важно, что метод всегда имеет определенную структуру, адекватно которой выполняются действия, поэтому именно он является инструментальным генезисом появления технологии, применяемой в образовательной практике. Метод (проблемный метод, метод диалога, метод сотрудничества, тренинг и пр.) определят конкретную форму организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамках создаваемой и применяемой технологии для тех или иных целей (обучения, общения, развития и т.д.)

В самом широком значении под технологией понимают «поэтапную реализацию того или иного метода или принципа пи помощи определенных форм работы. При одном и том же принципе могут быть разные технологии его реализации». Единицей в определении специфики технологии можно считать метод достижения поставленной цели и его структуру, а принцип, которым при этом руководствуются, выводит на теоретический уровень понимания в ходе проектирования системы действий, структура которых адекватна выбранному методу.

Специфика технологий выражается через следующие требования:

Концептуальность – опора на научную концепцию, включающую философское психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование способов достижения образовательной цели.

Системность – логика процесса достижения цели, взаимосвязь его частей, обеспечение целостности и цикличности действий.

Управляемость – возможность проектирования и корректирования.

Воспроизведение системы действий – возможность применения другими субъектами и других однотипных условиях учебных заведений или образовательной среды.

Эффективность в достижении образовательной цели – действенность. (главный признак) Действенность технологии имеет специфические социально-антропологические, стратегические, логические, инструментальные предпосылки и основана на свойстве, которое можно обозначить как способность субъекта образовательного процесса эффективно производить запланированные изменения в соответствии с поставленной целью. В связи с этим феномен технологичности в деятельности субъекта – это эффект «попадания» в поле действий закономерностей достижения поставленной цели, и он проявляется в реализуемой логике осуществления действий.

«Жесткие» технологии – основанные на логическом принципе построения системы действий. Мягкие» технологии – ориентированы на гуманитарный принцип, это системы действий, которые могут адаптироваться к условиям внешней среды и учесть индивидуально-психологические особенности субъектов, сохраняя свои характерные признаки, особенности и свойства

Первая позиция – понятия «технология» и «методика» рассматриваются как идентичные или по крайней мере взаимозаменяемые понятия (Н.Е. Щуркова).

Вторая позиция – понятие «технология» рассматривается как более широкое понятие, чем «методика», которая может быть элементов той или иной технологии. В этих случаях рассматриваются разные уровневые их соотношения.

Третья позиция – частная и конкретная методика рассматривается в рамках более общей технологии. Так, по мнению В.П. Беспалько, диагностическая методика является исходным пунктом разработки любой педагогической технологии.

Четвертая позиция – технология – специфичная составная часть методики. В этом смысле технология является логическим ядром методики, своеобразной ее основой.

Пятая позиция – технология как форма реализации методики.

Шестая позиция – технология понимается как рациональное сочетание нескольких последовательно применяемых операций для получения какого-либо продукта. В этом смысле она становится близкой к понятию «конкретная методика».

Седьмая позиция – на основе одной и той же технологии могут быть построены разнообразные методики, различающиеся задачами и содержанием деятельности, а также тактическими вариациями в использовании отдельных технологических процедур.

Восьмая позиция – сама технология может существовать самостоятельно, независимо от методики, стихийно, если она не «вписывается» в целостную систему организации деятельности, подчиняясь сознательно избранным стратегии и тактике деятельности.

Все они - метод, методика и технология, обладают свойством системности:

- метод, лежащий в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий;

- методика реализуется в образовательном процессе с помощью определенной системы методов и приемов;

- технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментовкой всех действий для ее достижения

Методика. Выступает организующим началом в построении профессионально-педагогической деятельности педагога. Она описывается, как правило, без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели с ее помощью. В отличие от педагогической технологии, основанной на прогностическом знании о механизмах получения желаемого результата, источником появления новой методики чаще всего является обобщение положительного инновационного практического опыта конкретных носителей того или иного способа педагогической деятельности.
Технология. -процедурное воплощение компонентов организуемого педагогического процесса в виде системы действий; -цикл или алгоритм действий субъектов образовательного процесса; -способ реализации конкретного процесса в образовательной практике путем расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются субъектами этого процесса; -конструирование и оценка образовательных процессов при учете человеческих, временах и других ресурсов в достижении эффективности образования и его целей; -возможность построения педагогической системы на основе определенного набора приемов

5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ГЛАВНОЕ: 1. Пути создания и разработки новых педагогических технологий. 2. Порядок действий педагога в построении и описании своей технологии 3. Логика проектирования новой педагогической технологии. 4. Этапы процесса структурно-объектно-ориентированного моделирования 5. Принципы проектирования технологий управления

Значение процесса конструирования новых педагогических технологий для образовательной практики состоит, прежде всего, в поиске наиболее эффективных путей решения педагогических задач, технологическом построении путей решения таких задач с учетом минимальной затраты сил и времени.

Исходя из общего представления, определения и анализа подходов в понимании педагогических технологий, педагогические технологии постоянно обновляются и изменяются по мере развития науки и образовательной практики, педагогических методов, технических средств и различных ресурсов, которые можно использовать для оптимизации образовательного процесса и повышения качества подготовки.

Можно говорить о двух путях создания и разработки новых педагогических технологий.

Первый путь связан с технологической интерпретацией той или иной теории или концепции (социологической, психологической, педагогической и др.), которая позволяет проектировать новые технологии в виде педагогической системы и реализовывать их на практике. В этом случае педагогическая технология выступает средством перевода этой теории, идеи или принципа на язык практических действий педагога. Следовательно, в первом случае возникновение в вузе новой технологии связано с новой инструментовкой реализации известной педагогической теории, принципа или метода.

В качестве теоретической основы может выступать теория содержания образования, теория деятельности, теория развития мышления, теория профессионально-личностного развития (личности, позиции и т. д.) и т. д.

Следует особо отметить, что в пределах одной и той же педагогической теории, например теории проблемного обучения, можно разработать и применять на практике не одну, а несколько технологий. То есть те или иные возникающие новые педагогические технологии могут объединяться одними и теми же теоретическими идеями (проблемного, личностно-ориентированного обучения и др.), на которых основывается и строится та или иная педагогическая система (система обучения, система мотивирования, система психолого-дидактического сопровождения учебного процесса и пр.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: