Данный прием может быть полезен для развития у студентов навыков формулировки сложных и простых вопросов относительно изучаемой информации. Вопросы задаются к прочитанному тексту. Возможна индивидуальная и групповая работа. В этом случае каждая группа может затем выбрать категорию вопросов, по которой другая группа ей будет задавать вопросы.
Форма для стратегии «Риск» может быть составлена следующим образом.
Форма для стратегии «Риск»
| «Сильная» (высокая) | «Слабая» (низкая) | «Зрелая» | |
| Описательно-фактологические | Вопросы, которые требуют однозначного ответа и имеют своей целью выяснить реальную и объективную картину. При постановке вопросов данного типа могут быть использованы такие ключевые слова и словосочетания как: «Что происходило …?», «Как называется …?», «Кто сделал …?», «Какие …?» и т.п. при ответах на эти вопросы не требуется развернутого ответа. | ||
| Интерпретационно-толковательные | Вопросы, которые подразумевают при ответе на них выяснения деталей происходящих событий, их оценки, пояснения. Толкование может быть как объективным (с опорой на научные факты, законы, теории), так и субъективным (на основе собственных эмпирических умозаключений). При постановке вопросов данного типа могут быть использованы такие ключевые слова и словосочетания как: «Что означает …?», «Как вы поняли …?», «Считаете ли вы …?», «Почему вы думаете …?» и т.п. | ||
| Связующие | Вопросы, требующие от отвечающего аргументации с привлечением данных и фактов из обсуждающейся темы. Постановка вопросов такого типа подразумевает развернутый ответ аналитического или синтетического характера. Например: «Каким образом на удовлетворенность влияет проживание на границе пригорода и городских трущоб?» | ||
Прием «Сводная таблица «Плюс, минус, интересно».
В таблице «Плюс, Минус, Интересно» студент отмечает свои субъективные суждения по поводу прочитанного или услышанного. Это позволяет ему оценить как сам текст, так и самого себя.
Форма таблицы «Плюс, Минус, Интересно» может быть представлена следующим образом:
Форма сводной таблицы «Плюс, Минус, Интересно»
| П | М | И |
| Отмечаются ключевые слова или фразы из текста, которые являются наиболее важными, существенными. В эту графу может быть занесена та информация, которая характеризует описываемое явление, предмет, объект с положительной стороны. | Отмечаются те признаки изучаемого предмета, объекта или явления, которые свидетельствуют о его отрицательных сторонах. | Отмечаются факты, теоретические положения, которые для студентов являются интересными, неожиданными. |
Подчеркнем, что особенностью работы со сводной таблицей ПМИ является то обстоятельство, что в нее заносятся данные из изучаемого текста без их интерпретации. Это способствует развитию у студентов культуры корректной работы с информацией без искажения ее смысла.
После заполнения таблицы студенты могут:
- в парах или группах обменяться своими записями (одна и та же информация может у разных студентов быть занесена в любую из трех граф);
- материалы, представленные в таблице ПМИ, использовать как основание для написания письменной работы (например, эссе) по предложенной преподавателем или выбранной самостоятельно тематике;
- записи в графе «Интересно» использовать как отправную точку для более углубленного исследования проблемы, рассматриваемой в тексте (преподаватель предлагает список литературы, дополнительный текст).
Прием «Знаем, Хотим узнать, Узнали».
Часто стратегия ЗХУ применяется с использованием одноименной таблицы:
| «З» Знаем 1. 2. | «Х» Хотим узнать 1. 2. | «У» Узнали 1. 2. | |
| Категории информации А. Б. | Источники информации - | ||
Правила работы с приемом ЗХУ:
1. Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.
2. Перечислите источники информации.
3. Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации.
4. Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.
5. Познакомьтесь с текстом.
6. Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы.
7. Посмотрите нельзя ли расширить список категорий информации, включите в него новые категории.
Прием «Бортовой журнал».
Этот прием также можно использовать при конспектировании прочитанного текста или услышанного сообщения.
Прием «Стратегия ИДЕАЛ».
Это стратегия решения проблем, которая может применяться при работе с текстами и при анализе ситуаций.
| I | И | Идентифицируйте проблему |
| D | Д | Доберитесь до ее сути |
| E | Е | Есть варианты решения! |
| A | А | А теперь – за работу! |
| L | Л | Логические выводы |
1. Идентифицируйте проблемы. Проблема определяется в самом общем виде.
2. Формулировка проблемы в виде вопроса. На втором этапе студенты формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «Как…», и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не», например).
3. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы. Осуществляется посредством «мозговой атаки». Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше.
4. Выбор оптимального варианта(ов). Теперь студенты взвесив все «за» и «против», выбирают лучший(ие) выриант(ы) решения проблемы.
5. Анализ действий для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе студенты анализируют проделанную ими работу.
Лист ИДЕАЛ для решения проблемы
| 1. Какую главную проблему нужно решить? |
| 2. Какая важная информация содержится в прочитанном тексте? |
| 3. Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Какими еще источниками информации можно было бы воспользоваться? |
| 4. Каковы три главных способа решения проблемы? |
| 5. Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему? |






