Прием «Стратегия постановки вопросов «Риск»

Данный прием может быть полезен для развития у студентов навыков формулировки сложных и простых вопросов относительно изучаемой информации. Вопросы задаются к прочитанному тексту. Возможна индивидуальная и групповая работа. В этом случае каждая группа может затем выбрать категорию вопросов, по которой другая группа ей будет задавать вопросы.

Форма для стратегии «Риск» может быть составлена следующим образом.

Форма для стратегии «Риск»

 

  «Сильная» (высокая) «Слабая» (низкая) «Зрелая»
Описательно-фактологические

Вопросы, которые требуют однозначного ответа и имеют своей целью выяснить реальную и объективную картину. При постановке вопросов данного типа могут быть использованы такие ключевые слова и словосочетания как: «Что происходило …?», «Как называется …?», «Кто сделал …?», «Какие …?» и т.п. при ответах на эти вопросы не требуется развернутого ответа.

Интерпретационно-толковательные

Вопросы, которые подразумевают при ответе на них выяснения деталей происходящих событий, их оценки, пояснения. Толкование может быть как объективным (с опорой на научные факты, законы, теории), так и субъективным (на основе собственных эмпирических умозаключений). При постановке вопросов данного типа могут быть использованы такие ключевые слова и словосочетания как: «Что означает …?», «Как вы поняли …?», «Считаете ли вы …?», «Почему вы думаете …?» и т.п.

Связующие

Вопросы, требующие от отвечающего аргументации с привлечением данных и фактов из обсуждающейся темы. Постановка вопросов такого типа подразумевает развернутый ответ аналитического или синтетического характера. Например: «Каким образом на удовлетворенность влияет проживание на границе пригорода и городских трущоб?»

 

Прием «Сводная таблица «Плюс, минус, интересно».

В таблице «Плюс, Минус, Интересно» студент отмечает свои субъективные суждения по поводу прочитанного или услышанного. Это позволяет ему оценить как сам текст, так и самого себя.

Форма таблицы «Плюс, Минус, Интересно» может быть представлена следующим образом:

Форма сводной таблицы «Плюс, Минус, Интересно»

 

П М И
Отмечаются ключевые слова или фразы из текста, которые являются наиболее важными, существенными. В эту графу может быть занесена та информация, которая характеризует описываемое явление, предмет, объект с положительной стороны. Отмечаются те признаки изучаемого предмета, объекта или явления, которые свидетельствуют о его отрицательных сторонах. Отмечаются факты, теоретические положения, которые для студентов являются интересными, неожиданными.

 

Подчеркнем, что особенностью работы со сводной таблицей ПМИ является то обстоятельство, что в нее заносятся данные из изучаемого текста без их интерпретации. Это способствует развитию у студентов культуры корректной работы с информацией без искажения ее смысла.

После заполнения таблицы студенты могут:

- в парах или группах обменяться своими записями (одна и та же информация может у разных студентов быть занесена в любую из трех граф);

- материалы, представленные в таблице ПМИ, использовать как основание для написания письменной работы (например, эссе) по предложенной преподавателем или выбранной самостоятельно тематике;

- записи в графе «Интересно» использовать как отправную точку для более углубленного исследования проблемы, рассматриваемой в тексте (преподаватель предлагает список литературы, дополнительный текст).

Прием «Знаем, Хотим узнать, Узнали».

Часто стратегия ЗХУ применяется с использованием одноименной таблицы:

 

«З» Знаем 1. 2.

«Х» Хотим узнать

1.

2.

«У» Узнали 1. 2.

Категории информации

А.

Б.

Источники информации

-

       

Правила работы с приемом ЗХУ:

1. Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

2. Перечислите источники информации.

3. Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации.

4. Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.

5. Познакомьтесь с текстом.

6. Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы.

7. Посмотрите нельзя ли расширить список категорий информации, включите в него новые категории.

 Прием «Бортовой журнал».

Этот прием также можно использовать при конспектировании прочитанного текста или услышанного сообщения.

Прием «Стратегия ИДЕАЛ».

Это стратегия решения проблем, которая может применяться при работе с текстами и при анализе ситуаций.

 

I И Идентифицируйте проблему
D Д Доберитесь до ее сути
E Е Есть варианты решения!
A А А теперь – за работу!
L Л Логические выводы

 

1. Идентифицируйте проблемы. Проблема определяется в самом общем виде.

2. Формулировка проблемы в виде вопроса. На втором этапе студенты формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «Как…», и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не», например).

3. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы. Осуществляется посредством «мозговой атаки». Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше.

4. Выбор оптимального варианта(ов). Теперь студенты взвесив все «за» и «против», выбирают лучший(ие) выриант(ы) решения проблемы.

5. Анализ действий для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе студенты анализируют проделанную ими работу.

 

Лист ИДЕАЛ для решения проблемы

1. Какую главную проблему нужно решить?
2. Какая важная информация содержится в прочитанном тексте?
3. Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Какими еще источниками информации можно было бы воспользоваться?
4. Каковы три главных способа решения проблемы?
5. Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: