Основные направления деятельности методической службы

20.03.2020

Задание по предмету МДК 04.01

Ознакомиться с лекцией, законспектировать основную информацию в тетрадях для лекций и подготовиться к устному опросу.

Подготовить доклад  по теме «Понятие о методической работе. Цель и задачи методической работы в школе. Направления методической работы» (например, по одному из направлений методической деятельности)

Лекция №2

Тема: Понятие о методической работе. Цель и задачи методической работы в школе. Направления методической работы

План

Методическая культура

Цель и задачи методической службы образовательного учреждения

Основные направления деятельности методической службы

Методическая культура

 Методической культурой должен обладать каждый участник образовательного процесса. Методическая культура учителя состоит из двух компонентов. Первый — это умение разработать практически значимый, конкретный урок, занятие, мероприятие и т. д. Второй — это умение видеть за конкретными материалами, действиями закономерности. Это закономерности и составляют суть методики, педагогической технологии. Отсутствие того или иного компонента сказывается на методике губительно. Так, если нет конкретных материалов, которые другой учитель может взять себе на вооружение, остаются пустые рассуждения и общие слова. Они могут быть правильными и красивыми, но за ними не стоят конкретные действия. Если нет второго компонента (методического обобщения), то материал превращается в простой конспект урока, занятия. Он даже может быть интересен, но другой учитель взять его не сможет. К. Д. Ушинский отмечал, что передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта. Вот эта мысль, обобщающая конкретику и должна составить суть методики, методических рекомендаций. Под методической работой сегодня понимается особый вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых коллективом образовательного учреждения, в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на практике, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса в школе. В последнее время многие работники образовательных учреждений называют методическую работу научно-методической, хотя разница между ними есть. Научной методическая работа становится только тогда, когда образовательной учреждение самостоятельно организует, пусть в небольшом объеме, научные исследования. В этом случае работникам образовательного учреждения необходимо овладеть методикой научного исследования. И только в этом случае возможна организация методической работы в виде кафедр, а не методических объединений.

Цель и задачи методической службы образовательного учреждения

. Цели методической работы.

Методическая служба образовательного учреждения формировалась с целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов. На протяжении почти столетия, в ситуации стабильного функционирования системы образования это служило основной целью работы методической службы. Однако сегодня, в ситуации перехода образования на качественно иной уровень, не менее важной целью становится научно-методическое обеспечение условий работы педагогов и всего образовательного учреждения в режиме развития.

Основные задачи методической службы образовательного учреждения

 · обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации; · выявление педагогических традиций в данном образовательном учреждении;

 · обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;

 ·подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;

 · анализ качества работы педагогов в режиме функционирования;

 · приведение методического обеспечения учебных предметов в соответствие с методическими требованиями, предъявляемым к документам в области образования, учебным планам и программам;

· помощь в профессиональном становлении молодых (начинающих) педагогов;

· организация педагогических поисков новых технологий, форм и методов обучения;

· выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

· повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;

· анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;

· разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;

 · организация взаимодействия с другими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями с целью обмена опытам и передовыми технологиями в области образования и др.

Основные направления деятельности методической службы

К основным направлениям деятельности методической службы относятся:

1. Аналитическая деятельность:

· мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;

· создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);

· изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;

 · выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

· сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;

· изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

2. Информационная деятельность:

· формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

· ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

· ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;

 · информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

 · создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др. 3. Организационно-методическая деятельность:

 · изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

  · прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательного учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

· организация работы методических объединений педагогических работников образовательного учреждения;

 · организация взаимодействия с методическими объединениями других образовательных учреждений;

· участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов образовательного учреждения, элективных курсов для предпрофильной подготовки;

· участие в разработке программы развития образовательного учреждения;

· организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательном учреждении;

 · методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;

 · помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;

· подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения;

 · организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;

 · взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.

3. Консультационная деятельность:

 · организация консультационной работы для педагогических работников образовательного учреждения по вопросам методики преподавания и воспитания;

· популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

__________________________________________________________

 

Примечание.

Понятия «элективные курсы», «профильное обучение»

 

Организация профильного обучения обусловлена выбором модели профилизации. Основные модели определяет Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Например,классы профильного обучения в одной из школ:

  • естественно-математический (11 класс)
  • универсальный с углубленным изучением русского языка и истории (11 класс)
  • гуманитарный (10 класс)
  • универсальный с углубленным изучением математики (10 класс).
  • естественно-физико-математический

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут "поддерживать" изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс "Математическая статистика" поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы "Информационный бизнес", "Основы менеджмента" и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы "Химические технологии", "Экология" и др. в естественно-научном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

Как отмечает Орлов В.А. в статье «Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения», ожидания учащихся в большинстве случаев будут связаны с достижением некоторых метапредметных результатов (например, с освоением способов анализа информации, способов конструирования сообщения, способов совместной деятельности, навыков решения проблем и т.д.). В учебниках по элективным курсам возможно и весьма желательно использовать аппарат обращения к внешкольным источникам информации (включая компьютерные сети) и к образовательному опыту, приобретенному вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально-творческая деятельность).

При проведении элективных курсов проще использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: