Перечень вопросов для самоподготовки к данному занятию:
1. Медицина и проблема смерти: история вопроса.
2. История медикализации смерти. Эволюция отношения медиков к смерти.
3. Психология терминальных больных. Право на правду о последнем диагнозе.
4. Паллиативная медицина. Хосписы
5. Заповеди хосписов, направления деятельности.
6. Реанимация и морально-этические проблемы «управления умиранием».
7. Смерть и умирание как стадия жизни
Одна из многочисленных обязанностей врача и медицины в современном мире – это констатация смерти человека. Заключение, которое делает по этому поводу врач, не только является признанием того, что родственникам не на что уже надеяться, но и выступает в роли юридического документа, дающий начало траурным ритуалам, связанным с погребением покойного, и новым правовым отношениям (имущественным), когда дети становятся сиротами, супруг (супруга) становятся вдовами (вдовцами).
Функция констатация врачом смерти человека нами представляется как естественной и даже самоочевидной, однако, по историческим меркам это явление совсем не давнее, относящееся к середине 19 века. И связано оно, прежде всего с таким явлением как медикализация смерти.
|
|
Толчком к нему послужили панические настроения, продолжавшиеся в разных странах и, особенно во Франции и Германии. «И в искусстве и в литературе и в медицине 17-18 веков царили неуверенность и двусмысленность в отношении жизни и смерти и их пределов. Ф.Арьес в книге «Человек перед лицом смерти» указывает: «Постоянно присутствовала тема живого трупа, мертвеца, который на самом деле жив»; в «Энциклопедическом словаре медицинских наук» (1876 г.) Дешамбр пишет: «Умами всех овладела паника быть похороненными заживо, очнуться ото сна на дне могилы». Дело доходило до того, что многие оговаривали в своих завещаниях проведение после смерти различных тестов (надрезы на конечностях) чтобы удостовериться в смерти, другие заказывали гробы с сигнальными устройствами, средствами эвакуации и т.д.
Важно иметь в виду, что от врача того времени вовсе не требовалось находиться у постели умирающего больного. Напротив врач, удостоверившись, что больному уже ничто не поможет, и вовсе покидал его. Умирающий, чаще имел дело со священником. Более того, когда власти, стремясь совладать с паникой, обязывали врачей устанавливать смерть, столкнулись с сопротивлением медиков. В связи с этим, Ф.Арьес цитирует из статьи «Погребение» «Словарь медицинских наук»: «Врачей редко зовут констатировать смерть, эта важная забота отдана наемным людям, которым чужды знания физиологического человека, врач который не может спасти человека, избегает находиться при нем, и все практикующие врачи, кажется, прониклись аксиомой – не подобает врачу навещать мертвеца».
|
|
Врачей еще с древних времен учили распознавать знаки смерти, знаки не самой кончины, а ее приближение, сразу после их обнаружения врач прекращает лечение. Это мотивировалось опасениями повредить своей репутации или навлечь немилость родственников больного, которого не удалось спасти. Т.е. попытки продлить жизнь пациента, который обречен – неэтичны.
Как бы то ни было ситуация стала изменяться, постепенно медицинская профессия обрела исключительное право и обязанность констатировать смерть человека. В сиднейской декларации (1948 г.) отмечено - «определение времени наступления смерти человека является юридической обязанностью врача и такое положение должно сохраняться».
Другая сторона медикализации смерти является то, что место, где человек расстается с жизнью, является больница.
В результате многие люди, оказываясь рядом с умирающим родственником, просто не знают, что делать и как себя надлежит вести.
Сейчас же с успехами реаниматологии связана еще одна проблема – процесс умирания стал явлением не столько естественным сколько управляемым. Конечно, многие из тех, кто раньше был обречен, живут, но есть и категория больных, для которых смерть это единственное средство избавиться от страданий.
Таким образом, к настоящему времени врачи оказались непосредственно вовлеченными в трагическую и сложную область человеческого существования, и столкнулись с моральными проблемами, с которыми не приходилось сталкиваться традиционной медицине.
Каждый человек, да и его родственники хотели бы умереть с достоинством, если конечно медицина в данной конкретной ситуации беспомощна. Почти любой человек не хотел бы страдать от не излечимой болезни и не хотел бы существовать лишь только благодаря ИВЛ, искусственных средств поддержания жизни и иных технических способов отдаления неминуемой смерти.
Здесь как никогда остро стоит проблема эвтаназии, хосписов и паллиативной терапии.
Хоспис (от англ. hospice) - медицинское учреждение, в котором больные с прогнозируемым неблагоприятным исходом заболевания получают достойный уход и обслуживание. Пациенты хосписов окружены обычными "домашними" вещами, к ним открыт свободный доступ родственникам и друзьям. Медицинский персонал оказывает паллиативную медицинскую помощь: больные могут получать кислород, обезболивающие, зондовое питание и т.п. Минимум врачей и максимум среднего и младшего медицинского персонала. Основная цель пребывания в хосписе - скрасить последние дни жизни, облегчить страдания. Это гуманно и, кроме того, выгоднее экономически, чем лечить терминальных пациентов в условиях отделения интенсивной терапии. На постсоветском пространстве эта проблема не решена, так как всё равно требует значительных вложений, получения лицензии на работу с подлежащими контролю препаратами и т.п.
Слово " хоспис" пришло в английский язык из старофранцузского ("hospice"). Там оно, в свою очередь, образовалось от латинских слов hospes и hospitium ("гостеприимство"). Этим термином с VI века н.э. обозначали места отдыха пилигримов. Из английского языка слово попало в другие европейские языки в XIX веке. [7]