1. Меняйте тактику, если дела идут плохо.
2. Нельзя реагировать на провокацию оппонентов.
3. Не говорите нет ни при каких обстоятельствах
4. Не повышайте голос, говорите спокойно, ровно и тихо.
5. Четко определите для себя позицию оппонента, чего он хочет. Демонстрируйте интерес, даже если Вам не интересно.
6. Побольше молчите и больше слушайте.
7. Используйте юмор, «лирические отступления».
8. Нужно переходить на сторону оппонента и обезоруживать его с помощью вежливых фраз. Например: да, я Вас понимаю, мне Ваша позиция ясна.
9. Признавайте тезисы оппонента, при этом не уступайте. Не говорите ни да, ни нет.
10. Ведите переговоры таким образом, чтобы партнеру было сложно сказать нет.
11. При переговорах своим партнером оказывают знаки одобрения: развернутые позы друг к другу, прикосновение к руке или плечу, кивок головой, одобрительный тон.
Визитная карточка в деловой жизни
В современных условиях трудно представить деловую жизнь без визитной карточки, которая имеет свою историю. Так, например, в дореволюционной России визитные карточки были весьма распространены. Визитная карточка во многих случаях заменяет "удостоверение личности". Обычно она печатается на языке страны, в которой живет владелец карточки, на английском или языке страны пребывания.
|
|
По мнению Д. Ф. Энджел, деловые контакты немыслимы без такого важного атрибута делового этикета как визитная карточка. Визитные карточки имеют очень широкое распространение не только в официальном, но и в неофициальном общении. Основное предназначение визитной карточки - заочно «представить» своего владельца и «действовать» от его имени. Визитные карточки применяются для поздравлений, выражений соболезнования, выражения благодарности, заочного прощания в случае отъезда, представлений кого-либо, приглашений на прием, при перемене адреса. В каждом из перечисленных выше случаев карточка либо прикладывается, либо посылается.
Визитные карточки бывают следующих видов:
• стандартизированная визитная карточка сотрудника фирмы (организации);
• представительская карточка сотрудника фирмы;
• визитная карточка фирмы;
• семейная визитная карточка;
• прочие визитные карточки.
Типовая визитная карточка сотрудника содержит:
- фамилию,
- имя,
- должность сотрудника,
- его полномочия,
- служебный телефон (возможно несколько номеров служебного телефона),
- название фирмы,
- ее почтовый адрес, а также телефон секретариата, телефакс и телекс.
Иногда для некоторых видов должностей, например для страхового агента, указывается домашний телефон.
|
|
Визитная карточка фирмы появилась сравнительно недавно и, как правило, используется в рекламных целях.
В ней указывается:
- полное официальное название фирмы,
- ее логотип,
- почтовый адрес и адрес в Интернете,
- телефоны секретариата, иногда — отдела по связям с общественностью и рекламного отдела,
- направление деятельности фирмы.
Иногда в ней могут размещаться адреса и телефоны филиалов за рубежом.
Визитными карточками фирмы обмениваются во время презентации, на выставках-ярмарках.
Семейная визитная карточка также может быть использована в деловой жизни, например при знакомстве глав семей, находящихся на выездной учебе или отдыхе за счет фирмы. Если фирма направляет своих сотрудников с семьями на работу в зарубежные филиалы, то желательно иметь такую карточку.
На семейной визитной карточке указываются
- имя и фамилия главы семьи (без указания занимаемой должности),
- имя и фамилия его супруги,
- имена детей,
- домашний адрес и телефон.
При деловом знакомстве обмен визитными карточками является обязательной частью.
· Вручают ее так, чтобы текст карточки был сразу прочитан, при этом владельцу визитной карточки следует вслух произнести свою фамилию, чтобы облегчить партнеру ее запоминание.
· Получивший карточку должен, держа ее в руке, прочитать ее содержание, поблагодарить и убрать в кейс или во внутренний карман пиджака, женщины могут положить ее в сумочку. Нельзя убирать визитную карточку в наружный карман.
· Вручается и принимается визитная карточка правой рукой.
· Первым вручает свою визитную карточку младший по должности, если должности равны, то младший по возрасту.
· Если деловая встреча проходит за рубежом, то первыми вручают визитные карточки «хозяева», т.е. представители принимающей стороны.
· Чужие визитные карточки нельзя использовать для записи, мять, складывать и вертеть в руках. Это воспринимается как знак неуважения и пренебрежения.
· Визитная карточка может выполнять функцию письма, например позволяет выразить благодарность. Для этого посылается карточка с буквами P.R. (от фр. pour remercier — «чтобы поблагодарить»); посылаемые карточки запечатываются в обычный конверт.
В мировой бизнес-практике действуют следующие правила оформления визитных карточек, принятые в светском этикете:
· бумага должна быть плотной, высокого качества, размером приблизительно 5 х 8 см (впрочем, размер и шрифт визитной карточки не регламентируются, они зависят от местной практики и вкуса владельца);
· бумага должна быть белого или светлого цвета;
· текст должен быть простым, легко читаемым, шрифт — черного цвета, без золотых напылений, «украшений» и различных экзотических оттенков. Чем проще карточка, тем больше в ней элегантности и достоинства.
· Визитная карточка должна быть отпечатана на русском языке, а на обороте — на английском, французском или языке страны пребывания.
· На визитных карточках, написанных не на русском языке, отчество не указывается, так как в большинстве стран не существует даже такого понятия
Чрезмерно важное значение имеет процедура обмена визитными карточками в Японии. Визитная карточка представляет «портрет» конкретной личности и поэтому обращаться с ней надлежит аккуратно.