Характеристика подвижного состава различных видов транспорта

Термин "подвижной состав" подразумевает совокупность перевозочных средств транспорта.

Железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны локомотивной тяги, моторвагонный подвижной состав (электро- и дизель-поезда, автомотрисы и рельсовые автобусы), а также иной подвижной состав, предназначенный для осуществления перевозок и обеспечения функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Подвижной состав железных дорог подразделяют на самоходный (локомотивы, моторвагонные поезда, специальные самоходные единицы) и несамоходный - вагоны и специальные несамоходные единицы.

Для обеспечения бесперебойности функционирования железнодорожного транспорта и безопасности перевозок подвижной состав железных дорог должен удовлетворять ряду требований, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

Подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.

Все элементы вагонов по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов. Вновь строящиеся вагоны должны обеспечивать безопасное и плавное движение с конструкционными скоростями перспективных локомотивов, моторвагонных поездов, предназначенных для обслуживания соответствующих категорий поездов.

Железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять требованиям габарита, установленного нормами и правилами.

Контейнеры также должны отвечать соответствующим требованиям норм и правил.

Каждая единица подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:

· технический знак ОАО "РЖД";

· наименование владельца подвижного состава;

· идентификационный номер и табличку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки;

· идентификационные номера и приемочные клейма на составных частях в местах, установленных нормами и правилами;

· дату и место производства установленных видов ремонта;

· массу тары (кроме локомотивов и ССПС);

· на локомотивах, МВПС и ССПС - конструкционная скорость, серия и бортовой номер, место (депо) приписки, контрольные надписи об освидетельствовании резервуаров, контрольных приборов и котла;

· на пассажирских вагонах, МВПС и ССПС, на котором предусмотрена перевозка людей, - число посадочных мест;

· на грузовых, почтовых и багажных вагонах - грузоподъемность;

· на крупнотоннажных контейнерах - таблички о допуске к эксплуатации во внутреннем и международном сообщении, а также надписи, идентифицирующие собственника, типаж и специализацию контейнера.

На каждый локомотив, вагон, единицу МВПС или ССПС должен вестись технический паспорт (формуляр), содержащий важнейшие технические и эксплуатационные характеристики.

Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован устройством, обеспечивающим автоматическую идентификацию бортового номера (САИПС).

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся грузовые и легковые автомобили, автобусы, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

В зависимости от назначения различают подвижной состав транспортный и специального назначения.

Транспортный подвижной состав предназначен для перевозки грузов и пассажиров и соответственно делится на грузовой и пассажирский. К грузовому относятся грузовые автомобили, включая седельные тягачи, прицепы и полуприцепы; к пассажирскому — автобусы, пассажирские автобусные прицепы и легковые автомобили.

Подвижной состав специального назначения используют для разных особых работ. В него входят автомобили для поливки и уборки улиц, пожарные, санитарные, автогудронаторы, автомобили с компрессорными установками и др.

Грузовой подвижной состав в зависимости от типа кузовов делится на автомобили:

общего назначения с бортовой платформой;

самосвальные для перевозки навалочных грузов;

специализированные, оборудованные кузовами, специально приспособленными для перевозки определенных видов грузов и для особых условий перевозок (фургоны, цементовозы, панелевозы, цистерны, контейнеровозы и др.).

Грузовые автомобили общего назначения и специализированные в зависимости от грузоподъемности различают:

особо малой грузоподъемности (до 1 т) — для перевозки небольших партий грузов, обычно в пределах города;

малой грузоподъемности (от 1 до 3 т) — для перевозки товаров в торговой сети (доставки товаров населению на дом и в сельском хозяйстве); 

средней грузоподъемности (от 3 до 5,0 т) — для перевозки массовых, грузов промышленных предприятий, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов;

большой грузоподъемности (от 5 до 8 т) — для массовых перевозок по дорогам с твердым покрытием;

особо большой грузоподъемности (свыше 8 т) — для перевозки руды, угля, вывозки породы, работы на крупных стройках и т. д.

Прицепной подвижной состав используют для повышения производительности грузовых автомобилей и снижения себестоимости перевозок. Его делят на прицепы, полуприцепы и роспуски.

Пассажирский подвижной состав

Автобусы в зависимости от габаритной длины делят на особо малые (до 5,0 м), малые (6,0 — 7,5 м), средние (8,5 — 9,5 м), большие (10,5 — 12,0 м) и особо большие сочлененные (16,5 — 18,0 м).

Легковые автомобили разделяют на классы по рабочему объему (литражу) двигателя: особо малый класс (микролитражные автомобили — до 1,2 л), малый класс (малолитражные автомобили — от 1,2 до 1,8 л), средний класс (от 1,8 до 3,5 л), большой класс 3,5 л и выше.

Подвижной состав морского транспорта является основой того, что принято называть морским флотом.

В более конкретном представлении под морским флотом подразумевается совокупность судов, предназначенных для перевозки грузов (и/или пассажиров) по морским путям сообщения.

Морские суда - это дорогостоящие транспортные средства менее стандартизированные, чем железнодорожные или автомобильные. Обычно их строят по индивидуальным проектам. При анализе и учете суда группируются по назначению, характеру перевозок, способу передвижения, материалу корпуса, виду двигателя и некоторым другим признакам.

По назначению суда подразделяются на:

· транспортные;

· специализированные;

· технические;

· служебно-вспомогательные.

К транспортным относятся суда, предназначенные для перевозки грузов (и/или пассажиров), и буксиры для буксировки транспортных судов.

К специализированным - контейнеровозы, лихтеровозы, паромы, ледоколы и т. д.

К техническим - дноуглубительные и дноочистительные суда.

К служебно-вспомогателъным - суда, предназначенные обслуживания транспортного и технического флота.

По характеру перевозок суда подразделяются на:

· пассажирские;

· грузопассажирские;

· грузовые (сухогрузные и наливные).

По материалу корпуса суда подразделяются на:

· металлические;

· деревянные;

· композитные;

· железобетонные.

По видам двигателя суда подразделяются на:

· теплоходы;

· дизель-электроходы;

· суда с турбинными двигателями;

· суда на воздушной подушке и др.

Подвижной состав речного транспорта образует речной флот, который предназначен для перевозок по внутренним водным путям или для выполнения путевых и подсобных работ, связанных с продвижением материальных (пассажирских) потоков.

Структуризация видов судов данной категории осуществляется:

По назначению:

· транспортные,

· технические,

· вспомогательные.

По составу перевозок:

· грузовые (сухогрузные, наливные),

· грузопассажирские,

· пассажирские.

По способу движения:

· Самоходные,

· несамоходные (передвигающиеся при помощи других судов или береговых тяговых средств).

По гидрометеорологическим районам плавания:

· суда плавания "река-море", суда озерного плавания с ограниченным выходом в море, суда рейдового плавания,

· суда для плавания на магистральных реках и больших протоках, суда облегченного типа для плавания по малым рекам и по верховьям крупных рек.

По дальности перевозок и приписке:

· местные (пригородные и внутригородские),

· транзитные.

По материалу корпуса:

· металлические (сварные и клепанные),

· деревянные,

· композитные,

· железобетонные.

Речной флот является важнейшим элементом активной части основных фондов водного транспорта. В некоторых странах его доля превышает 75% их стоимости.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные достоинства и недостатки морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта?

2. Охарактеризуйте технологию работы морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта?

3.Что относится к подвижному составу автомобильного транспорта?

4. Как делят автомобильный транспорт по назначению?

5.Как делят грузовой подвижной состав на речном транспорте?

6. Охарактеризуйте классификацию подвижного состава морского транспорта?

7.Как различаются речные суда по гидрометеорологическим районам плавания?

Тестирование

1. Преимуществом автомобильного транспорта является

а) высокая грузоподъемность транспортных средств

б) доставка грузов "от двери до двери"

в) низкая себестоимость

г) высокая скорость доставки

д) низкая стоимость транспортного пути

 

2. Недостатками автомобильного транспорта являются

а) территориальная универсальность

б) сильное загрязнение окружающей среды

в) низкая себестоимость перевозки

г)высокая трудоемкость

д) доставка грузов "от двери до двери"

 

3. Недостатками железнодорожного транспорта являются

а) высокая капиталоемкость

б) сильное загрязнение окружающей среды

в) высокая себестоимость перевозки

г) высокая трудоемкость

 

4. Недостатком воздушного транспорта является

а) независимость от погодных условий

б) низкая скорость доставки грузов

в) высокие капиталовложения в транспортные пути

г) высокая трудоемкость

д) высокая себестоимость перевозок

 

5. Преимуществами речного транспорта являются

а) низкие удельные затраты энергии

б) кратчайший путь следования

в) низкая себестоимость

г) высокая скорость доставки грузов

д) независимость от погодных условий

 

6. Преимуществами морского транспорта являются

а) высокая провозная способность

б) независимость от погодных условий

в) низкие удельные затраты энергии

г) доставка грузов «от двери до двери»

 

7. Видом транспорта, осуществляющего перевозку «от двери до двери», является

а) железнодорожный

б) внутренний водный

в) автомобильный

г) воздушный

 

8. Узкая номенклатура возможных к перевозке грузов - недостаток транспорта

а) водного

б) автомобильного

в) трубопроводного

г) железнодорожного

 

9. С рыночной точки зрения железнодорожному транспорту присущи признаки

а) сравнительно небольшая себестоимостью перевозок

б) доставка грузов «от двери до двери»

в) достаточно высокой скоростью доставки грузов

г) высокая маневренность подвижного состава

д) всепогодность

 

10. Укажите последовательность видов транспорта по фактору «время доставки» в порядке возрастания

а) автомобильный

б) трубопроводный

в) железнодорожный

г) воздушный

д) водный

 

11. Укажите последовательность видов транспорта по фактору «стоимость перевозки» в порядке возрастания

а) воздушный

б) водный

в) железнодорожный

г) трубопроводный

д) автомобильный

 

 

12. Укажите последовательность видов транспорта по фактору «частота отправлений»

а) автомобильный

б) водный

в) железнодорожный

г) воздушный

д) трубопроводный

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: