Ловкость – способность управлять своими движениями во времени и пространстве, быстро овладевать новыми движениями, способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
В основе методики развития ловкости лежит:
- разучивание новых упражнений,
- выполнение упражнений со сложной координацией движений,
- упражнений в две стороны поочередно (вправо и влево),
- выполнение упражнений в меняющихся, нестандартных условиях (подвижные и спортивные игры).
Ловкость нельзя тренировать на фоне утомления ЦНС.
Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой.
Основные средства развития гибкости – выполнение движений с большой амплитудой:
- активных свободных движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, например маховые движения руками, повторные пружинящие движения (в выпаде, в полушпагате, пружинящие наклоны)
- движения с использованием инерции, например махи ногами,
- движения с доставанием ориентиров (вытянутых рук, ветвей)
|
|
- движения с помощью партнера, помогающего увеличить амплитуду,
- движения с отягощениями с большой амплитудой
- движения с большой амплитудой у дополнительной опоры (у гимнастической стенки, у дерева)
- удерживание растянутого положения (стрейчинг)
Упражнения на гибкость нельзя выполнять без разминки (показатель готовности к упражнениям на гибкость наличие испарины).
Амплитуда или усилие по ходу выполнения упражнения повышается постепенно.
Физическая культура и учеба студентов
Вопросы:
1. Объективные и субъективные факторы обучения.
2. Факторы риска жизнедеятельности студентов.
3. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационной период.
4. Дать краткую характеристику степени переутомления при умственном труде (симптомы, начинающаяся и тяжелая степень переутомления).
Объективные и субъективные факторы обучения.
Выделяют объективные и субъективные факторы обучения.
1. Объективные факторы: среда жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, учебная нагрузка, условия для отдыха.
2. Субъективные факторы: знания, способности, мотивация учения, работоспособность, нервно – психическую устойчивость, индивидуальный темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.
Факторы риска жизнедеятельности студентов.
1) Неспособность реализовать ЗОЖ (недостаточный сон, нерегулярное питание, малое пребывание на свежем воздухе, ограниченное использования средств физической культуры и спорта для восстановления) приводят к неполноценности восстановительных процессов
|
|
2) Сложности адаптации к обучению в вузе непривычные бытовые условия, смена среды общения (жизнь в общежитии, питание в столовой), новые условия учебной деятельности (способы подачи материала, разбивка на семестры). Особенно данный фактор значим для студентов первого курса.
3) Экзаменационный период – причина значительной психологической напряженности и большого умственного напряжения у студентов. Особенно в настоящей сложной социально-политической обстановке (когда от успешного обучения в вузе зависит многое).
4) Резкое снижение физической активности, по причине кажущегося дефицита времени.
Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.
Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.
Под влиянием напряженной умственной деятельности особенно при отсутствии физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, активного восстановления наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течении всего периода экзаменационной сессии.
Отмечено, что работоспособность в период экзаменов у студентов со слабой успеваемостью ниже, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость.
У физически нетренированных студентов работоспособность снижается сильнее, чем у тренированных.
Дать краткую характеристику степени переутомления при умственном труде.
Краткая характеристика степени переутомления при умственном труде.
Симптом | Степень переутомления | |||
Начинающаяся | легкая | выраженная | тяжелая | |
Снижение работоспособности | Мало выражено | Заметно выражено | Выражено | Резко выражено |
Появление ранее отсутствующей усталости при умственной нагрузке | При усиленной нагрузке | При обычной нагрузке | При обычной нагрузке | Без видимой нагрузки |
Компенсация понижения работоспособности волевым усилием | Не требуется | Полностью | Частично | Незначительно |
Эмоциональные изменения | Временное снижение интереса к работе | Временами неустойчивость настроения | Раздражительность | Угнетение, резкая раздражительность |
Расстройство сна | Труднее засыпать или просыпаться | Постоянно трудно засыпать или просыпаться | Сонливость днем | Бессонница |
Снижение умственной работоспособности | Нет | Труднее сосредоточиться | Временами забывчивость | Заметное ослабление внимания, памяти |
Вегетативные нарушения | Временами ощущение тяжести в голове | Часто ощущение тяжести в голове | Временами головные боли, потеря аппетита | Частые головные боли, потеря аппетита |
Спорт
Учебные вопросы:
1. Спорт как часть физической культуры.
2. Спорт как специфическая деятельность.
3. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентом видов спорта и систем оздоровления.
4. Особенности выбора видов спорта и систем оздоровления.
5. Краткая психофизиологическая характеристика основных видов спорта.