Современные подходы и формы организации работы детского художественного творчества

 

Инновационные подходы развития детского художественного творчества диктуют нам ряд установок,которые должны выполняться специалистами досуговой деятельности. Они должны учитывать физические и умственные возможности развития ребёнка.

В своих трудах  русский и советский искусствовед А.В. Бакушинский  вложил немало идей по изучению развития детей в творчестве. Так и в своей книге «Художественное творчество и воспитание. он обосновал гипотезу исследования,  наметил «ясные пути», «определенные приёмы», способствующие художественному воспитанию детей на каждом возрастном периоде развития».[13]

 

Как любой учёный, приступающий к исследованию, А.В. Бакушинский определил гипотезу, соответствующую его видению процесса художественного развития человека на достаточно продолжительном и важнейшем этапе жизни – от рождения до юношеского возраста (до 15–16 лет) в контексте художественной культуры. Его ученики видели в таком широком «возрастном» охвате новизну подхода к исследуемой проблеме.

А.В. Бакушинский исходил из предположения о параллелизме «типичном развитии человека, индивидуальном и родовом, а также и в характере, особенностях обусловленной этим развитием художественной формы, индивидуальной и родовой».

Новизна методологического подхода А.В. Бакушинского к изучению художественного творчества состоит именно в этом – он рассматривал «художественное развитие как процесс формирования мировосприятия, а результат – как внешнее выражение восприятия мира. Такой подход дал возможность ученому исследовать проблемы эстетического и художественного восприятия в единстве с проблемами художественного творчества».[14]

Принципиальными для его теории являются следующие категории: «пространство» и «время», «форма» и «содержание», «художественный образ», «изобразительность». В соответствии с ними он рассматривал эволюцию искусства «примитивных» народов и «детское искусство», к которому относил творчество детей до периода так называемого «кризиса».

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Изменяется содержание, и усложняются функции современного ДХТ и условия формирования и развития ребёнка. И появляется потребность в поиске новых современных подходов и форм организации работы по художественно-творческому развитию детей.

Ведь «художественно-эстетическое развитие – это развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, реализация самостоятельной творческой деятельности детей,становление эстетического отношения к окружающему миру.»[15]

Хочется выделить следующие современные подходы, которые чаще всего используются в работе досуговой деятельности:

1. Личностно-ориентированный;

2.Интегрированный;

3.Системно-деятельностный;

 4. Индивидуальный;

Личностно-ориентированный подход проявляется в ориентации всего педагогического процесса на решение задачи содействия развитию основ личностной культуры ребенка.

Проявляется в построении способов взаимодействия с детьми ориентированных:

1.  На принятие ребенка таким, каков он есть, сотрудничество с ним;

2.  Веру и позитивное развитие ребенка;

3.  Понимание его эмоционального состояния, сопереживание и поддержку;

4.  Признание права ребенка на свободу, инициативу, права выбора;

Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, проявлять инициативу, поддерживать и помогать, давать возможность проявлять себя в творческой деятельности. Нравственно воспитывать и давать возможность ребенку саморазвиваться через изобразительное и художественное искусство.

 «Полихудожественный подход рассматривается как своеобразное   погружение в искусство, предполагающее тесное соприкосновения ребенка с его образами,обогащающими эстетический опыт и развивающими способность восприятия образно-символического языка искусства.»[16]

Включает активизацию эстетических способностей (чувство формы,способность к воображению и преображению формы)и развитие детского художественного творчества.

Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества. Сущность полихудожественного подхода заключается в организации художественного образования детей. Следует проводить беседы об искусстве и применять это на практике, например: посещать картинные галереи, музеи, различные творческие экскурсии. После посещения культурного достояния сделать анализ и рассказать свои впечатления и чему новому изучит нас искусство.

Интегрированный подход. Здесь важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусства на уровне творческого процесса,их следует отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого по их сюжету и содержанию.

 «Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в развитии детей обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием специфических средств выразительности.» [17] То есть, наряду с рисованием, лепкой и аппликацией предлагается заниматься с детьми оформительским искусством.

Системно-деятельностный подход. Ключевым моментом этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

В основе системно-деятельностного подхода в обучении лежит задача научить пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности: ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Поэтому итогом творческого процесса должна стать способность через восприятие многовекового культурного опыта человечества сделать попытку создать свое произведение искусства. Например: рассмотрев картину И. Т. Хруцкого «Натюрморт», обсудив или выразив свое отношение к ней, педагог предлагает создать свое произведение- нарисовать свою картину.

Индивидуальный подход, основан на выявлении индивидуальных различи детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка.

Для осуществления такого подхода нужно внимательно наблюдать за каждым ребенком в процессе его деятельности, выделяя для себя характерное для каждого: что, получается, сделать у ребенка, а что нет.

Необходимо оказывать помощь, если в этом нуждается ребенок, тактично направлять те или иные действия детей.

Роль педагога оказывает детям в процессе творческой работы индивидуальную помощь. Руководитель поощряет инициативу, дает деликатные советы в индивидуальной форме.

Гендерный подход является одним из главных современных подходов в развитии творческой личности. Следует учитывать особенности детей при обучении. Мальчики и девочки имеют совершенно разный взгляд на  досуговую деятельность. Их возможности и способности совершенно противоположны друг другу:

1. У мальчиков эмоции выражаются через действие, а у девочек-эмоции выражаются словами;

2. У мальчиков меньше объем внимания и глубина сопереживания, а у девочек больше объем внимания и глубина сопереживания;

3. У мальчиков игры связаны с физическим контактом, непрерывным действием, а у девочек в играх большую часть времени занимают поочередные действия и скрытая конкуренция;

4.  Мальчики ориентированы на информацию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа, а девочки отдают предпочтение восстановлению контактов;

Как мы видим, рассмотренные современные подходы тесно связаны друг другом, идут по цепочке не прерываясь. Каждый отдельный подход очень важен. Поэтому следует очень внимательно изучить каждого из ребенка, брать инициативу в свои руки и обогащать детей художественным творчеством.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: