Современные формы организации работы детского художественного творчества

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Академик А.В.

Запорожец отмечал: «выразительность детских рисунков – не всегда результат целенаправленных поисков; это может быть интуитивный поиск, обусловленный яркими впечатлениями».[18] Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях педагогов и психологов, в частности Б.П. Юсова, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко. Н.А. Ветлугина сумела синтезировать и описать критерии, характеризующие уровень художественно-творческого развития дошкольников.

Формы организации работы детского художественного творчества:

1.  Игра;

2. Совместная или коллективная творческая деятельность;

3. Творческая деятельность в самостоятельной деятельности;

4. Проектная деятельность;

Игра - основная форма работы с детьми младшего возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.

Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

 «Коллективная творческая деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании детей младшего и старшего возраста, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы.

В самостоятельной творческой деятельности каждый ребенок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце деятельности из детских работ, к примеру, самостоятельно нарисованная картина, сочиненная музыка, написанный стих и т.д. составляется композиция или панно».[19]

Проектная деятельность позволяет педагогам:

1. Расширять образовательные пространства, придавать ему новые формы и развивать у детей восприятие, мышление и воображение;

2. Ориентировать детей на самостоятельную деятельность, выполняющуюся в течение определенного отрезка времени, как правило, совместно с взрослыми;

3. Побуждать ребенка в активной позиции, ставить его в условия, побуждающие стать субъектом деятельности;

4. Направлять детей на решение конкретной проблемы, получения результата и его публичного предъявления;

 «В народной системе культурно-художественной социализации ребенка, большое внимание всегда уделялось обучению детей с самых ранних лет жизненно ценным знаниям, навыкам. К семи-восьми годам ребенок, как правило, владел десятками видов хозяйственно-бытовой деятельности. На этой основе строилась максимальная цель народной системы — помочь растущему человеку в нахождении своего любимого труда, ремесла, вида творческой деятельности».[20]

Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью создавала эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.

В связи с этим стали возникать крупные и малые «формы художественно-эстетического развития: детские и подростковые клубы, студии эстетического развития, объединения фольклорно-этнографического профиля, детские ансамбли (вокальные, вокально-хореографические, вокально-инструментальные), семейные и т.д.»[21]

 «В этом отношении несомненный научный и практический интерес представляют концепция «Школы русского фольклора» как одной из альтернативных форм художественно-эстетического развития подрастающего поколения. Ведущей идеей такой школы является культурно-художественная социализация детей дошкольного и школьного возраста средствами традиционной культуры и искусства, обрядов, обычаев и ремесел».[22]

Организационно-методическая основа учебного процесса в школе предполагает приобщение учащихся к фольклору на фоне их широкого

культурно-эстетического развития, координацию классных (обязательных для всех) и внеклассных или внешкольных (свободно выбираемых) форм

занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создания целостной системы художественно-эстетического развития детей, формирования полноценной сферы для выработки у них художественного восприятия и

их активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приобретает интеграция различных видов народного художественного творчества в учебном процессе.

Реализация проекта школы русского фольклора связана с поиском разнообразных форм добровольного объединения родителей и детей на почве освоения отечественной народной культуры, народных традиций. Не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получат возможность познакомиться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем России.

 

Расширяя формы активного сотворчества детей, педагогов и родителей, основной акцент делается на пробуждение заложенного в сознании генофонда, на разносторонние контакты, общение, взаимоуважение людей, максимальное развитие индивидуальных особенностей, которая присутствует у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.

Опираясь на учебный процесс и сферу дополнительного образования, школа русского фольклора охватывает:

— всех детей, подростков, старшеклассников, имеющих различный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей, вырабатывая у них умение, самоутвердиться, самореализовать себя в тех видах занятий музыкально-фольклорного (инструментального и хорового), декоративно-прикладного и других профилей, которые отвечают сегодняшним реалиям и соответствуют «заказу» социальной среды;

— все возрастные этапы культурно-художественной социализации детей средствами русского фольклора: от раннего детства до периода социальной зрелости;

— все многообразие элементов социальной среды, формирующей художественно-эстетический мир ребенка (семья, межличностное общение вне семьи и школы, разнообразные виды художественно-творческой деятельности в открытой среде, этносоциальные, культурно-художественные процессы в обществе и т.д.).

Ориентация школы русского фольклора на использование национальной культуры, опыта народной педагогики предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных традиций.

По своему содержанию фольклорные традиции располагают большими возможностями для активного воздействия на детей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов в поисковую ситуацию, перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений.

Учебный план школы русского фольклора состоит из основных «Специальных предметов» - по различным видам художественного творчества:

1. Звучащее слово.

2. Русская художественная вышивка.

3. Музыкальный фольклор.

4. Народная хореография.

5. Изобразительное творчество.

Предмет «Звучащее русское слово» практический, требующий индивидуальных занятий.

 «Речь ребенка должна быть не только правильной, она должна быть образна, эмоциональна, искренна, убедительна, свободна. Поэтому на каждых занятиях детям предлагают дикционные упражнения, пословицы, поговорки на гласные и согласные звуки. Они изучают нормы литературного произношения и логические законы устной речи».[23]

Курс «Русская художественная вышивка» ставит целью не только научить девочек вышивальному искусству, но и приучить их легко и профессионально решать вопросы обычного кроя нательной одежды и её оформления. Дети знакомятся с различными народными рисунками, основными видами шва, изготовления различных деталей одежды (воротничок, кармашек, фартучек и т.д.).

Цель курса «Изобразительное творчество» возрождение народных промыслов. Изучение элементов русского орнамента позволит детям сделать аппликации на деталях русского костюма, ложек, предметов быта (досок, тарелок, прялок и т.д.).

 «Курс «Музыкальный фольклор» предполагает развитие специальных музыкальных данных: музыкальный слух (мелодический), чувство метроритма, музыкальную память, воображение. Проводится большая работа над певческими навыками»[24].

Цель курса «Народная хореография» дать широкое представление о русском народном танце, изучить виды русского народного танца, привить детям любовь к нему.

Программой предусмотрены групповые и индивидуальные занятия, которые тесно взаимодействуют между собой.

Задача курса – на практических занятиях освоить основные элементы русского народного танца.

Большое внимание уделяется характеру, манере исполнения отдельных движений и танцевальных комбинаций, т.к. танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, плясках и хороводах обязательно их гармоническое соединение. Поэтому изучение танцевального материала тесно взаимосвязано с песенным.

Таким образом, главной целью «Школы русского фольклора» является развитие эстетического и творческого потенциала личности ребенка.

Основные направления:

-Музыкальный фольклор

-Народные инструменты

-Хореография

-Народно-прикладное творчество.

-Народные инструменты

-Режиссура слова

Еще одной из крупных форм выступает «Школа эстетического развития», которая по своей сути повторяет программу и план «Школы русского фольклора». Цели и задачи идентичны целям и задачам «Школы русского фольклора». Однако, «Школа эстетического развития» отличают

дополнительные предметы, например: этика общения и поведения (где знакомятся с правилами поведения на улице, в обществе, за столом и т.д.).

Фольклорный театр соединяет в себе три вида искусств — музыку, хореографию и режиссуру спектакля. Народная песня должна быть не только исполнена, но и «разыграна» как в настоящем театре. Любая русская песня имеет глубокое образно-смысловое начало. При этом песня как бы превращается в игру или целое действо.

Главными героями становятся дети. Дети вместе с педагогами продумывают:

— художественное оформление (костюмы, бутафория, декорации, световое, шумовое оформление);

— действия и поведение персонажей (играемого им героя);

— планируют мизансцены, хореографию;

Большое внимание уделяется исполнению песен. Песни могут исполнять в хороводе или с движением («Заплетался, плетень», «В хороводе были мы»).

Постановка спектакля в виде сказки и обрядового действа — сложный процесс, требующий немалых умений от детей.

 «На театральных занятиях возможно освоение сказки, выбранной для постановки, в форме импровизации. Качество сценической работы детей зависит от уровня овладения ими некоторыми первоначальными

актерскими навыками».[25] Поэтому в еженедельные занятия включаются упражнения: на выработку актерского дыхания, дикции, координации  движений, скорости реакции, на воображение — т. е. систематически вырабатывать сценические навыки с помощью произведений различных жанров фольклора: скороговорок, считалок, загадок, игр и игровых приговорок.

 «В музыкальном спектакле каждый герой сказки выступает в качестве солиста, т. а ребенок, воплощая своего героя, поет и играет на сцене. Трудность сказочных постановок в том, что дети попадают в условия более сложные, чем при простом, хоровом (коллективном) пении, поскольку каждый исполнитель роли должен овладеть навыками не только хорового, но и сольного пения, а также умением говорить, двигаться по сцене, общаться с партнером, танцевать, т. е. входить в образ героя.»[26]

Следующая форма «Объединения фольклорно-этнографического профиля» – воспитывают молодое поколение несколько иными средствами. Это, прежде всего экспедиционные исследования, изучение местного наследия, открытие музеев своего края или области, где в качестве экспонатов выступают предметы народного быта собранные детьми в экспедициях. Дети изучают историю родного края, организуют при музеях творческие коллективы.

Таким образом, все эти новации призваны способствовать формированию культурно-образовательной личности.

Следует заметить, что существуют и малые формы, такие как фольклорный ансамбль (вокально-хореографический ансамбль, вокально-инструментальный ансамбль), семейный ансамбль, сольное пение.

Главной задачей малых форм является «музыкальное воспитание на основе традиционного народно-песенного и музыкально-хореографического творчества». [27]Конечным результатом таких форм является концертная деятельность, участие в фестивалях, смотрах и конкурсах. Такие мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу художественно-эстетического развития детей.

Приоритетными целями их деятельности являются активизация, пробуждение интереса детей к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре, искусству, содействие раннему выявлению одаренных детей в области традиционных ремесел, разных видов и жанров народного художественного творчества.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: