Понятие детского художественного творчества

КУЛЬТУРЫ»

Факультет социально-культурной деятельности и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория и история СКД»

на тему:: СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ ШКУРИНСКОЙ.

(НА ПРИМЕРЕ муК КДЦ ШКУРИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ)

 

 

Студента 2 курса направления

подготовки 51.03.03 «Социально-

культурная деятельность»

группы СКД/Бак - 18 ЗФО

Мирошниченко П.П.

Подпись ____________________________

 

Научный руководитель:

Павлова Ольга Александрова

д-р филол. наук, доц. кафедры СКД

Оценка _______________________

Подпись______________________

Дата допуска к защите_____________

 

Краснодар

2020


 

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Понятие детского художественного творчества………………………..6

1.2 Современные подходы и формы организации работы детского творчества……………………………………………………………………..11

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В СТАНИЦЕ ШКУРИНСКОЙ

2.1 Изучение эффективных форм детского художественного творчества в ст. Шкуринской……………………………………………………………….26

2.2 Диагностика системы организации детского художественного творчества ст. Шкуринской на примере ДК учреждения………………..…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….38

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время в сфере культуры особое внимание уделяется развитию личности детей, в том числе детского художественного творчества. Именно привитие детей к искусству дает возможность раскрыться и показать свою индивидуальность не только в творчестве, но и в других сферах жизнедеятельности.

Искусство помогает человеку обширно развиваться, ощущать внутреннюю гармонию, понимать окружающих, мыслить иначе и т.д. То, что будет заложено в ребенка в детстве даст свои плоды, когда человек станет взрослым членом общества. Особую роль в отросли культуры, играет система организации детского художественного творчества.

Художественное творчество детей – это, прежде всего, выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе посильной для ребенка художественной форме. Проблема организации детского художественного творчества в сельских поселениях, станицах и поселках городского типа актуальна и на сегодняшний день. Работники ДК учреждений каждый год меняют состав руководителей художественного процесса. Не хватает квалифицированных работников в сфере досуга, профессионального посыла, который необходим для обучения и развития потенциала детей в творчестве. Большое значение имеет заинтересованность детей в художественных процессах. Необходимо учитывать потребности и интересы детей в творческой деятельности, а так же их возможности для того, чтобы определить уровень подготовки ребёнка.

Степень разработанности проблемы. Теоретической основой работы явились исследования по проблеме системы организации детского художественного творчества советского и российского педагога Т.С. Комарова «Детское художественное творчество» 2005г., советского психолога Л.С Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте»1997г., советского учёного-педагога, художника Т.В. Лабунская «Изобразительное творчество детей»1965г, российского музыканта, психолога, педагога, музыкального терапевта В.И. Петрушина «Психология и педагогика художественного творчества»2008г. и т.д

Цель исследования изучить и дать рекомендации по организации детского художественного творчества.

Объектом исследования является детское художественное творчество.

Предметом исследования является система организации детского художественного творчества станицы Шкуринской.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Определить понятие детского художественного творчества;

2.Охарактеризовать современные подходы и формы организации работы детского художественного творчества;

3.Изучить эффективные формы детского художественного творчества ст. Шкуринской;

4.Выявить проблему слабой эффективности работы преподавателей детской художественной деятельности;

5.Провести социологический опрос среди родителей, детей посещающие творческие кружки в ДК ст. Шкуринской;

В ходе решения поставленных задач курсовой работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, методы устранения проблемы в системе организации детского досуга, социологический опрос среди родителей и их детей, для выявления причины данного исследования.

Практическая значимость исследования: разработанные рекомендации, предложения и выводы могут быть использованы в МУК ДКЦ станицы Шкуринской, Кущёвского района, Краснодарского края, для разработки эффективных методик и введения инновационных форм детского художественного творчества.

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Понятие детского художественного творчества.

 

Термин «детское художественное творчество» имеет множество трактовок. «Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других». [1]

 «Процесс художественно-творческого развития состоит из следующих взаимосвязанных звеньев:

1. Накопление опыта эмоционально-эстетического восприятия;

2. Формирование творчества в художественных видах деятельности».[2]

«Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними».[3] Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества

предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада и школы занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.

В. Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства».[4]

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для

этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»[5].

Художественное творчество должно строиться таким образом, чтобы в нем находили отражение задачи – «как эстетические, технологические, так и в области совершенствования трудовых приемов, рациональной организации рабочего места и т.д.»[6]

 «Под художественным творчеством следует понимать деятельность в области искусств, технологии и организации труда, направленную на создание или открытие качественно нового, ранее для данного субъекта неизвестного, посредством специфических художественно-интеллектуальных процедур». [7]

Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей - это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании целое направление в психологии и педагогике отрицало возможность творчества в младшем школьном возрасте. Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития (биогенетическая теория), только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни.   

Поэтому детская продукция, являясь конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом основании, отрицалась необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т. е. полностью отрицалась роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них - признание совершенства художественной деятельности ребенка.

Н.А. Ветлугина считает, что, «открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим». При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина «формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества».[8]

В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного придания самоценности  детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы - понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. «Наметился своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах: равенства, диалога (взрослый учит ребенка, но при этом и сам развивается, воспитывается); соразвития (гармонизации в личности ребенка и взрослого позитивных начал взрослости и детства); единства

этих миров, принятия любого человека, любого возраста таким, каков он есть.В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему мира взрослых только как обеспечение постепенного взросления детей»[9]

 «Ценности мира детства, проявляющиеся в творчестве, важны и для взрослых. Это искренность, правдивость чувств, способность яркого видения образа, легкость «вхождения» в воображаемые ситуации, любознательность, открытость миру, свежесть его восприятия»[10] Осознание необходимости понимать мир детства, уважать и сохранять его ценности, оказывать разумную помощь ребенку в его развитии способствовало появлению целого направления в современной психологической и педагогической науке, исследуемую проблему личностного развития самого педагога в процессе взаимодействия с детьми. Если принять за основу принцип единства мира детства и мира взрослости, где не может быть жестких границ, абсолютной прерывности в развитии личности, то можно сказать, что творчество как один из существенных моментов этого развития несет в себе общие черты в деятельности, как детей, так и взрослых. Так как же определяется творчество в этом случае? «...Есть основание говорить о творчестве в детском возрасте в самом полновесном значении этого понятия». Обосновывая эту позицию, Г. Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. В контексте проблемы развития личности получает новое освещение проблема детского творчества. Понятие творчества оказывается отнесенным не столько к внешним предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта.

«К этим универсальным творческим способностям отнесены: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей,преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование».[11] Они не присущи изначально детям и взрослым, а складываются в процессе развития целостного детско-взрослого человеческого сообщества. Ребенок усваивает их в разных видах деятельности. Они проявляются и формируются в процессе деятельности. Процесс творческого развития детей понимается как процесс освоения этих универсальных способностей. Мера освоения может быть различной. Педагогика должна ориентироваться на развитие у детей этих способностей.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. «Детское творчество по своей сути - подлинное, только находится в начальной стадии своего развития. Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется зрелом растении, только вырастить надо».[12]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: