double arrow

Коммуникативная культура и коммуникативная профессиограмма современного специалиста

М.А. Измайлова, Л.К. Теняева

 

 

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

МОСКВА 2017

 

 


 

 

1


УДК 811.161.1

 

ББК 83.7

И 37

Измайлова М.А., Теняева Л.К. Деловое общение: Курс лекций. – М.: 2017. – 126 с.

 

 

Курс лекций представляет собой учебное пособие, обобщающее теоре-тический, методологический и практический материал разнообразных про-блем в области делового общения.

 

Учебный материал освещает вопросы коммуникативной компетентно-сти современного специалиста, всесторонне рассматривает феномен «обще-ние», вербальные и невербальные средства коммуникации, раскрывает ком-муникативные барьеры и правила их преодоления, рассматривает формы де-ловой коммуникации, характеризует публичное выступление и имидж в де-ловом общении.

 

Для преподавателей и студентов СПО и всех, кто интересуется про-блемами делового общения.

 

 

2





Пояснительная записка

 

Общение является атрибутивным свойством человека, основным спо-собом его жизнедеятельности в обществе. Реализуя свои материальные и ду-ховные потребности, человек посредством общения вступает в разного рода отношения – производственные, политические, идеологические, нравствен-ные и т.д. Умение строить отношения с людьми, находить к ним подход, рас-положить их к себе нужно каждому человеку, в том числе и в области про-фессиональной деятельности. Современные условия предъявляют новые тре-бования к молодому специалисту. Он должен уметь: продуктивно общаться с людьми, психологически грамотно общаться с коллегами, преодолевать ком-муникативные барьеры; выполнять коллективную работу, располагать к себе людей; уметь, учитывая индивидуальные особенности каждого, обеспечивать эффективную коммуникацию членов группы для достижения цели; быть го-товым к возможным конфликтным ситуациям в коллективе и к их устране-нию путем преобразования энергии межличностных или групповых противо-действий в энергию действия в интересах решения стоящих задач.

 

Формирование и развитие данных умений актуализирует необходи-мость всестороннего изучения феномена общения: и как процесса взаимодей-ствия людей, и как информационного процесса, и как отношения людей друг

 

к другу, и как процесса их взаимного влияния друг на друга, и как процесса их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Решение вышеназванных задач, несомненно, важных в области профес-сиональной подготовки будущих специалистов, определяет содержание дис-циплины «Деловое общение» и данного учебного пособия.

 

Главная задача курса лекций «Деловое общение» – помочь студентам овладеть знаниями и умениями в области делового общения и реализовать их в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Пособие выполне-но на основе исследований зарубежного и отечественного опыта по налажи-ванию делового сотрудничества, а также формированию эффективных взаи-моотношений в профессиональной деятельности. Пособие систематизирует имеющийся материал, структурирует его в более удобной и приемлемой для усвоения форме в соответствии с имеющейся учебной программой.

 

Особенностью настоящего учебного пособия является его комплексный характер (деловое и неформальное общение рассматриваются в тесной взаи-мосвязи). Зачастую на практике трудно разделить эти два вида общения и провести между ними жесткую грань. В пособии раскрываются составляю-щие коммуникативной компетентности современного специалиста – «комму-никативная культура» и «коммуникативная профессиограмма», всесторонне


 

 

3


освещается понятие «общение» с опорой на концепцию А.Н. Леонтьева, рас-сматриваются виды и формы общения, его структура и психологические ме-ханизмы, а также стили общения. Материал широко иллюстрируется приме-рами из реальных жизненных и деловых ситуаций в такой форме, в которой эти примеры близки, доступны и легко узнаваемы читателем.

 

После каждой лекции и в конце пособия помещен список литературы, знакомство с которой предоставит студентам возможность более углубленно изучить заинтересовавшие его вопросы.

 

Пособие также содержит примерные варианты аудиторной контроль-ной работы и вопросы для зачета, которые, несомненно, помогут студентам в подготовке к контролю знаний по дисциплине «Деловое общение».

 

Авторы надеются, что данный курс лекций будет полезен не только студентам и преподавателям, но и всем, кто интересуется вопросами делово-го общения, кто постоянно работает над собой и стремится к успеху.

 

Удачи вам!

 

 


 

 

4






Лекция 1. Коммуникативная компетентность специалиста

 

 

План:

 

1. Коммуникативная культура и коммуникативная профессиограмма современного специалиста.

2. Общение как коммуникативная деятельность.

 

3. Структура и средства общения.

 

4. Стили общения.

 

5. Механизмы и принципы общения.

 

 

Коммуникативная культура и коммуникативная профессиограмма современного специалиста

 

Культура современного специалиста невозможна без культуры общения, то есть коммуникативной культуры. Отсутствие ее – болезнь многих совре-менных специалистов, в значительной степени снижающая эффективность их профессиональной деятельности. Именно этим объясняется актуальность дисциплины «Деловое общение» в общей профессиональной подготовке бу-дущих специалистов. Что такое коммуникативная культура вообще и ком-муникативная культура менеджера в частности? Существует множество оп-ределений коммуникативной культуры: от простых (коммуникативная куль-тура есть умение слушать и понимать услышанное) до сложных (коммуни-кативная культура – это интериоризированные паттерны раппортных взаимо-действий на вербальном и невербальном уровнях репрезентации личностных потребностей). Попробуйте, хотя бы ради интереса, перевести второе опре-деление на нормальный русский язык... Мне думается, что в самом общем виде коммуникативная культура может быть определена так: коммуника-тивная культура есть совокупность коммуникативных умений,ставшихорганической частью личности. Это определение, конечно, не совершенно. Его можно понимать узко (культурный человек вежлив «автоматически») или широко. Если коммуникативная культура является совокупностью уз-ких умений и навыков, значит, нужно определить, каких именно умений и ка-ких навыков. Давайте перечислим их. Это даст возможность в каждом кон-кретном случае определить, есть они у человека (менеджера, управленца, руководителя) или нет. Итак, основные коммуникативные умения менедже-ра это:

 

 

1. Умение провести деловую беседу (при приеме на работу, при уволь-нении, при консультировании, при делегировании, при контроле и т.

 

д.).


 

5


2. Умение провести совещание.

 

3. Умение говорить публично.

 

4. Умение вести переговоры.

 

Современный специалист должен в полном объеме освоить коммуника-тивную технику, степень владения которой составляет не едва ли главный критерий профессиональной пригодности. Его профессиональный портрет с учетом владения этой техникой называют коммуникативной профессио-граммой. Иными словами,современный специалист,как профессионал,дол-жен уметь:

 

- формулировать цели и задачи общения;

 

- организовать общение и управлять им;

 

- разбирать жалобы и заявления;

 

- строить вопросы и конкретно отвечать на них;

 

- владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;

 

- вести разговор, деловое совещание и т.п.;

 

- анализировать конфликты и разрешать их;

 

- доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и решений, вести беседу, дискуссию, диалог, спор, переговоры;

- с помощью слова осуществлять психотерапию, снимать стресс, избав-лять собеседника от чувства страха, корректировать его поведение и оценки.

Умение говорить и быть понятым правильно, слышать и понимать, не-навязчиво убеждать, создавать доверительные отношения, не заигрывая с партнером по общению, искренне сочувствовать ему – все это элементы ком-муникативной профессиограммы.

 

Для того чтобы освоить коммуникативную профессиограмму современного специалиста, следует начать с изучения ее теоретической основы - феномена «обще-ние».

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: