Общение порождает ряд социально-психологических механизмов, та-ких как заражение, подражание, внушение, убеждение, мода.
Заражение –это бессознательный,спонтанный переход личности в оп-ределенное психическое состояние. Он происходит вследствие психического воздействия на эту личность эмоционального заряда, чувств, страстей другой личности в условиях непосредственного контакта.
Внушение –это активное воздействие одного субъекта на другого.Внушение осуществляется в основном вербально, но адресовано не логиче-скому мышлению, а эмоциональному миру человека и рассчитано на его го-товность получить соответствующую установку. Этот метод общения на-правлен на то, чтобы слушатель принял сообщение без каких-либо обосно-ваний и доказательств, как бы на веру.
Метод наиболее эффективен, если коммуникатор обладает целым рядом качеств: 1) пользуется авторитетом, популярностью, уважением, доверием у собеседника; 2) имеет яркие внешние данные: выразительный голос, впечатляющую внешность, хорошую дикцию; 3) умеет вызнать стремление к самоутверждению, жалость, иногда даже страх; 4) умеет «транслировать» энергию воли – передавать ощущение силы, авторитета, уверенности в себе, высокой организованности; 5) воздействует на ме-ланхоликов.
|
|
Метод эффективен в ситуациях, в которых отсутствует сопротивление внушающему воздействию: 1) экстремальных (стрессовых, аварийных); 2) при жестком лимите времени; 3) при возникновении паники; 4) в общении
с людьми эмоциональными, не уверенными в себе, склонными к подчине-нию; 5) в общении с женщинами меланхолического и флегматического темпераментов, с людьми обоего пола, имеющими невысокий уровень об-разования и интеллектуального развития.
17
Метод неэффективен: 1) в общении с интеллектуальной элитой; 2) с мужчинами, имеющими выраженные способности к лидерству; 3) при об-суждении нестандартных проблем, требующих творческого решения.
Убеждение –это и процесс,и результат целенаправленного воздейст-вия, оказываемого с целью трансформировать некоторые сообщения одного человека в систему воззрений другого. Этот способ делового общения заклю-чается в том, что, формулируя какое-либо сообщение коммуникатор логи-чески обосновывает это сообщение, чтобы добиться согласия партнера по общению со своей точкой зрения. При этом сообщение формулируется в соответствии с правилами логики и содержит тезис и аргументы, на осно-вании чего делается вывод об истинности сообщения. Аргументациядолжна быть логически совершенна, аргументы – не слишком громоздки, доказательства – не усложнены. Не будьте многословны. Коммуникатор об-ращается к разуму и здравому смыслу людей.
|
|
Метод убеждения наиболее эффективен: 1) для работников, имеющих довольно высокий интеллектуальный и образовательный уровень; 2) для сангвиников, холериков, флегматиков (меланхолики нуждаются не столько в убеждении, сколько в эмоциональной поддержке); 3) при равенстве в профессиональных знаниях и опыте общающихся; 4) при соответствии со-держания и формы убеждения уровню развития личности, ее индивидуально-сти; 5) при наличии заинтересованности партнера по общению в осмысле-нии адресовано ему информации.
Убеждение не «работает», если: 1) партнеры имеют разные жизнен-ные ценности; 2) партнеры имеют разный интеллектуальный и профессио-нальный уровень; (в 1 и во 2 случае более эффективен приказ); 3) необходи-мо срочно принять какое-либо решение при лимите времени (например, при аварии); 4) коммуникатор плохо владеет аудиторией, не умеет говорить или страдает дефектом речи.
Принуждение – это метод,основанный на использовании адми-нистратором своей официальной власти. Принуждение выражается в при-казах, распоряжениях. Метод эффективен: 1) при нарушениях трудовой дисциплины; 2) невыполнении заданий; 3) как правило, по отношению к злостным нарушителям и дезорганизаторам. Следует, однако, воздержи-ваться от излишне частого применения этого метода, так как неоправданно жесткий административный стиль управления может вызвать конфликты в коллективе, повышенную текучесть кадров, безразличное отношение ра-ботников к своему делу.
18
Подражание –это воспроизводство одним человеком определенныхобразцов поведения, манер говорить и т.п. другого человека. При подражании почти всегда перенимают стиль работы, умение держаться, вести разговор, отношение к работе и даже манеру поведения, безотносительно к тому, по-ложительные или отрицательные образцы поведения демонстрирует лидер.
Мода –некритичное копирование манеры одеваться,говорить и дер-жать себя наподобие всевозможных кумиров (хиппи, панки и т.п.).
Основными этико-психологическими принципами делового общения являются:
1. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности.
2. Принцип полномочий и ответственности. Каждый работник долженчетко знать свои обязанности и права. Так, руководитель обязан строго опре-делить социальный, служебный и персональный статусы своих сотрудников. Служебный статус – это регламентация служебных прав и обязанностей ра-ботника, а также оценка личностно-деловых его качеств, в соответствии с ко-торыми должны использоваться его квалификация и опыт. Персональный статус – это мера удовлетворенности работника своими отношениями с кол-лективом.
3. Принцип поощрения и наказания. Известно,что всякий человек стре-мится к самоутверждению, к признанию его в профессиональной среде. По-этому руководитель должен уметь видеть не только наиболее активных и добросовестных работников, но и отмечать все, даже скромные, успехи. Но-визна и «штучность» поощрения – мощные стимулы развития творческой ак-тивности сотрудников. Ног наказание не может быть главенствующей мерой воздействия, и применять его нужно строго в соответствии в проступком. И крайне важно помнить, что оценке подлежит поступок, а не личность. А.Ю. Панасюк в книге «Управленческое решение» предлагает следующую схему разговора руководителя с провинившимся подчиненным:
1) высокая и объективная оценка личных и деловых качеств сотрудни-ка, что порождает у него положительные эмоции;
2) объективный анализ причин проступка подчиненного, что вызывает
у него отрицательные эмоции;
|
|
3) выражение уверенности в том, что подобное не повторится, и это вновь должно вызвать положительные эмоции.
4. Принцип рационального использования рабочего времени –включаетпринципы:
19
– приоритетов: распределять дела в порядке их значимости и начинать
с самого существенного;
– Парето: в процессе работы за 20% расходуемого времени достигается 80% результатов, а за остальные 80% – лишь 20%.
Итак, культура делового общения – это высокий уровень умения об-щаться в деловом мире. Она предполагает:
1. Высокую коммуникативную культуру, то есть искусство говорить (в том числе публично) и слушать.
2. Умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера.
З. Умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффек-тивного взаимодействия на основе обоюдных интересов.
Стороны делового общения взаимосвязаны: умение правильно воспри-нимать и принимать партнера или аудиторию помогает найти нужные дово-ды, а владение ораторским искусством – их изложить. Все это необходимо для успешногo делового контакта, в ходе которого проявляется умение взаимодействовать с партнером: преодолевать барьеры в общении, занять нужную психологическую позицию, выйти на соответствующий уровень общения и т.п. В идеале деловой человек должен равно владеть всеми сто-ронами общения в деловом мире.
Литература: 3, 5, 22, 33, 34, 35, 36, 37, 38.