Понятие и типы конфликтогенов
80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происхо-дит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возник-новении конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (или без-действие), могущие привести к конфликту.
Большая опасность проистекает из-за игнорирования очень важной за-кономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на кофликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликто-геном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Закономерность эскалации конфликтогенов можно объяснить следую-щим образом. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет ком-пенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтобы он впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. Игнорирование закономерности эскалации конфликтогенов – это прямая дорога к конфликту:
|
|
Схема конфликта
Конфликтоген | Более сильный | Еще | более силь- | Конфликт |
конфликтоген | ный | конфликто- | ||
ген |
25
Эта схема помогает понять, почему 80% конфликтов возникает само-произвольно, без всякого желания всех, ставших участниками конфликта. Первый конфликтоген часто появляется ситуативно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов. И вот уже конфликт налицо.
Эта схема подсказывает и пути предотвращения конфликтов.
Правила бесконфликтного общения:
Правило 1. Не употребляйте конфликтогенов.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Правило З. Проявляйте эмпатию к собеседнику.
Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Типы конфликтогенов
Конфликтогены подразделяются на следующие типы: 1) стремление к превосходству; 2) проявления агрессивности; 3) проявления эгоизма.
1. Стремление к превосходcтву.
– прямые проявления превосходства:приказание,угроза,замечание илилюбая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.
– снисходительное отношение,т.е.проявление превосходства,но с от-тенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Как можно этого не знать?», «Неужели вы не понимаете?», «Вы умный человек, а посту-паете...». Одним словом забвение известной мудрости: «Если ты умнее дру-гих, то никому не говори об этом». Конфликтогеном является и снис-ходительный тон;
|
|
– хвастовство:восторженный рассказ о своих успехах,истинных илимнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна;
– категоричность, безапелляционность являются проявлением излиш-
ней самоуверенности и предполагает превосходство и подчинение себе собе-седника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в част-ности такие, как «Я считаю», «Я уверен». Вместо них более безопасно упот-реблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что...»;
– навязывание своих советов. Есть правило:давай совет лишь тогда,когда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства;
– некорректное отношение к собеседнику,повышение голоса – все этодемонстрирует чувство превосходства говорящего над слушающим;
26
– утаивание информации. Информация – это необходимый элементжизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги;
– нарушения этики:намеренные или непреднамеренные;
– подшучивание:обычно его объектом становится тот,кто по каким-либо причинам не может дать достойный отпор;
– обман или попытка обмана – есть средство достижения цели не-честным путем, что является сильнейшим конфликтогеном;
– напоминание (возможно и непреднамеренное)о какой-то проигрыш-ной для собеседника ситуации;
– перекладывание ответственности на другого человека.
2. Проявления aгpecсивноcти.
Человек с повышенной агрессивностью конфликтен, является «ходя-чим» конфликтогеном. Человек с агрессивностью ниже средней рискует до-биться в жизни намного меньше, нежели он достоин.
Ситуативная агрессивность возникает как ответ на внутренние кон-фликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть не-приятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также ответная реакция на полученный конфликтоген. В психологической науке это состояние обозначено как фрустрация. Оно возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Защитные реакции при фрустрации связаны с проявлением агрессивности. Фрустрация нередко становится причиной неврозов.
З. Проявления эгоизма.
Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», обозначающий «я». Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя, обычно за счет других, и эта несправедливость служит, конечно, почвой для конфликтов.
Понятие о конфликте
Конфликт –это столкновение противоположно направленных целей,интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей. В ос-нове любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или cpедствa их достижения, либо несовпадения интересов, желаний, влечений оппонентов
и т.д. Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим инцидент (повод), ко-гда одна из сторон начинает действовать, ущемляя, пусть даже неумышлен-но, интересы дрyгой стороны:
Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент
27
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для кон-фликта. Он приводит к конфликту только при наличии противоречий, жду-щих своего разрешения. Инцидент может спровоцировать любое неосторож-но сказанное слово, какое-то действие. Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту,при этом конфликтные ситуации предпола-гаются независимыми, не вытекающими одна из другой.
|
|
Схема разрастания конфликта
Противеречие 1 + Инцидент1 → Конфликтная ситуация1
Конфликт: м/личностный → м/групповой → общеколлек-
тивный
Противеречие 2 + Инцидент2 → Конфликтная ситуация2
Разрастание конфликта (м/личностный → м/группповой → общекол-лективный) объясняется тем, что участник конфликта ищет поддержки у ок-ружающих, «вербует» себе сторонников. Особенно стараются привлечь на свою сторону руководителя. Исходный конфликт «обрастает» новыми, отра-жающими интересы новых участников и противоречия между ними.