Публичная речь как диалогическая форма коммуникативной деятельности

 

Первый вопрос для большинства начинающих ораторов заключается не

 

в наличии их способности к публичному выступлению, а в том, что сказать и как выразить свои мысли. Без способности организовать мысль посредством слова человек не мог бы рассуждать и развиваться как организованное соци-альное существо.

 

Существует полная взаимосвязь психики и речи. Не только побужде-ния, которые вызывают и направляют речь, но и ее влияние на слушателя и самого оратора столь же глубоки, как человеческий характер и мысль.

 

Для публичного выступления требуются те же данные, что и в обычном разговоре. Большинство ораторов, когда приходится обращаться к аудитории, считает необходимым вести себя так, словно успех зависит от того, насколь-ко далеки будут их язык, жесты, голос от обычных, приобретенных за годы разговорной практики.

 

На публичную речь в наше время уже не смотрят как на изящную сло-весность, она – средство к цели, а не самоцель.

Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного со-ответствия с обстановкой выступления.

 

Если пронаблюдать за непринужденной беседой двух–трех интелли-гентных людей, занятых обсуждением интересной темы, можно заметить прямолинейность, вспыхивающий взор, яркую интонацию; мимика, движе-


 

 

107


ния головы, плеч, рук подчеркивают их разговор. Закрыв глаза и прислушав-шись к звукам голоса, мы отметим диапазон их высоты, звучности, ритмиче-ский характер, то есть богатую вокальную мимику, в которой отмечены наи-более значимые места в беседе громче произносимыми словами на фоне сдержанного звучания. Слышится волнение, участие, захватывающий инте-рес обсуждаемой темы…

 

Перед аудиторией в публичном выступлении те же участники чаще те-ряют воодушевление и ощущение силы. Голос становится монотонным, сла-бым, фразы неубедительными, взгляд направлен поверх голов слушающих или в окно. Будущий оратор должен найти интерес в своем выступлении и передать его слушающим.

 

Обращенные лица слушателей с выражением ожидания, которые вна-чале нагоняют страх, впоследствии станут вызывать подъем, ощущение уве-ренности. Необходимость говорить громче вызовет чувства связанности и поднимет эмоциональный строй речи.

 

Необходимость изложения в публичной речи придает ей исчерпываю-щий характер. Кроме того, разговорный обмен мнениями только внешне от-сутствует во время публичного выступления. Если оратор действительно бу-дет обращаться к публике и говорить со слушателями, а не при них, он по-чувствует, как возникает взаимное общение.

 

Чтобы придать речи характер публичного выступления, понадобится лишь несколько простых приемов:

 

– старайтесь избегать нарочитых манер заправского говоруна;

 

– держитесь попроще, если обстановка более или менее неофициальная (например, на деловом совещании нет необходимости говорить стоя);

– язык будет проще, если Вы хорошо знакомы со слушателями (называя их по имени и отчеству);

– необходимы знания предмета выступления.

 

Принято считать, что публичная речь относится к монологической форме общения. Это имеет место, если слушателя нет в прямом контакте, то есть в радио- и телетрансляции. Если речь реализуется в непосредственном психологическом контакте, то такой контакт предусматривает психологиче-ское взаимодействие между тем, кто произносит речь и тем, кто ее слушает, воспринимает. В этом случае имеет место диалог.

 

Восприятие публичной речи – это форма коммуникативной деятельно-сти – слушание. Оно характеризуется трехфазностью:

 

1. Побудительно-мотивационная – зависит от инициатора общения.


 

108


2. Аналитико-синтетическая – процесс обработки поступающей ин-формации из публичного выступления.

3. Результирующая – продукт слушания, то есть те выводы, к которым пришел слушатель.

Публичное выступление выполняет роль своеобразной психолингви-стической программы управления мыслительными и волевыми процессами слушателей, а также средством управления их эмоциональным состоянием.

 

Поэтому оратор должен хорошо понимать, что публичное выступление оказывает воздействие на внимание, память, мышление слушателей, вызыва-ет определенный отклик на мысли, изложенные в речи, и тем самым побуж-дает работу воображения и создает основу для интереса и возникновения кооперативного сотрудничества в коммуникативной деятельности оратора и слушающих его выступление.

 

Принцип кооперации был сформулирован преимущественно к услови-ям устного диалогического общения и распространяется и на текстовую ком-муникацию через публичное выступление. Этот принцип регулирует количе-ство и качество информации речевого общения. Выступающий перед аудито-рией не должен скрывать нужную информацию, принципиально важную для принятия решений по обсуждаемой проблеме, ее осмысления. Качественный аспект этого принципа запрещает выдачу ложной или непроверенной инфор-мации, направляющей на выводы, не соответствующие действительному по-ложению дел и успешности деятельности.

 

Принцип коммуникативного сотрудничества состоит из правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Можно столкнуться с ситуацией, когда в диалоге со слушателями, выступающий хо-тел сказать многое, но не смог. Этому препятствовала чрезмерная речевая ак-тивность оратора, которая даже не приблизила к обозначению главных пози-ций выступления.

 

Такая ситуация может спровоцировать вторжение в публичное выступ-ление слушателей. Умением слушать отличается далеко не каждый, и неред-ко диалоги со слушателями представляют собой смену коммуникативных ро-лей, основанную на произвольном вторжении в чужую речь. Вот почему к публичному выступлению необходимо вдумчиво готовиться заранее.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: