Для того чтобы публичное выступление было максимально эффектив-ным, необходимо знать алгоритм подготовки к выступлению и его компози-ционно-технологическую структуру (таб. 3).
109
Подготовка к публичному выступлению включает следующие этапы:
1. Выбор темы и конкретизация ее названия.
2. Постановка цели.
3. Сбор материалов и их изучение.
4. Введение.
5. Развитие главной части речи.
6. Выработка собственной позиции.
7. Заключение.
8. Репетиция выступления.
1. Выбор темы может быть связан с задачами организации,быть ча-стью определенной программы или выбирается произвольно. Конкретизация названия будущего выступления всегда является творческим этапом, опреде-ляется особенностями подобранного материала и формулируется согласно авторскому замыслу.
При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:
– определить степень ее актуальности для будущей аудитории, то, на-сколько тема знакома и доступна для понимания слушателями;
|
|
– выбирайте тему, которая связана с вашим личным опытом и по кото-рой вы сможете в случае необходимости получить дальнейшую информацию;
– формулировка темы должна быть лаконичной, четкой, носить суть излагаемой проблемы;
– она не должна быть ни очень простой, ни очень сложной.
2. Постановка цели –важный фактор подготовки к публичному высту-плению, от которого зависит его эффективность. Осмысленная и четко сфор-мулированная цель общения – движущая сила выступления. Важно опреде-лить, хотите что-то объяснить, описать, рассказать или заставить слушателей изменить свое мнение, убедить их что-либо сделать? Любое устное выступ-ление побуждает к конкретным действиям, оказывает воспитательное воздей-ствие, то есть убеждает. Убеждение – основной способ воздействия, направ-ленный на изменение мнений и установок, на активное усвоение излагаемого материала.
Чтобы получить ясное представление, чего вы намерены добиваться, изложите в письменном виде ваше намерение в форме целого предложения.
3. Сбор материалов и их изучение –необходимое условие подготовки.Оно характеризует особенности индивидуального подхода к изучению и ана-лизу выбранной темы. Сбор материала – процесс синтетический, поскольку оратор параллельно работает над несколькими источниками. Важным являет-ся и использование личного опыта. Введение в текст наглядных примеров
110
способствует лучшему пониманию проблемы, повышает заинтересованность слушателей. Выступление делает объективным упоминание точек зрения многих авторов, сопоставление их. Нельзя игнорировать приходящие письма, если обратная связь имеет место. К источникам информации при сборе мате-риалов относят и публицистические материалы средств массовой информа-ции.
|
|
4. Введение должно вызывать интерес у слушателей,поэтому можноподготовить несколько вводных замечаний, сформулировать и пояснить ваше намерение.
5. Развитие главной части речи характеризуется детальной содержа-тельностью и наибольшим воздействующим эффектом на аудиторию. Логика изложения становится целью композиционного оформления выступления.
Убедительная логика изложения материала – основное средство влия-ния на аудиторию. Можно использовать следующие методы логической ор-ганизации материала:
– концентрический – изложение строится вокруг единого центра про-блемы;
– ступенчатый – последовательное раскрытие проблемы с анализом ка-ждой ее части;
– исторический – используется в выступлениях на историческую или биографическую тему.
Развитие главной части выступления включает следующие аспекты:
– план и вспомогательные данные должны быть ясны и интересны;
– выбрасывайте все, не имеющее отношение к вашей цели;
– дайте определения непривычных терминов;
– используйте как можно больше конкретных примеров;
– приводите в случае необходимости высказывания сведущих лиц;
– задавайте вопросы, чтобы подчеркнуть переход от одной мысли к другой;
– проверьте, подкрепляют ли основные тезисы ваш замысел.
6. Выработка собственной позиции –этап определения личного отно-
шения к теме выступления. При его формировании необходимо учитывать весь спектр точек зрения по данной теме. Ваша позиция только тогда эффек-тивно воздействует на аудиторию, если она подкреплена убедительными до-водами в пользу конструктивного решения проблемы.
7. Заключение –завершающая стадия выступления,несущая большуюлогическую и психологическую нагрузку. Оно должно кратко обобщить ос-новные идеи, закрепить и усилить общее впечатление, подвигнуть слушате-
111
лей к собственным рассуждениям и выводам. Этому служат удачно подоб-ранные цитаты, иллюстрации вашего замысла. Применяется комплекс итого-вых слов и выражений – «таким образом», «словом», «итак», «в итоге» и т.д.
8. Репетиция выступления необходима для преодоления скованностипри встрече с аудиторией. На репетиции продумывается и проговаривается весь текст, его отдельные фрагменты. Репетировать лучше вслух, контроли-руя время по часам. Желательно предварительно осмотреть аудиторию, про-верить освещение и микрофон, удобна ли для вас трибуна. Перед выступле-нием необходимо отдохнуть, сосредоточиться на предстоящем общении с людьми.
Таблица 3
Композиционно-технологическая структура публичной речи
Элемент | Назначение | Цель | Приемы и | |||||
средства | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Вступление | ||||||||
Зачин | Подготовить | Завладеть вниманием. | Рассказать | что- | ||||
аудиторию | к | Возбудить | интерес. | нибудь удивительное | ||||
восприятию | Заставить | слушать. | (случай, факт, исто- | |||||
сказанного | Вызвать | доверие. | рию). Сделать юмо- | |||||
Дисциплинирован- | ристическое | замеча- | ||||||
ность | ние, обращение и пр. | |||||||
Завязка | Поставить | Показать | актуаль- | Вызвать сопережива- | ||||
проблему | ность темы. Выявить | ние, ссылаясь на па- | ||||||
противоречие. Объ- | радоксальную ситуа- | |||||||
яснить тезис. Заин- | цию, драмы идей и | |||||||
триговать новым | людей и т.д. | |||||||
Изложе- | Довести план | Обеспечить | понима- | Затронуть | интересы | |||
ние | ние. Наметить пер-
| слушателей ссылками | ||||||
спективу. | Озадачить | на социальные зада- | ||||||
слушателей | чи, документы и пр. | |||||||
Главная часть | ||||||||
1 вопрос | Представить | Раскрыть | основное | Определить | понятие, | |||
предмет обще- | понятие. | Показать | дать трактовку, опор- | |||||
ния | структуру | (элементы | ную схему, сигнал, | |||||
и связи) | образ | |||||||
2 вопрос | Довести сущ- | Выдвинуть | тезис и | Опровергнуть доказа- | ||||
ность до | по- | обосновать | новое. | тельства, | приводя |
112
нимания | Дать оценку элемен- | мнения, | аргументы, | ||||||
тов. | Опровергнуть | факты и т.д. | |||||||
антитезис | |||||||||
3 вопрос | Дать установ- | Связать | теорию с | Привести | данные | ||||
ку на деятель- | жизнью (практикой). | экспериментов, | пока- | ||||||
ность | Предложить решения | зательные | примеры, | ||||||
официальные | уста- | ||||||||
новки | |||||||||
Заключение | |||||||||
Напо- | Закрепить | Напомнить | основной | Возвратиться | к | про- | |||
минание | мысль | тезис. Дать понять, | блеме. Повторить са- | ||||||
что мысль | доказана. | мый | сильный | аргу- | |||||
Усилить впечатление | мент, факт. Привести | ||||||||
крылатую | фразу, | ||||||||
мудрое изречение | |||||||||
Обоб- | Убедиться, что | Подвести к заключе- | Подытожить | сказан- | |||||
щение | цель достигну- | нию. Добиться одоб- | ное | эмоционально, | |||||
та | рения | и | принятия | ярким примером, ци- | |||||
мысли | татой | ||||||||
Пожела- | Направить | Поставить | задачи. | Обрисовать | перспек- | ||||
ние | деятельность | Мобилизовать. Сори- | тивы. Высказать при- | ||||||
ентировать. Призвать | зыв, лозунг |
5. Элементы ораторского искусства и их психологическая основа В психологическом аспекте для эффективного управления эмоциональ-
|
|
ным состоянием слушателей необходимо:
– использовать экспрессивные средства, усиливающие эмоции и при-дающие им определенную «направленность» (см. лекцию 3 «Вербальное об-щение»);
– соблюдать правила говорящего и слушающего, необходимые для реа-лизации диалогического принципа общения (там же);
– учитывать невербальные сигналы, несущие до 55% информации (см. лекцию 4 «Невербальное общение»).
Для того чтобы воздействие было эффективным оратору необходимо посоветовать следующие приемы:
1) сделайте вид, что рады всех видеть;
2) слова произносите с силой, убедительно, не меняя частоту голоса;
3) слова, движения и жесты должны быть ясными и определенными;
113
4) особое внимание необходимо уделить жестам рук. Основные требо-вания к ним:
– приблизительно 90% жестов необходимо делать выше пояса – это по-казатель уверенности; ниже пояса – сигналы неуверенности, растерянности, неудачи;
– локти – 3–5 сантиметров от корпуса. Меньшее расстояние символизи-рует незначительность и слабость авторитета;
– пальцы рук в положении, если бы вы держали большое яблоко;
– жестикулируйте не одной, а обеими руками, они дополняют сказан-ное, являются средством наглядности вашей речи. Жестами рук можно пока-зать: направление, объем, размер, чувства и их интенсивность.
Например, поднимающиеся руки символизируют нарастание напряже-ния; опущенные руки ниже пояса, разведенные ладони в сторону символизи-руют неудачу.
Перед любым выступающим стоит ряд последовательных задач:
1. Привлечь внимание аудитории.
2. Зажечь людей своей энергией и донести до них главную мысль ва-шей речи.
3. Завоевать своей идеей умы слушателей.
4. Развить и закрепить успех, перенести его на прозу жизни. Эти задачи можно решить, ответив на вопросы:
1. Как привлечь внимание? Заинтересуйте слушателей оригинальным вступлением, привлекательно построенной фразой, фактом.
Начать можно с использования:
– цитаты знаменитого человека;
– истории, вызывающей сочувствие;
– ссылки на библию, мифы, сказки и др.;
– ссылки на известное произведение;
– рассказа из собственной жизни;
– риторического вопроса;
– исторического эпизода;
– знаменитого приключения из прошлого или настоящего;
– разумного комплимента.
2. Как зажечь слушателей своей энергией и донести до них свою глав-
ную мысль? Надо поступить так:
а) обозначить цель выступления, показать важность проблемы, вовлечь каждого в разговор, чтобы проблема стала проблемой каждого слушателя;
б) донести главную мысль до слушателя можно, если:
114
– выступление четко спланировано и логично;
– весь материал разложен на элементы;
– хорошо уяснена ключевая мысль, лежащая в основе вашей речи, ос-тальное – факты, доказательства, примеры и т.д.;
– не считаете, что аудитории хорошо известна ваша главная мысль, по-этому раскройте ее;
– не путаете основную мысль с доказательствами и иллюстрациями;
– подчеркиваете модуляцией голоса основную мысль.
3. Как завоевать умы слушателей своей идеей? Сделать ее наглядной:
а) доказательствами будут:
– факты (иллюстрации, примеры, сравнения, логические выводы, на-
глядные материалы, статистические данные);
– смешные истории;
– сравнения и противопоставления;
– цифры;
– цитаты.
4. Как развить и закрепить успех, перенести его на прозу жизни? Для
этого:
– обязательно в заключение объяснить, зачем нужна слушателю полу-ченная информация;
– объяснить подробно, как пользоваться полученной информацией;
– если информация познавательна, то вкратце напомнить, о чем шла
речь.