Начинающий оратор достаточно часто испытывает сложности как при подготовке к публичному выступлению, так и в ходе его, что неизбежно при-водит к затруднению установления психологического контакта с аудиторией и снижает качество выступления.
Наиболее типичными затруднениями, возникающими при публичном выступлении, являются следующие:
1. Нелогичность –непоследовательность в изложении сути,нечеткаяаргументированность излагаемого материала, отсутствие ясности и четкости
в достижении поставленной цели.
2. Проблема выражения –недостаточная эмоциональность,зажатость,монотонность выступления, несоответствие внутреннего состояния с внеш-ними признаками.
115
3. Эгоцентризм –не учитывается плюрализм мнений,неспособностьпонять иное, чужое мнение.
4. Некомпетентность –недостаток информации,некомпетентность вконкретных вопросах.
5. Проблема контакта –сложности установления психологическогоконтакта с аудиторией, не удается расположить к себе слушателей, неубеди-тельность речи и т.д.).
|
|
6. Проблема самоконтроля –трудно преодолеть волнение,неумениевести себя и т.д.
7. Проблема выхода из контакта –сумбурность и незавершенностьвыступления, плохое окончание и неудачный выход из разговора.
Из этого следует, что при подготовке к выступлению необходимо зара-нее продумывать все:
– как вы должны появиться перед публикой;
– ваша походка должна быть ровной, уверенной, не спешащей;
– любое ваше движение будет замечено, поэтому надо знать некоторые психологически значимые жесты, положения рук, особенности осанки и т.д.;
– любой слушатель должен почувствовать, что его увидели (поэтому большую аудиторию разбейте на секторы для взгляда, слушателей в них и т.д.);
– помните, что активное слушание составляет не более 15 минут, а от-сюда и построение выступления;
– выйдя на трибуну, не волнуйтесь (размер волнения обратно пропор-ционален времени, затраченному на выступление);
– не целесообразно «разгуливать» перед слушателями, это отвлекает от сути выступления;
– помните о выразительности и культуре речи.
В среднем представитель делового мира в течение дня произносит бо-лее 10 тысяч слов. Говорение – прекрасная ежеминутная реклама вам и вашей работы. Деловой человек, даже если он еще не произнес ни слова, уже своим появлением воздействует на аудиторию.
Литература: 14, 15, 17, 18, 20, 21, 26, 31.
116
Литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения. – М.: Омега-Л, 2005.
2. Анцупов А.Я., Щипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. –
|
|
М.: ЮНИТИ, 1999.
3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. 2-е изд. –
М.: ИНФРА-М, 2002.
4. Борисов А. Роскошь человеческого общения. – М., 1998.
5. Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Мос-ковский социально-психологический институт; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2001.
6. Власова В.... И проснешься боссом: Справочник по психологии управления: В 3 т. / Н. Власова. – М., 1994. – Т. 2.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.,
1982.
8. Гришина Н. В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – Л.,
1990.
9. Диденко С.А., Диденко Л.В. Деловые бумаги и особенности делового общения. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д, 2005.
10. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. – Л., 1991.
11. Зигерт В. Руководить без конфликтов. – М., 1990.
12. Иствуд А. Я вас слушаю. – М., 1984.
13. Карандашев В.И. Основы психологии общения. – Челябинск, 1990.
14. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: ПРО-
ГРЕСС, 1989.
15. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2003.
16. Коломинский Я. Беседы о тайнах психики. – Л., 1976.
17. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, ритмика, этикет. Учеб. пособие для вузов. – М.: «Экономическая литература», 2002.
18. Ксенчук Е. В. Технология успеха. – М., 1993.
19. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 1997.
20. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена,
политика. – М.: Ось-89, 2002. – 512с.
117
21. Кузнецов И.Н. Корпоративная культура делового общения. Главные правила общения и поведения в современном обществе. – М.: АСТ; Мн: Хар-
вест, 2005.
22. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004.
23. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры… – М.: Экономика, 1995.
24. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений: Учеб. по-собие для экономистов. – М. Институт практической психологии, 1998.
25. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс…– Мн., 1986.
26. Макаров С. Д. Менеджер за работой. – М., 1989.
27. Мартынов С. Д. Профессионалы в управлении. – Л., 1991.
28. Мелибурда Е.Я. Ты – мы. Психологические возможности улучше-ния общения. – М., 1986.
29. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.
30. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. –
М., 1990.
31. Панфилова А. П. Деловые беседы. – Л., 1989.
32. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной дея-тельности: Учеб. пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
33. Петровская Л.А. Компетентность в общении – М, 1989.
34. Поваляева М.А. Деловое общение: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Фе-
никс, 2005.
35. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 326с.
36. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2004.
37. Руденский Е.В. Основы психологии общения менеджера: Учеб. по-собие. – М.: ИНФРА; Новосибирск: НГАЭ и У, 1998.
38. Уткин Э.А. Этика бизнеса: Учебник для вузов. – М.: Издательство
«Зерцало», 2000.
39. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн.: Амалфея, 1996.
40. Шепель В.М. Имеджелогия: секреты личного обаяния. – М.: ЮНИ-
ТИ, 1997. – 382с.
41. Щеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального профессионального образования. – М.: ПрофобрИздат, 2002.
118
Варианты контрольных работ
Вариант 1
1. Социально-психологическое значение общения.
2. Паралингвистические средства общения и их значение.
3. Назовите тип взаимодействия между партнерами при: а) выполнении общих задач работниками фирмы; б) Интернет-общении; в) деловых отношениях работников фирм-партнеров.
|
|
Вариант 2
1. Понятие об общении.
2. Понятие имиджа в деловом общении и его проявления.
3. Назовите тип взаимодействия при:
а) обращении президента к нации;
б) выступлении перед аудиторией слушателей;
в) формировании социально-психологического климата коллектива фирмы.
Вариант 3
1. Понятие о речи.
2. Экстралингвистические средства общения.
3. Назовите тип взаимодействия в деловом общении при: а) пользовании Интернет-базой данных; б) посвящении в личные дела друг друга; в) в соревновании фирм.
Вариант 4
1.Почему язык объективно существующее явление?
2. Обоснуйте особенности и назначение деловой беседы в деловых от-ношениях.
3. Определите взаимодействие видов общения и механизмов взаимопо-нимания, возникающих при этом в ситуации, когда:
119
а) участник круглого стола встречает единомышленника по ряду дело-вых проблем;
б) деловые проблемы понимаются одинаково; в) обсуждение проблем поднимается в СМИ.
Вариант 5
1. Речь как психическое явление.
2. Деловое совещание и его значение в деловых отношениях.
3. определите взаимодействие видов общения и механизмов взаимопо-нимания, возникающих при этом в ситуации, когда:
а) взаимодействие деловых партнеров на совещании протекает на осно-ве альтернатив;
б) осуществляется селекторное совещание;
в) проходят ярмарки-продажи выпускаемых товаров.
Вариант 6
1. Обоснуйте отличие побудительной информации от констатирующей.
2. Роль альтернатив в деловых отношениях.
3. Определите взаимодействие видов общения и механизмов взаимопо-нимания, возникающих при этом в ситуации, когда:
а) презентация продукции фирмы доверяется лучшим профессионалам; б) поддерживаются отношения между фирмами через Интернет; в) фирма управляется административно.
Вариант 7
1. Назовите знаковые системы и дайте им характеристику.
|
|
2. Составные культуры общения.
3. Определите взаимодействие видов общения и механизмов взаимопо-нимания, возникающих при этом в ситуации, когда:
а) общение между фирмами осуществляется деловой перепиской;
б) представители данной профессии регионов страны участвуют в праздновании официальных дат, юбилеев и т.д.;
в) проводится корпоративная вечеринка.
120
Вариант 8
1. Назовите виды общения, имеющие место в подготовке к публичному выступлению. Ответ обоснуйте.
2. Коммуникативные барьеры в общении.
3. Два правила структурирования информации.
Вариант 9
1. Назовите виды общения, проявляющиеся в публичном выступлении. Ответ обоснуйте.
2. Причины конфликтов в деловой среде.
3. Понятие обратной связи в общении.
Вариант 10
1. Психологическая сущность переговоров.
2. Зоны и дистанции в деловом общении.
3. Ольфакторные средства общения.
Вариант 11
1. Назовите формы делового общения и ту из них, которой должен в совершенстве владеть секретарь-референт. Ответ обоснуйте.
2. Понятие обратной связи в общении.
3. Тактильные средства общения и их место в деловых отношениях.
Вариант 12
1. Назовите формы деловой коммуникации и ту из них, которая психо-логически сближает партнеров по общению, становится началом взаимодей-ствия при любых деловых начинаниях. Ответ обоснуйте.
2. Понятие коммуникативной компетентности.
3. Выразительные качества голоса.
Вариант 13
1. Пауза как прием в общении и ее роль.
121
2. Эффекты восприятия людьми друг друга.
3. Назовите и поясните стратегию переговорного процесса между фир-мами, в котором целью является сохранение партнерских отношений на взаимовыгодных условиях.
Вариант 14
1. Ораторское искусство и составные части подготовки публичного вы-ступления.
2. Два правила структурирования информации.
3. Назовите стиль переговоров между партнерами в деловых отношени-ях, при котором представители одной фирмы добиваются превосходства вы-годных условий для себя.
Вариант 15
1. Культура речи делового человека.
2. Приемы привлечения и поддержания внимания партнера по обще-
нию.
3. Стиль переговорного процесса, в котором партнеры стремятся дого-вориться по стратегическим вопросам взаимной деятельности.
Вариант 16
1. Невербальное общение и его средства.
2. Имидж сотрудника и имидж фирмы.
3. Функции общения.
122