Типичные затруднения, возникающие при публичном выступлении

 

Начинающий оратор достаточно часто испытывает сложности как при подготовке к публичному выступлению, так и в ходе его, что неизбежно при-водит к затруднению установления психологического контакта с аудиторией и снижает качество выступления.

 

Наиболее типичными затруднениями, возникающими при публичном выступлении, являются следующие:

 

1. Нелогичность –непоследовательность в изложении сути,нечеткаяаргументированность излагаемого материала, отсутствие ясности и четкости

в достижении поставленной цели.

 

2. Проблема выражения –недостаточная эмоциональность,зажатость,монотонность выступления, несоответствие внутреннего состояния с внеш-ними признаками.


 

 

115


3. Эгоцентризм –не учитывается плюрализм мнений,неспособностьпонять иное, чужое мнение.

 

4. Некомпетентность –недостаток информации,некомпетентность вконкретных вопросах.

5. Проблема контакта –сложности установления психологическогоконтакта с аудиторией, не удается расположить к себе слушателей, неубеди-тельность речи и т.д.).

 

6. Проблема самоконтроля –трудно преодолеть волнение,неумениевести себя и т.д.

7. Проблема выхода из контакта –сумбурность и незавершенностьвыступления, плохое окончание и неудачный выход из разговора.

Из этого следует, что при подготовке к выступлению необходимо зара-нее продумывать все:

– как вы должны появиться перед публикой;

 

– ваша походка должна быть ровной, уверенной, не спешащей;

 

– любое ваше движение будет замечено, поэтому надо знать некоторые психологически значимые жесты, положения рук, особенности осанки и т.д.;

– любой слушатель должен почувствовать, что его увидели (поэтому большую аудиторию разбейте на секторы для взгляда, слушателей в них и т.д.);

 

– помните, что активное слушание составляет не более 15 минут, а от-сюда и построение выступления;

– выйдя на трибуну, не волнуйтесь (размер волнения обратно пропор-ционален времени, затраченному на выступление);

– не целесообразно «разгуливать» перед слушателями, это отвлекает от сути выступления;

– помните о выразительности и культуре речи.

 

В среднем представитель делового мира в течение дня произносит бо-лее 10 тысяч слов. Говорение – прекрасная ежеминутная реклама вам и вашей работы. Деловой человек, даже если он еще не произнес ни слова, уже своим появлением воздействует на аудиторию.

 

Литература: 14, 15, 17, 18, 20, 21, 26, 31.


 

 

116






Литература

 

 

1. Аминов И.И. Психология делового общения. – М.: Омега-Л, 2005.

 

2. Анцупов А.Я., Щипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. –

 

М.: ЮНИТИ, 1999.

 

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. 2-е изд. –

 

М.: ИНФРА-М, 2002.

 

4. Борисов А. Роскошь человеческого общения. – М., 1998.

 

5. Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Мос-ковский социально-психологический институт; Воронеж: Издательство НПО

«МОДЭК», 2001.

 

6. Власова В.... И проснешься боссом: Справочник по психологии управления: В 3 т. / Н. Власова. – М., 1994. – Т. 2.

 

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.,

 

1982.

 

8. Гришина Н. В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – Л.,

 

1990.

 

9. Диденко С.А., Диденко Л.В. Деловые бумаги и особенности делового общения. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д, 2005.

10. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. – Л., 1991.

 

11. Зигерт В. Руководить без конфликтов. – М., 1990.

 

12. Иствуд А. Я вас слушаю. – М., 1984.

 

13. Карандашев В.И. Основы психологии общения. – Челябинск, 1990.

 

14. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: ПРО-

ГРЕСС, 1989.

 

15. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2003.

 

16. Коломинский Я. Беседы о тайнах психики. – Л., 1976.

 

17. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, ритмика, этикет. Учеб. пособие для вузов. – М.: «Экономическая литература», 2002.

 

18. Ксенчук Е. В. Технология успеха. – М., 1993.

 

19. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 1997.

 

20. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена,

 

политика. – М.: Ось-89, 2002. – 512с.


 

117


21. Кузнецов И.Н. Корпоративная культура делового общения. Главные правила общения и поведения в современном обществе. – М.: АСТ; Мн: Хар-

вест, 2005.

 

22. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004.

23. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры… – М.: Экономика, 1995.

 

24. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений: Учеб. по-собие для экономистов. – М. Институт практической психологии, 1998.

25. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс…– Мн., 1986.

 

26. Макаров С. Д. Менеджер за работой. – М., 1989.

 

27. Мартынов С. Д. Профессионалы в управлении. – Л., 1991.

 

28. Мелибурда Е.Я. Ты – мы. Психологические возможности улучше-ния общения. – М., 1986.

 

29. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.

 

30. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. –

 

М., 1990.

 

31. Панфилова А. П. Деловые беседы. – Л., 1989.

 

32. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной дея-тельности: Учеб. пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.

33. Петровская Л.А. Компетентность в общении – М, 1989.

 

34. Поваляева М.А. Деловое общение: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Фе-

 

никс, 2005.

 

35. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 326с.

36. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2004.

 

37. Руденский Е.В. Основы психологии общения менеджера: Учеб. по-собие. – М.: ИНФРА; Новосибирск: НГАЭ и У, 1998.

38. Уткин Э.А. Этика бизнеса: Учебник для вузов. – М.: Издательство

 

«Зерцало», 2000.

 

39. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн.: Амалфея, 1996.

40. Шепель В.М. Имеджелогия: секреты личного обаяния. – М.: ЮНИ-

 

ТИ, 1997. – 382с.

 

41. Щеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального профессионального образования. – М.: ПрофобрИздат, 2002.


 

118






Варианты контрольных работ

 

Вариант 1

 

1. Социально-психологическое значение общения.

 

2. Паралингвистические средства общения и их значение.

 

3. Назовите тип взаимодействия между партнерами при: а) выполнении общих задач работниками фирмы; б) Интернет-общении; в) деловых отношениях работников фирм-партнеров.

 

Вариант 2

 

1. Понятие об общении.

 

2. Понятие имиджа в деловом общении и его проявления.

 

3. Назовите тип взаимодействия при:

 

а) обращении президента к нации;

 

б) выступлении перед аудиторией слушателей;

 

в) формировании социально-психологического климата коллектива фирмы.

 

Вариант 3

 

1. Понятие о речи.

 

2. Экстралингвистические средства общения.

 

3. Назовите тип взаимодействия в деловом общении при: а) пользовании Интернет-базой данных; б) посвящении в личные дела друг друга; в) в соревновании фирм.

 

Вариант 4

 

1.Почему язык объективно существующее явление?

 

2. Обоснуйте особенности и назначение деловой беседы в деловых от-ношениях.

3. Определите взаимодействие видов общения и механизмов взаимопо-нимания, возникающих при этом в ситуации, когда:


 

 

119


а) участник круглого стола встречает единомышленника по ряду дело-вых проблем;

 

б) деловые проблемы понимаются одинаково; в) обсуждение проблем поднимается в СМИ.

 

Вариант 5

 

1. Речь как психическое явление.

 

2. Деловое совещание и его значение в деловых отношениях.

 

3. определите взаимодействие видов общения и механизмов взаимопо-нимания, возникающих при этом в ситуации, когда:

а) взаимодействие деловых партнеров на совещании протекает на осно-ве альтернатив;

б) осуществляется селекторное совещание;

 

в) проходят ярмарки-продажи выпускаемых товаров.

 

Вариант 6

 

1. Обоснуйте отличие побудительной информации от констатирующей.

 

2. Роль альтернатив в деловых отношениях.

 

3. Определите взаимодействие видов общения и механизмов взаимопо-нимания, возникающих при этом в ситуации, когда:

а) презентация продукции фирмы доверяется лучшим профессионалам; б) поддерживаются отношения между фирмами через Интернет; в) фирма управляется административно.

 

Вариант 7

 

1. Назовите знаковые системы и дайте им характеристику.

 

2. Составные культуры общения.

 

3. Определите взаимодействие видов общения и механизмов взаимопо-нимания, возникающих при этом в ситуации, когда:

а) общение между фирмами осуществляется деловой перепиской;

 

б) представители данной профессии регионов страны участвуют в праздновании официальных дат, юбилеев и т.д.;

в) проводится корпоративная вечеринка.


 

 

120


Вариант 8

 

1. Назовите виды общения, имеющие место в подготовке к публичному выступлению. Ответ обоснуйте.

2. Коммуникативные барьеры в общении.

 

3. Два правила структурирования информации.

 

Вариант 9

 

1. Назовите виды общения, проявляющиеся в публичном выступлении. Ответ обоснуйте.

2. Причины конфликтов в деловой среде.

 

3. Понятие обратной связи в общении.

 

Вариант 10

 

1. Психологическая сущность переговоров.

 

2. Зоны и дистанции в деловом общении.

 

3. Ольфакторные средства общения.

 

Вариант 11

 

1. Назовите формы делового общения и ту из них, которой должен в совершенстве владеть секретарь-референт. Ответ обоснуйте.

2. Понятие обратной связи в общении.

 

3. Тактильные средства общения и их место в деловых отношениях.

 

Вариант 12

 

1. Назовите формы деловой коммуникации и ту из них, которая психо-логически сближает партнеров по общению, становится началом взаимодей-ствия при любых деловых начинаниях. Ответ обоснуйте.

 

2. Понятие коммуникативной компетентности.

 

3. Выразительные качества голоса.

 

Вариант 13

 

1. Пауза как прием в общении и ее роль.


 

121


2. Эффекты восприятия людьми друг друга.

 

3. Назовите и поясните стратегию переговорного процесса между фир-мами, в котором целью является сохранение партнерских отношений на взаимовыгодных условиях.

 

Вариант 14

 

1. Ораторское искусство и составные части подготовки публичного вы-ступления.

2. Два правила структурирования информации.

 

3. Назовите стиль переговоров между партнерами в деловых отношени-ях, при котором представители одной фирмы добиваются превосходства вы-годных условий для себя.

 

Вариант 15

 

1. Культура речи делового человека.

 

2. Приемы привлечения и поддержания внимания партнера по обще-

 

нию.

 

3. Стиль переговорного процесса, в котором партнеры стремятся дого-вориться по стратегическим вопросам взаимной деятельности.

 

Вариант 16

 

1. Невербальное общение и его средства.

 

2. Имидж сотрудника и имидж фирмы.

 

3. Функции общения.


 

122











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: