Виды педагогического контроля

Предварительный контроль проводится для определения возможностей занимающихся к овладению физическими упражнениями и выполнению ими нормативов учебной программы. Он позволяет внести уточнения в планирование учебных задач, средств и методов их решения. Можно проверить выполнение упражнений, структурно схожих с новыми; проверить знания, умения и навыки после длительных перерывов в занятиях для планирования индивидуальных занятий. Исключение составляют физические упражнения, требующие длительной подготовки организма к большим объемам работы (лыжные гонки, бег на длинные дистанции).

Оперативный контроль позволяет оценить решающие моменты педагогических воздействий на занятии (в школе, преимущественно, качество освоения двигательных действий, а в спорте - регистрация нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений целостного занятия) для оперативного управления деятельностью обучаемых и достижения эффекта занятия.

Текущий контроль предполагает непрерывное проведение контроля на каждом занятии (от урока к уроку) в течение недели. Определяется результативность обучения и повседневное изменение состояния занимающихся. Прослеживается и динамика показателей индивидуального состояния между данным и очередным занятием для оценки последствия и хода восстановительных процессов (от чего зависит эффект очередного занятия).

В спорте параметры текущей нагрузки (сумма оперативных нагрузок за каждое занятие) сопоставляются с результатами “прикидок” в конце микроцикла, а также с показателями текущего состояния спортсмена. Определяется оптимальное соотношение между зонами характеристик нагрузок. Делается заключение о качестве занятий, изменении функциональных показателей спортсмена за данный промежуток времени (отставленный эффект). Для проведения текущего контроля следует применять методы (как и при оперативном контроле), требующие минимальных затрат времени без дополнительных затрат сил обучаемых. Результаты текущего контроля способствуют уточнению содержания плана на данном этапе и более эффективному осуществлению учебно-воспитательного процесса.

В действующем учебнике Л.П. Матвеева (Теория и методика ФК, 1991) все 3 вида контроля называются разновидностями оперативно-текущего контроля. В результате его преподаватель-тренер получает информацию о двигательной функции занимающихся на занятиях, обменивается информацией с ними. Это позволяет педагогу уточнить средства и методы педагогического воздействия на обучаемых.

Этапный контроль выявляет основные тенденции процесса физического воспитания на его относительно продолжительных этапах (четверть, семестр, период, могут быть. мезоциклы, если они выделяются этапом более крупного цикла тренировок). Он включает, кроме операций, характерных для контроля в целом:

1) обобщающую обработку материалов текущего контроля для характеристики общих черт и параметров этапов и циклов педагогического процесса (подсчет суммарных затрат времени на разделы и решение различных задач ФВ; суммарных величин физической нагрузки в спорте и долей по уровню и направленности; определение средних величин показателей изменения состояния занимающихся. Таким образом анализируется структура и динамика педагогического воздействия и тенденции изменения их эффекта);

2) итоговые тестирующие и другие диагностические процедуры в конце этапа для определения общего кумулятивного эффекта проведенных занятий и сдвигов, прошедших в состоянии обучаемых (педагогическая диагностика: контрольные процедуры по выявлению эффекта педагогически направленных воздействий и изменений в состоянии воспитуемых);

3) сравнительный анализ динамики I-го и 2-го показателей.

Итоговый контроль (разновидность этапного контроля - цикловой по Л.П. Матвееву) применяется для определения конечных результатов по разделу за год. Он позволяет оценить сложившуюся систему занятий, сравнить полученные результаты с планируемыми и получить данные для корректировки планирования процесса физического воспитания на очередной учебный год (цикл).

Основные требования, предъявляемые к контролю:

- своевременность (соответствие срокам планирования);

- систематичность (регулярность);

- объективность, точность и достоверность (повышает достоверность информации);

- полнота (достаточная всесторонность, охват основных показателей процесса ФВ).

 

 

Средства и методы контроля на уроке физической культуры

Центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная деятельность. Она контролируется по трем направлениям:

- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

- воспитание физических качеств;

- изменение состояния организма.

Педагогический контроль на уроках преимущественно состоит в проверке и оценке вышеперечисленных факторов у учащихся.

 

Методы педагогического контроля

1. Пульсометрия – определяет ЧСС.

2. Антропометрия – определяет рост, вес, обхваты груди, бедер, запястья.

3. Спирометрия – жизненная емкость легких.

4. Тонометрия – артериальное давление.

5. Наблюдение (экспертное оценивание) – техника движений, поведение.

6. Тестирование – знания, физические качества.

7. Контрольные упражнения – физические качества, знания.

8. Динамометрия – максимальная сила.

9. Функциональные пробы – МПК, МАМ.

10. Опрос –знания, отношение к занятия.

11. Анкетирование – отношение к занятиям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: