Спрос и предложение. Процесс удовлетворения потребностей в автосервисе

 

Спрос – это фундаментальное понятие рыночной экономики, а также представленная на рынке потребность в товарах, определяемая объемом товаров, которые потребители могут приобрести при сложившихся ценах на протяжении определенного периода времени. Объем и структура спроса зависят как от цены на товар, от моды, доходов потребителей, а также от цены на другие товары. Спрос может формироваться двумя способами: непосредственно потребностью в товаре (спрос на товары первой необходимости); под влиянием внешних воздействий (формирование общественного мнения, реклама).

Для создания предприятия по оказанию услуг по техническому обслуживанию и техническому ремонту требуется решить ряд организационных, производственных и финансовых вопросов, в том числе изучить спрос на услуги в данном районе, проведя маркетинговое исследование.

Услуги автосервиса – это, прежде всего, послепродажный сервис, включающий техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Он может быть направлен на гарантийный ремонт, обеспечение запасными частями, проведение технического обслуживания, текущего ремонта, оказание сопутствующих услуг по страхованию автомобилей, их аренде или покупке в кредит, лизинг и т. д.

Закон спроса заключается в том, что при неизменности прочих равных условиях, влияющих на спрос, его величина тем меньше, чем выше цена товара. Если покупатели выделили определенную сумму денег, которую они намерены потратить на покупку данного товара, то чем ниже цена товара, тем больше они смогут купить, и наоборот, чем выше цена товара, тем меньше они смогут купить товара.   

Функцию спроса можно представить следующим образом:

Qс = f (Ц, Ц*, Д, Б, В, О, С),

где Ц – цена самого товара; Ц* – цены товаров, тем или иным образом связанных с рассматриваемым; Д – уровень доходов потребителя; Б – уровень благосостояния; В – вкусы и предпочтения потребителя; О – перспективы потребителя (ожидания потребителем изменения уровня доходов или уровня благосостояния); С – сезонный фактор.

В рамках маркетинговой деятельности спрос на продукцию со стороны продавца формируется путем: определения ценовой политики и сбытовой политики; проведения рекламной кампании; использования других методов продвижения товара. Анализ системы формирования спроса проводится в рамках управления финансами путем соотнесения затрат на функционирование этой системы с выгодами от ее существования, иногда к анализируемым затратам добавляется сумма расходов, которые могут возникнуть в результате неверного прогноза спроса. Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе, скажется на уровне спроса на товар.

Предложение обычно рассматривается как результат производственной деятельности в виде суммы товара, предназначенного для продажи. Слагаемыми предложения являются текущее пространство и запасы товаров у продавцов, сумма которых определяет лишь верхний предел предложения, ибо его реальная величина зависит от рыночной цены.

Закон предложения заключается в том, что при неизменности прочих равных условиях, влияющих на предложение, объем предложения растет при увеличении цены товара. Это понятно, ведь увеличение цены означает рост доходов и прибыли, в чем заинтересованы продавцы и производители. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса и предложением представлена известной всем кривыми.

Предложение Q = f (Цт), спрос – Q = f (1/Цт). На рис.1 рассматривается ситуация – рыночное равновесие. Кривая спроса (С). При возрастании цены от Ц1 до Ц2 спрос сокращается (от Q1 до Q4). При более высоких ценах из числа потребителей выбывают фирмы, ранее функционирующие на грани банкротства. Более сильные в финансовом отношении фирмы сокращают закупки товара. При снижении цены (с Ц1 до Ц2) спрос растет (с Q1 до Q4). Кривая предложения (П). При возрастании цены от Ц1 до Ц2 приводит к росту предложения (от Q1 до Q4) в результате загрузки производственных мощностей, открытия новых предприятий, роста предложения из запасов, появление на рынке фирм, деятельность которых при прежнем уровне цен была бы убыточной. При снижении цены приводит к увеличению предложения.

Точка Е – точка пересечения С и П, где спрос и предложение равны одинаковому количеству единиц товара Q, т.е. находятся в состоянии равновесия, а им отвечает конкурентная цена. Точка равновесии фактически находится в постоянном движении, где кривые С и П смещаются, поскольку в действительности все факторы спроса, принятые как неизменные постоянно меняются. 

Рисунок 2.1 - Зависимости спроса и предложения

 

Представленная ситуация рыночного равновесия, по существу является абстракцией, т.к. реально С и П никогда не равны друг другу. На рынке продавца всегда происходит повышение, а на рынке покупателей – снижение товарных цен.

В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Количественная сторона зависимости С и П выражается понятием ценовой эластичности С и П – степени соответствующей реакции С и П на относительное изменение уровня рыночной цены (рис. 2).

Эластичность спроса определяется (аналогично с предложением)

,        , .

При Е > 1,0 (эластичный спрос) происходит уменьшение цены → выручка увеличивается. При Е < 1,0 (не эластичный спрос) происходит уменьшение цены → выручка уменьшается. При Е = 1,0 (единичный эластичный спрос) происходит уменьшение цены → на выручку воздействие не оказывается.

 

Рисунок 2.2 - Характеристики спроса

 

Спрос, вероятнее всего, будет менее эластичным при следующих обстоятельствах: товару нет или почти нет замены или отсутствуют конкуренты; покупатели не сразу замечают повышение цен; покупатели медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары; покупатели считают, что повышенная цена оправдана повышением качества товара, естественным ростом инфляции. 

Вся деятельность фирмы, в том числе ее программы развития производства, научно-технических исследований, капиталовложений, финансовых средств и рабочей силы, а также программы сбыта, технического обслуживания и т.д., обязательно основываются на глубоких и достоверных знаниях потребительского спроса и его изменений. Необходимо создание, производство и сбыт того, на что покупатель действительно предъявляет спрос. Потребителю нужен новый, современный, качественный товар по доступной цене, а производителю необходимого его разработать, причем чтобы издержки были минимальными.

Фирма обязана предусмотреть, какой будет ее кривая спроса. В течение каждого кратковременного периода она должна пытаться хотя бы приблизительно определить денежные издержки, соответствующие различным объемам производства. Бухгалтерия и производственный отдел фирмы определят, какие издержки являются постоянными, не зависящими от изменения объема производства, а какие - переменными, изменяющимися вместе с выпуском продукции. В этом им поможет отдел маркетинга, в задачи которого входит информирование всех других отделов фирмы о новейших достижениях в интересующих их сферах.

Маркетинговый отдел предоставляет информацию о новейших материалах, видах сырья, о том, каким должен быть новый товар, в каком ассортименте, на рынках каких районов, городов и стран спрос будет выше, спрогнозирует цену на него.

Для разработки, реализации, пересмотра маркетинговых программ фирмы или каких-либо их элементов нужна соответствующая информация. Риск при этом уменьшается, поскольку возникает возможность избежать дорогостоящих ошибок до того, как расходы станут слишком значительными, а товары и услуги, при реализации которых могут возникнуть проблемы, подвергаются модификации или снимаются с рынка до того, как нанесут существенный ущерб всей фирме. Определяется как положительное, так и отрицательное отношение потребителей, анализируется внешняя среда, неконтролируемые факторы.

Руководству фирмы, менеджерам маркетинговой службы информация требуется для обоснования принимаемых решений. Например, управляющему маркетингом легче убедить свое начальство разрешить выпуск нового товара, если пробные его продажи дали положительный результат. Информация может использоваться и для подкрепления интуитивных решений. Маркетолог, имея собственное представление о какой-либо проблеме рынка, стремится получить дополнительную информацию, с тем, чтобы подтвердить или отказаться от решений, основанных на интуиции, до их реализации.

Задача маркетинга - облегчать и стимулировать оптимально высокое потребление, которое в свою очередь создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства. Анализ тенденций, изменений, происходящих в обществе, часто дает ключ к определению тех товаров, которые потребитель захочет приобрести. Например, растущий уровень преступности ведет к потребности в средствах обеспечения безопасности мелких фирм. Рост числа работающих женщин побуждает производителей женской одежды выпускать больше деловых женских костюмов и т.д. Среди того, чему содействует современный маркетинг, можно отметить достижение более высокого потребления, потребительской удовлетворенности, предоставление самого широкого выбора товаров и услуг, повышение качества жизни и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: