Методы прогнозирования

Многие допущения, из которых исходит руководитель, относятся к условиям в будущем, над которыми руководитель почти не имеет никакого контроля. Однако допущения необходимы для многих операций планирования. Прогнозирование — это метод, в котором используются как накопленный опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования.

Разновидности прогнозов

1. Экономические прогнозы используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту.

2. Прогнозы развития технологии позволят предсказать, разработки каких технологий можно ожидать, когда это произойдет, насколько экономически приемлемыми они могут быть.

3. Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов.

4. Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуа­циях, используя данные многих областей знания.

5. Социальное прогнозирование используется для предсказания изменений в социальных установках и состояния общества.

☺ Задание 3. К какому типу прогнозов вы отнесете прогнозы по распространению коронавируса?

Неформальные методы принятия решений

1. Вербальная информация. Такая информация затрагивает факторы внешнего окружения, представляющие интерес для организации. Она имеет переменчивый характер, ее легко получить, но данные могут оказаться неточными, устаревшими или страдающими расплывчатостью.

2. Письменная информация. Источники письменной информации — это газеты, торговые журналы, информационные бюллетени, профессиональные журналы и годовые отчеты.

3. Промышленный шпионаж. Иногда он оказывался успешным способом сбора данных о действиях конкурентов, и эти данные затем использовались для формулирования целей организации.

Количественные методы прогнозирования

Количественные методы можно использовать для прогнозирования, когда деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно продолжить в будущем, и когда имеющейся информации достаточно для выявления статистически достоверных тенденций или зависимостей.

1. Анализ временных рядов (проецирование тренда) – основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает хорошее приближение в оценке будущего. Его можно провести с помощью таблицы или графика путем нанесения на координатную сетку точек, соответствующих событиям прошлого.

2. Причинно-следственное моделирование — наиболее математически сложный количественный метод прогнозирования из числа применяемых.

3. Каузальное моделирование — это попытка спрогнозировать то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и дру­гими переменными. На языке статистики эта зависимость называется корреляцией. Чем теснее корреляция, тем выше пригодность модели для прогнозирования. Полная корреляция (1,0) бывает в ситуации, когда в прошлом зависимость всегда была истинной.

Качественные методы прогнозирования

Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает метод, или модель получается дорогой, руководство может прибегнуть к качественным методам прогнозирования.

1. Мнение жюри. Этот метод прогнозирования заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальной разновидностью метода является «мозговой штурм», во время которого участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей.

2. Совокупное мнение сбытовиков. Опытные торговые агенты прекрасно предсказывают будущий спрос.

3. Модель ожидания потребителя является прогнозом, основанным на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные потребности в будущем, а также новые требования.

4. Метод экспертных оценок представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, практикующие в разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, и если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: